Человек как биологический и социальный субъект. Физиологические потребности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 23:38, реферат

Описание работы

Значение термина «человек» многограно, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают человека. Философию интересует человек с точки зрения ее положения в мире прежде всего как субъекта познание и творчества. Психология анализирует человека как целостность психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств и т.п., то есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы.

Файлы: 1 файл

БДЖ.docx

— 26.76 Кб (Скачать файл)

             Человек как биологический и социальный субъект

Значение термина «человек»  многограно, о чем свидетельствует понятийный аппарат наук, которые изучают  человека. Философию интересует человек с точки зрения ее положения в мире прежде всего как субъекта познание и творчества. Психология анализирует человека как целостность психологических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых свойств и т.п., то есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой  природы. 
    Если экономическая наука предполагает, что человек способная на рациональный выбор, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения большей частью иррациональные и непостижимые. 
Историки, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое  существо. Социология исследует человека прежде всего как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под влиянием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальное положение. 
      В общем понимании срок «человек» указывает на принадлежность к человеческому роду — высшей ступеньки живой природы на нашей планете. Он есть умнейшим существом на Земле и потому несет ответственность за свои поступки и действия. 
Человек как часть природы есть биологическим субъектом. По своим телесным строением и физиологическими функциями человек принадлежит к животному царству. Характерно, что с точки зрения биологии принципиальной разности между человеком и животным царством нет. 
Сходство, всхожесть человека и животного определяется, 
•    во-первых, составом вещества, строением и поведением организмов; 
•    во-вторых, у человека являются рудиментарные органы, которые выполняло важные функции у животных и сохранились у человека, хотя и не нужны ей. 
Но человек — высшая ступенька развития живой природы на нашей планете. Это понятие указывает на качественное отличие людей от животных и характеризует общие, присущие всем людям качества и особенности, которые находят свое проявление в термине «Homo sapiens» — «человек умная». Человек как биологический вид имеет: 
•    характерные телесные признаки (прямохождение, руки приспособленные  к работе и т.п.); 
•    высокоразвитый мозг, способный отобразить мир в понятиях и превращать его соответственно своим потребностям, интересов, идеалов; 
•    сознание как способность к познанию сущности как внешнего мира, так и своей личной природы; 
•    мышление и язык, которые появилось в результате трудовой общественной деятельности.

Характернейшим признаком человека есть сознание. Сознание не только в плане осмысления жизненной ситуации и познание окружающей действительности — такой уровень сознания присущий даже животному царству, — а с точки зрения способности раздумывать над внешними обстоятельствами, над своими связями с ними и с другими людьми, углубляться у себя, чтобы достичь согласия с собою, с целью осознания смысла собственного бытия в мире. Человеческая способность самоуглубления имеет деятельный общественный характер. О человеческом характере жизнедеятельности можно говорить из того момента, если человекоподобное существо изготовило первое орудие работы. Именно из этого началось развитие человеком собственного мира — социального. 
    Содержание  и  характер  человеческой  жизни  определяется  способом  человеческой  деятельности,  главными факторами   которого есть  средства  производства  и общение. Если животное живое в природе, то человек — в социуме. Социум — это особый образ жизни особых существ  людей. 
     Таким образом мы подходим к человеку с тремя разными измерениями ее сути: биологическ, психическим и социальным. Под психическим воображается внутренний духовный мир человека — его волю, переживание, память, характер, темперамент и т.п.. 
Социальное и биологическое существуют в неразрывном единстве. Биологическое, естественное, можно упрощенно назвать системой, «что живое», а социальное — «как живое». Но и «что живое» и «как живое» слились в единое целое, в социальное существо на имя Человек. Естественное функционирование ее организма социальное обусловленное, зависит от тех объективных условий, в которых она живое и которые ею же созданные путем преобразования окружающей среды. 
Итак, Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровня. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологическое, психического и социального, а их интегральное единство, которое служит основой к возникновению новой качественной степени — личности. 
Личность — это мера целостности человека, который включает в себя все множество взаимосвязанных характеристик и элементов. 
Главным итоговым свойством личности выступает мировоззрение. Особым компонентом личности есть ее нравственность. 
Главнейшее отличие между человеком и животным царством состоит в образе жизни. Животная жизнь осуществляется естественным чином, то есть как существование, человеческое — общественным, социальным, как жизнедеятельность. Все что есть в обществе, как и самое общество, — результат человеческой деятельности. 
Деятельность — это специфический человеческий способ отношения человека к миру. Она объединяет биологическую, социальную и духовно-культурную сущность человека. Деятельность возникает как средство преобразования природы на предметы потребления, творение культуры. 
На основе того что человеческая деятельность представляет собой систему осознанных целенаправленных действий, которое предусматривает изменение или преобразование окружающего мира, можно сформулировать такое определение: 
Виды деятельности обеспечивают существование человека и его формирование как личности. Но ни единый тип деятельности не реализуется в чистом виде. Например, работа — это и познание, и оценка, и общение. 
Каждый человек имеет свою иерархию видов и типов деятельности. В общем, иерархия видов и типов деятельности — это, к определенной мере, программа жизни человека. 
Одной с специфических форм деятельности есть работа.

Работа — это процесс, который происходит между человеком и природой. Превращая природу, человек превращает и себя. В процессе работы развиваются способности человека, а также мышление, чувствительное восприятие мира. 
Работа — это не только процесс, в котором люди вступают между собою в определенные производственные отношения. Она проявляется в конкретной исторической форме, имеет особый характер и свою организацию. С физиологической точки зрения, работа — это затраты физической и умственной энергии человека, но она необходимая и полезная для человека. И только в вредных условиях работы или при чрезмерном напряжении сил человека, в той или другой форме могут проявляться отрицательные следствия работы, которые представляют угрозу ее жизни и здоровью.

 

Биологические и социальные потребности человека конкретизируются в материальных и духовных потребностях. Биологические потребности человека, выражая низший уровень его сущности в сравнении с социальными, имеют и менее развитую конкретизацию (дифференциацию) их на материальные и духовные. В основном биологические потребности сводятся к материальным потребностям в пище, одежде, жилище. Духовные потребности биологического порядка связаны лишь с определенными условиями, обеспечивающими нормальное функционирование психики. Например, любой человек не может нормально себя чувствовать и воспринимать окружающий мир, когда на него постоянно кричат или ругают его. Всякие  ненормальные условия функционирования человеческой психики чреваты ее срывами, патологическими состояниями, психическими заболеваниями. Социальные как более развитые по сравнению с биогическими потребности человека имеют и более сложные, конкретизированный характер как в материальном, так и в духовном плане.

Что же представляют собой  матриальные и духовные потребности, в чем их специфические особенности? Специфика любой потребности обусловливается предметом, на который она направлена. Отсюда вытекает, что материальные потребности – это те, которые направлены на овладение, освоение материальных, т.е. обладающих физико-химическими свойствами, чувственно воспринимаемых предметов. И напротив, духовные потребности – те, которые направлены на овладение, освоение идеальных (духовных), т.е. не обладающих физико-химическими свойствами и чувственно не воспринимаемых явлений. Духовные (идеальные) явления существуют в двух формах: 1) в своей собственной – идеальной форме (например, знание в голове индивида) и 2) в материальной форме (например, в звуковых колебаниях человеческой речи, в печатном тексте книг, газет, журналов, в магнитных пленках и лазерных дисках, в балетных телодвижениях человека и т.д.). Материальные предметы, явления, процессы общественного порядка выступают формой внешнего выражения, кодированным носителем идеального. Иначе можно сказать, что материальные предметы в обществе являются необходимым средством внешнего выражения, сохранения и передачи идеальных явлений. Поэтому удовлетворение духовных потребностей в принципе невозможно без присвоения (использования, овладения) материальных предметов, которые выступают носителем духовных явлений, благ, ценностей. Духовные потребности предполагают использование разнообразных материальных предметов, их материальности, но не самой по себе, а в качестве носителя духовности. В то время как материальные потребности предполагают потребление (поедание, использование, уничтожение) материальных предметов из-за их особой, специфической материальности, телесности самой по себе. Съедобными предметами, к примеру, человек удовлетворяет свою потребность в пище, носильными предметами – потребность в одежде и обуви и т.д.                              

К материальным следует отнести и потребности в предметах, которые используются для производства, распространения и потребления духовных благ. Ведь само по себе владение такого рода предметами еще не означает реализацию духовных потребностей. Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, что вряд ли связано с духовными потребностями, или вообще ничего не смотреть.

Чем более развиты индивиды, общество, человечество, тем более  развиты и их как материальные, так и духовные потребности. Степень  их развития проявляется, прежде всего, в их дифференциации. Первобытный  человек обладал немногими вещами, которые свидетельствовали о  невысоком уровне развития его потребностей. Современный человек обладает и  овладевает очень многими вещами, что выражает высокий уровень  развития его как материальных, так  и духовных потребностей. При общем  высоком уровне современного развития потребностей, конечно, существуют большие  различия между разными регионами, обществами, социальными группами и  индивидами. Отвлекаясь от этих различий, можно указать на высокую дифференциацию потребностей в наиболее развитых странах. 

     

 

 

                     Физиологические потребности человека

 

Человек всегда считался высшим созданием природы, её царем и  властителем. Люди занимаются наукой, летают в космос, строят заводы, ухаживают  за животными. В наше прогрессивное  время человек научился частично заменять свой труд автоматизированными  системами, и экономить свое время  с помощью интернета. И вроде  бы все у нас прекрасно, если бы не одно НО. От животных нас отличает только наличие разума. И если исчезнет цивилизация, то от наших величайших запросов останутся лишь только физиологические потребности.

В последнее время мы почти  перестали задумываться о том, что  качество нашей жизни зависит  не от прогресса, а от того как быстро происходит удовлетворение наших физиологических  потребностей. Мы не спим ночами, едим на бегу и пьем воду, в которой  содержится половина таблицы Менделеева. А потом жалуемся на здоровье, и  тут же накачиваем организм всевозможными  лекарствами. Примеры физиологических  потребностей человека можно перечислять  бесконечно. Важно не только знать  их, но и уметь грамотно их удовлетворять.

Анатомо-физиологические  потребности человека

Физиологическими являются те потребности, которые помогают человеку выжить и продолжить жизнь своего рода. В этих потребностях мы ничем  не отличаемся от животных, поскольку  они также имеют биологическое  происхождение. В качестве примера  здесь можно привести новорожденных. Физиологические потребности детей, которые недавно появились на свет, сводятся к тому же набору, что  и у животных. Это потребность  в воздухе, пище, сне, комфорту, защите от стрессов. Позже к этому списку добавляется потребность в размножении. Анатомо-физиологические потребности  человека представляют собой набор тех условий, при которых возможно выживание всей человеческой цивилизации:

  • возможность физического существования, при отсутствии голодовок, стихийных бедствий и повальных болезней;
  • тепловой и магнитно-волновой комфорт с безопасным уровнем радиации, т.е. возможность поддерживать постоянную нормальную температуру тела;
  • состав воздуха, не приводящий к аномалиям физического и генетического плана;
  • питьевая вода с безопасным набором химических веществ и микроэлементов;
  • удовлетворяющая калорийный, национально-вкусовой, а также химико-элементарный и органический состав пища;
  • полноценный сон и отсутствие стресса.

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей человека. Многим она знакома как пирамида потребностей. Физиологические потребности по Маслоу являются самыми сильными и неотложными, их неудовлетворение приводит к разрушению всего организма. Только после удовлетворения физиологических потребностей, согласно пирамиде Маслоу, появляются потребности в безопасности, общении, признании, и самовыражении. Если человек обеспечивает себе продолжительный сон, питание, утоление жажды воды и кислорода, то у него появляется интерес к физиологическим потребностям более высокого уровня. К ним относятся сексуальные потребности. Без них еще не умер ни один человек, но их неудовлетворение приносит существенные сдвиги в психике и поведении человека.

Если же физиологические  потребности не удовлетворяются  должным образом, в этом случае у  человека может возникнуть фрустрация. Это состояние проявляется в  переживании тревоги, разочарования  и раздражительности. Человек может  рассчитывать на благополучное существование без стрессов и подавленного иммунитета, только если физиологические потребности не фрустрированны.

                           Нормы физиологических потребностей

В основном потребности нашего организма мы можем ощутить без  посторонней помощи. Например, мы точно  почувствуем голод, жажду нехватку воздуха и усталость. Однако существуют такие физиологические потребности, в которых наш организм нуждается  ежедневно, но мы чувствуем это только когда дефицит веществ приводит к болезни. Чтобы этого избежать, достаточно знать суточные нормы физиологических потребностей организма:

  • потребность в воде – около 1,5 л/сутки;
  • потребность в энергии – 2900 ккал/сутки;
  • потребность в белке – 36-87 г/сутки;
  • потребность в жирах – 60-154 г/сутки;
  • потребность в углеводах – 257-586 г/сутки;
  • потребность в пищевых волокнах – 20 г/сутки.

Информация о работе Человек как биологический и социальный субъект. Физиологические потребности человека