Антропогенетический портрет первоклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:54, научная работа

Описание работы

Цель исследования: определение антропогенетического портрета перво-классников СШ № 8.
Задачи исследования:
1.Определить моторную асимметрию по признакам переплетение рук и пальцев; определение ведущей ноги у первоклассников СШ № 8.
2.Определение частоты встречаемости сложных антропогенетических признаков: форма мочки уха, соотносительная длина 2 и 4 пальцев рук.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая часть
Антропология как наука. Задачи антропологии
Сложные антропогенетические признаки
Цель и задачи исследования
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Материалы и методы исследования
Обсуждение
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

АНТРОПОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 8 исш.docx

— 361.35 Кб (Скачать файл)

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №8 г.Гродно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНТРОПОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

ГУО СШ №8 г. Гродно

 

 

 

 

 

Автор: Гончарук Ольга

учащаяся 10 А класса

 

 

 

 

Научный

руководитель:

Повшок Светлана  Казимировна,

Сушко Ольга Евгеньевна

 

 

 

 

 

Гродно 2014

                                                       ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Теоретическая  часть
    1. Антропология как наука. Задачи антропологии
    2. Сложные антропогенетические признаки
    3. Цель и задачи исследования
  2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Материалы и методы исследования
    2. Обсуждение
  3. ВЫВОДЫ
  4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  5. ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Доподлинно известна взаимосвязь между отдельными морфологическими и физиологическими признаками человека, их взаимосвязь с показателями здоровья.

 Так, например, М.В.Черноруцкий1 указывает на взаимосвязь типа конституции и предрасположенностью человека к определенным заболеваниям. Он указывает, что для людей с гипостеническим типом конституции (вытянутая и уплощенная грудная клетка, длинная шея, тонкие и длинные конечности, узкие плечи, часто высокий рост, слабое развитие мускулатуры) характерны такие особенности внутреннего строения как небольшое сердце удлиненно-капельной формы, удлиненные легкие, относительно малая длина кишок с пониженный всасывательной способностью. Артериальное давление имеет тенденцию к понижению, в крови снижено содержание холестерина. Обмен веществ несколько повышены, интенсивно идут процессы диссимиляции. Для гипостеников характерен риск заболевания язвой желудка и двенадцатиперстной кишки, вегето-сосудистая дистания. Они чаще страдают пониженным артериальным давлением, гастритом с пониженной кислотностью, более подвержены заболеваниям органов дыхания.

Гиперстенический же тип имеет другие особенности: объемистый желудок и длинные кишки с большой всасывательной способностью1. Сердце относительно большое, расположено более горизонтально. Артериальное давление имеет склонность к повышению. В крови отмечается увеличенное содержание холестерина и мочевой кислоты, количество эритроцитов и гемоглобина повышено. Люди этого типа как правило имеют относительно низкий рост, их грудная клетка округлая, укорочена, шея короткая, имеется склонность к избыточному накоплению подкожного жирового слоя. Такие люди более предрасположены к болезням обмена веществ (сахарный диабет), заболеваниям желчных путей, атеросклерозу, но реже болеют инфекционными болезнями, туберкулезом.

Таким образом, особенности конституции могут быть причиной в том числе и снижения успеваемости обучающихся, отставании в физическом и интеллектуальном развитии. Следовательно, эти показатели должны учитываться при ведении образовательного процесса.

Ряд установленных взаимосвязей имеет большое значение и в педагогической практике. В литературе имеют данные о влиянии антропогенетических признаков на развитие и функционирование организма человека.

 

Цель исследования: определение антропогенетического портрета перво-классников СШ № 8.

 

Задачи исследования:

1.Определить моторную  асимметрию по признакам переплетение  рук и пальцев; определение ведущей ноги у первоклассников СШ № 8.

2.Определение частоты  встречаемости сложных антропогенетических  признаков: форма мочки уха, соотносительная длина 2 и 4 пальцев рук.

3.Статистическая обработка  и анализ полученных результатов.

Объект: учащиеся СШ №8

Методы исследования: наблюдение, измерение, изучение литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая  часть

    1. Антропология как наука. Задачи антропологии

   Термин "Антропология" с греческого дословно переводится как "наука о человеке". Его первое использование принадлежит Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека.

   В западноевропейской  литературе1 довольно рано укоренилось двойное понимание термина "антропология", а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе - с другой.

Важнейшей задачей антропологии является установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т.е. наиболее часто встречающихся комбинаций размеров, и разработка методов расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антропология тем самым дает возможность организовать на вполне научной основе массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы и т.д.). Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариации телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

Доподлинно известна взаимосвязь между отдельными морфологическими и физиологическими признаками человека, их взаимосвязь с показателями здоровья. Ряд установленных взаимосвязей имеет большое значение и в педагогической практике.

В основе антропологической методики лежит метод антропометрии, или измерения человеческого тела. По тому объекту, который служит предметом измерения, различают соматометрию (собственно антропометрию), или измерение живого человека, остеометрию – измерение костей скелета, краниометрию – измерение черепа.

В широком смысле слова антропометрия включает в себя и антропоскопию, т.е. методику «описательной», или «качественной», характеристики формы частей тела, головы, волос, черт лица, пигментации кожи, волос, радужки глаз и т.д. Чтобы добиться наиболее точных определений «описательных», или «качественных», признаков, в антропологии широко применяют всевозможные шкалы, например шкальные наборы цвета кожи, глаз, волос, эталоны в виде муляжей губ, носа, ушных раковин и т.д.

При одинаковой длине тела величины отдельных его частей у разных индивидуумов могут быть различными. Эти различия выражаются как в абсолютных размерах, так и в соотносительных величинах. Под пропорциями тела подразумеваются соотношения размеров отдельных частей (туловища, конечностей, их сегментов и др.).

 Обычно размеры отдельных  частей тела рассматриваются  в соотношении с длиной тела  или выражаются в процентах  длины туловища или длины корпуса. Для характеристики пропорций  тела наибольшее значение имеют  относительные величины длины ног и ширины плеч.

Издавна делались попытки установить закономерность в соотношении частей человеческого тела, т.е. найти зависимость различных частей тела от одного какого-либо размера, принятого за исходный. Эти попытки нашли свое выражение в создании канонов пропорций тела, авторами которых были скульпторы и художники, стремившиеся воспроизвести идеальный тип человеческого тела.

 

Сложные антропогенетические признаки

К сложным антропогенетическим признакам относят ряд врожденных морфологических признаков человека: форма мочки уха, способность сворачивать язык в трубочку, соотносительная длина 2- и 4-го пальцев рук, случаи моторной асимметрии – переплетение пальцев, предплечий, ног2. «Сложность» этих признаков связана не с методами их определения (определяются они как раз достаточно просто), а с неопределенностью характера их наследования.

В литературе имеют данные о влиянии этих признаков на развитие и функционирование организма человека. Однако этих сведений очень мало. Наиболее известны работы Н.П. Бочкова, А.А. Ревазова, А.И. Микулича7 и ряда других авторов3.

Изучение этих признаков ценно еще и тем, что, по мнению ряда авторов, они могут быть связаны с функционированием полушарий головного мозга

Явление асимметрии человеческого мозга открыто более 100 лет назад8, когда было замечено, что центр речи чаще всего располагается в левом полушарии, которое, как известно, регулирует и работу правой руки. Доминирование его считается неоспоримым, а всю нашу цивилизацию в связи с этим иногда называют праворукой или левополушарной. Позже особенности специализации каждого из полушарий блистательно показали в своих опытах Газзанига и Сперри, прибегнув для этого в клинических условиях к рассечению мозга. С тех пор изучение велось разными способами. Накоплены тысячи фактов.

Кто такие лево и правополушарные и в чём их отличие?

Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой).

Правополушарные люди обладают прекрасной пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движений. Левополушарные обладают чувством времени, мышечно выносливы. Правополушарные более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе. Алгебра требует логики, последовательного мышления, что является преимуществом левополушарных учащихся. Правое полушарие не понимает знаков "отнять", "умножить", "разделить" и не способно выполнить эти действия. Разве что справится со сложением, и то, если задания будут наилегчайшими, вроде 1 + 2 или 2 + 3. Оно прекрасно справляется с различными заданиями на обобщение и систематизацию4. Схватывание целостного образа изображения вместо его поэтапного дискретного анализа мешает правому полушарию овладеть чтением, что и объясняет неуспехи в обучении чтению левополушарными методами. Если у ребенка ведущий глаз левый (что является признаком правополушарности), он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда, как малышу надо помочь.

Способность к активному воспроизводству речи у правого полушария выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов. Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. В устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно, если правополушарный ученик еще и импульсивен. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь. Правое полушарие совершенно не владеет грамматикой. А вот наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся.

Вот насколько они разные! Хорошо об их различиях сказал Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса". Созревание правого полушария идет более быстрыми темпами, чем левого, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9—10 лет ребенок является правополушарным существом. По некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6—7 годам, то есть к началу школьного обучения. Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка сознания себя, это происходит в двухлетнем возрасте. В это же время максимально выражено упрямство4.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. И. Соньер (Франция) утверждал: "Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг". Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении. Таким образом, сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и результатом культурных традиций, социальных влияний и обучения. Добиться такого доминирования можно только ценой больших усилий учителя, родителей и ученика. Но всегда ли оправданы эти усилия? Ещё немецкий педагог Гербард писал, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить. Ведущий специалист в области нейропедагогики, например, профессор Н.Н.Трауготт говорит: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации". Профессор Т.П.Хризман тоже предупреждает: "Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". С ними соглашается и профессор Д.В.Колесов: "Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно"5. Доказательством положительного воздействия развития правополушарности на общеинтеллектуальное развитие личности служат последние исследования американских, швейцарских и австрийских ученых, которыми были проведены эксперименты среди детей от пяти до пятнадцати лет. Контрольная группа обучалась по стандартной школьной программе, а в экспериментальной программе было увеличено количество уроков музыки за счет уменьшения часов занятий математики и языками. За три года дети не только не отстали от сверстников из контрольной группы, но даже показали лучшие результаты, особенно в изучении иностранных языков (вербально-аналитическое мышление).

Информация о работе Антропогенетический портрет первоклассников