Анализ основных гипотез о происхождении жизни на Земле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:59, практическая работа

Описание работы

Цель: Дать собственную оценку гипотезам «Возникновения жизни на Земле»
Отчет.
Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе. Происхождение жизни – одна из трех важнейших мировоззренческих проблем наряду с проблемой происхождения нашей Вселенной и проблемой происхождения человека. Этот вопрос привлекает пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей в мире. На сегодняшний день в мире существует огромное количество теорий происхождения жизни, некоторые из них больше соответствуют правде, некоторые меньше, но в каждой из них есть доля истины.

Файлы: 1 файл

Практическая работа по биологии - Валера (1).docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Практическая  работа

«Анализ основных гипотез о происхождении жизни  на Земле»

 

 

 

 

 

 

Выполнил ученик 11 класса

МБОУ СОШ № 20 ст. Подгорной 

Калюта Валерий

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

Практическая работа

«Анализ основных гипотез  о происхождении жизни на Земле»

 

Цель: Дать собственную оценку гипотезам «Возникновения жизни на Земле»

Отчет.

Вопросы о происхождении  природы и сущности жизни издавна  стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться  в окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе. Происхождение жизни – одна из трех важнейших мировоззренческих  проблем наряду с проблемой происхождения нашей Вселенной и проблемой происхождения человека. Этот вопрос привлекает пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще всех людей в мире. На сегодняшний день в мире существует огромное количество теорий происхождения жизни, некоторые из них больше соответствуют правде, некоторые меньше, но в каждой из них есть доля истины. Тем не менее, эта величайшая загадка человечества еще не решена, до сих пор появляются новые теории, идут споры об их правильности.

Многовековые исследования и попытки решения этих вопросов породили разные концепции возникновения  жизни. Наиболее распространенными  являются:

- креационизм

- самопроизвольное зарождение; 

- гипотеза стационарного состояния;

- гипотеза панспермии;

- биохимические гипотезы. (См. таблицу 1.)

 

 

 

Таблица 1.

Название гипотез

Сторонники гипотез

Представления о возникновении  жизни

Креационизм

1650г. Архиепископ Ашер из Ирландии

Согласно этой религиозной концепции, имеющей  древние корни, всё существующее во Вселенной, в том числе жизнь, было создано единой Силой — Творцом  в результате одного или нескольких актов сверхъестественного творения в прошлом. Организмы, населяющие сегодня  Землю, происходят от сотворенных по отдельности основных типов живых  существ. Сотворённые виды были с  самого начала превосходно организованы и наделены способностью к некоторой  изменчивости в определенных границах (микроэволюция). Подобных взглядов придерживаются сегодня последователи фундаменталистских течений в авраамических и некоторых других религиозных учениях. 

 

Традиционное иудео-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Однако выявляемые в текстах противоречия не делают концепцию творения менее  популярной. Религия, рассматривая вопрос о происхождении жизни, ищет ответ  главным образом на вопросы «с какой целью?», а не на вопрос «каким образом?». Если наука в поисках  истины широко использует наблюдение и эксперимент, то богословие стремится  к постижению истины через сверхъестественное откровение и веру. Поэтому креационизм  в принципе ненаучен, а попытки  сопоставлять его с научными гипотезами являются методологически некорректными.  

 

Процесс божественного  сотворения мира представляется как  имевший место лишь единожды и  поэтому недоступный для наблюдения. В связи с этим концепция творения не может быть однозначно ни доказана, ни опровергнута и существует наряду с научными гипотезами происхождения  жизни. Вместе с тем буквалистское  прочтение религиозных мифов  о Творении вынуждает оставлять  без объяснения огромное количество наблюдаемых в биологии взаимосвязей и закономерностей. Поэтому даже среди верующих ученых абсолютное большинство считает, что Книгу Бытия следует воспринимать аллегорически. 

 

Аллегорический креационизм  не утверждает, что события, изложенные в Священном Писании, имели место  в физическом мире. Вместо этого  предлагается считать Книгу Бытия  поэтическим выражением соотношения  духовных сущностей. При таком понимании  религиозные идеи не вступают в противоречие с научными данными, поскольку аллегорический креационизм не претендует на статус научной гипотезы и потому в принципе не пересекается с наукой. 

 

Аллегорическая трактовка  явно признается Римской католической церковью. Неявно ее допускает Русская  православная церковь. Однако в Православии  есть течения, которые противятся аллегорическому  толкованию Библии и стремятся противопоставлять  христианское вероучение светской науке. Подобный фундаментализм также свойственен  многим протестантским деноминациям. 

 

В исламе нет однозначного отношения к креационизму. Фундаменталистские исламские центры настаивают на буквальном понимании легенды о Творении, более умеренные исламские духовные лидеры предпочитают обходить острые углы и находят трактовки священных текстов, не приводящие к столкновению с данными объективной науки. 

 

Фактически сегодня  отношение к креационизму является неплохим маркером религиозного фундаментализма. Религиозные лидеры, настаивающие на принятии креационизма в качестве научной  гипотезы, фактически ведут борьбу за признание религиозных догматов безусловно главенствующими над любыми данными объективных научных исследований. Это борьба не имеет ничего общего с научной полемикой и является в чистом виде политической деятельностью, направленной на усиление влияния религиозного мышления и против секуляризации общества.

Гипотезы самозарождения

Аристотель, Платон, Бэкон, Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк

На протяжении тысячелетий люди верили в самопроизвольное зарождение жизни, считая его обычным  способом появления живых существ  из неживой материи. Полагали, что  источником спонтанного зарождения служат либо неорганические соединения, либо гниющие органические остатки (концепция абиогенеза). Эта гипотеза была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Идея самозарождения высказывалась также философами Древней Греции и даже более ранними мыслителями, т.е. она, по-видимому, так же стара, как и само человечество. На протяжении столь длительной истории эта гипотеза видоизменялась, но по-прежнему оставалась ошибочной. Аристотель, которого часто провозглашают основателем биологии, писал, что лягушки и насекомые заводятся в сырой почве. В Средние века многим «удавалось» наблюдать зарождение разнообразных живых существ, таких как насекомые, черви, угри, мыши, в разлагающихся или гниющих остатках организмов. 

 

Гипотеза стационарного  состояния

Франческо Реди, Пастер

Согласно этой гипотезе Земля  никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень  мало; виды также существовали всегда. Эту гипотезу называют иногда гипотезой этернизма (от лат. eternus — вечный). Это представление соответствует концепции вечной несотворенной Вселенной, характерной для восточных религий, таких как индуизм и буддизм. В контексте современных астрономических знаний эта гипотеза не рассматривается как научная.

Гипотеза панспермии

Г. Рихтер, Г. Гельмгольц, С.Аррениус, Дж. Томсон, П.П. Лазарев и др.

Гипотеза о  появлении жизни на Земле в  результате переноса с других планет неких зародышей жизни получила название панспермии (от греч. pan — весь, всякий и sperma — семя). Эта гипотеза примыкает к гипотезе стационарного состояния. Её приверженцы поддерживают мысль о вечном существовании жизни и выдвигают идею о внеземном ее происхождении. Одним из первых идею о космическом (внеземном) происхождении жизни высказал немецкий ученый Г. Рихтер в 1865 г. Согласно Рихтеру жизнь на Земле не возникла из неорганических веществ, а была занесена с других планет. В связи с этим возникали вопросы, насколько возможно такое перенесение с одной планеты на другую и как это могло быть осуществлено. Ответы искали в первую очередь в физике, и неудивительно, что первыми защитниками этих взглядов выступили представители этой науки, выдающиеся ученые Г. Гельмгольц, С. Аррениус, Дж. Томсон, П.П. Лазарев и др.  

 

Согласно представлениям Томсона и Гельмгольца, споры  бактерий и других организмов могли  быть занесены на Землю с метеоритами. Лабораторные исследования подтверждают высокую устойчивость живых организмов к неблагоприятным воздействиям, в частности к низким температурам. Например, споры и семена растений не погибали даже при длительном выдерживании в жидком кислороде или азоте.  

 

Современные приверженцы  концепции панспермии (в числе  которых — лауреат Нобелевской  премии английский биофизик Ф. Крик) считают, что жизнь на Землю занесена случайно или преднамеренно космическими пришельцами. К гипотезе панспермии примыкает точка зрения астрономов Ч. Викрамасингха (Шри-Ланка) и Ф. Хойла (Великобритания). Они считают, что в космическом пространстве, в основном в газовых и пылевых облаках, в большом количестве присутствуют микроорганизмы, где они, по мнению ученых, и образуются. Далее эти микроорганизмы захватываются кометами, которые затем, проходя вблизи планет, «сеют зародыши жизни».

Биохимическая теория

А.И. Опарин, Л.С. Миллер, В.Н. Пармон,  Холдейн

Первую научную теорию относительно происхождения живых  организмов на Земле создал советский  биохимик А.И. Опарин (1894–1980). В 1924 г. он опубликовал работы, в которых  изложил представления о том, как могла возникнуть жизнь на Земле. Согласно этой теории, жизнь  возникла в специфических условиях древней Земли и рассматривается Опариным как закономерный результат химической эволюции соединений углерода во Вселенной.  

 

По Опарину, процесс, приведший  к возникновению жизни на Земле, может быть разделен на три этапа:

  • возникновение органических веществ;
  • образование из более простых органических веществ биополимеров (белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, липидов и др.);
  • возникновение примитивных самовоспроизводящихся организмов.

Теория биохимической  эволюции имеет наибольшее количество сторонников среди современных  учёных. Земля возникла около пяти миллиардов лет назад; первоначально  температура её поверхности была очень высокой (до нескольких тысяч  градусов). По мере её остывания образовались твёрдая поверхность (земная кора —  литосфера). 

 

Атмосфера, первоначально  состоявшая из лёгких газов (водород, гелий), не могла эффективно удерживаться недостаточно плотной Землёй, и эти газы заменялись более тяжёлыми: водяным паром, углекислым газом, аммиаком и метаном. Когда  температура Земли опустилась ниже 100ºС, водяной пар начал конденсироваться, образуя мировой океан. В это время, в соответствии с представлениями А.И. Опарина, состоялся абиогенный синтез, то есть в первичных земных океанах, насыщенных разными простыми химическими соединениями, «в первичном бульоне» под влиянием вулканического тепла, разрядов молний, интенсивной ультрафиолетовой радиации и других факторов среды начался синтез более сложных органических соединений, а затем и биополимеров. Образованию органических веществ способствовало отсутствие живых организмов — потребителей органики — и главного окислителя — кислорода. Сложные молекулы аминокислот случайно объединялись в пептиды, которые, в свою очередь, создали первоначальные белки. Из этих белков синтезировались первичные живые существа микроскопических размеров. 

 

Наиболее сложной проблемой  в современной теории эволюции является превращение сложных органических веществ в простые живые организмы. Опарин полагал, что решающая роль в превращении неживого в живое принадлежит белкам. По-видимому, белковые молекулы, притягивая молекулы воды, образовывали коллоидные гидрофильные комплексы. Дальнейшее слияние таких комплексов друг с другом приводило к отделению коллоидов от водной среды (коацервация). На границе между коацерватом (от лат. coacervus — сгусток, куча) и средой выстраивались молекулы липидов — примитивная клеточная мембрана. Предполагается, что коллоиды могли обмениваться молекулами с окружающей средой (прообраз гетеротрофного питания) и накапливать определённые вещества. Ещё один тип молекул обеспечивал способность к самовоспроизведению. Система взглядов А.И. Опарина получила название «коацерватная гипотеза». 

 

Гипотеза Опарина была лишь первым шагом в развитии биохимических  представлений о возникновении  жизни. Следующим шагом стали  эксперименты Л.С. Миллера, который в 1953 году показал, как из неорганических составляющих первичной земной атмосферы под воздействием электрических разрядов и ультрафиолетового излучения могут образовываться аминокислоты и другие органические молекулы. 

 

Академик РАН В.Н. Пармон и ряд других ученых предлагают различные модели, позволяющие объяснить, как в среде насыщенной органическими молекулами могут протекать автокаталитические процессы, реплицирующие некоторые из этих молекул. Одни молекулы реплицируются успешнее, другие — хуже. Так запускается процесс химической эволюции, которая предшествует эволюции биологической. 

 

На сегодняшний день среди  биологов преобладает гипотеза РНК-мира, утверждающей, что между химической эволюцией, в которой размножались и конкурировали отдельные молекулы и полноценной жизнью, основанной на модели ДНК—РНК—белок, был промежуточный этап, на котором размножались и конкурировали между собой отдельные молекулы РНК. Уже есть исследования, показывающие, что некоторые молекулы РНК обладают автокаталитическими свойствами и могут обеспечивать самовоспроизведение без участия сложных белковых молекул.  

 

Современная наука еще  далека от исчерпывающего объяснения, как конкретно неорганическое вещество достигло высокого уровня организации, характерного для процессов жизнедеятельности. Тем не менее, ясно, что это был многоступенчатый процесс, в ходе которого уровень организации вещества шаг за шагом повышался. Восстановить конкретные механизмы этого ступенчатого усложнения — задача будущих научных исследований. Эти исследования идут по двум основным направлениям:

  • сверху вниз: анализ биообъектов и изучение возможных механизмов образования их отдельных элементов,
  • снизу вверх: усложнение «химии» — изучение всё более сложных химических соединений.

Пока добиться полноценного соединения этих двух подходов не удалось. Тем не менее, биоинженеры уже сумели «по чертежам», то есть, по известному генетическому коду и структуре белковой оболочки собрать из биологических молекул простейший живой организм — вирус. Тем самым доказано, что для создания живого организма из неживой материи не требуется сверхъестественного воздействия. Так что необходимо лишь ответить на вопрос, как этот процесс мог пройти без участия человека, в естественной среде. 

 

Широкого распространено «статистическое» возражение против абиогенного  механизма возникновения жизни. Например, в 1966 г. немецкий биохимик Шрамм  подсчитал, что вероятность случайного сочетания 6000 нуклеотидов в РНК-вирусе табачной мозаики: 1 шанс из 102000. Это чрезвычайно низкая вероятность, которая указывает на полную невозможность случайного образования подобной РНК. Однако в действительности это возражение построено некорректно. Оно исходит из предположения, что вирусная молекула РНК должна образоваться «с нуля» из разрозненных аминокислот. В случае ступенчатого усложнения химических и биохимических систем вероятность рассчитывается совершенно иначе. Кроме того, нет никакой необходимости получить именно такой вирус, а не какой-то другой. С учетом этих возражений получается, что оценки вероятность возникновения вирусной РНК занижены до полной неадекватности и не могут рассматриваться как убедительное возражение против абиогенной теории возникновения жизни.


 

Вывод: Проведя анализ основных гипотез о происхождении жизни на Земле я хочу отметить, что вопрос зарождения жизни является одним из самых важных вопросов в современной науке. Все приведенные выше гипотезы являются лишь малой частью того огромного количества предполагаемых ответов на величайшую загадку человечества – загадку происхождения жизни на Земле, которые существуют на сегодняшний день в мире. К сожалению, пока каждый человек может лишь выбирать, какой идеи ему лучше придерживаться, что ему ближе. На мой взгляд наиболее реалистичной кажется гипотеза Опарина – Холдейна, но никто не знает, насколько она правдоподобна.

Несмотря на такое  разнообразие гипотез и теорий о причине возникновения жизни на Земле ни одна из них еще не доказана и не утверждена окончательно. Из этого следует, что в истории человечества до сих пор есть тайны и загадки, смысл которых мы не можем постигнуть.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Войткевич Г.В., Возникновение и развитие жизни на Земле, М., 1988
  2. Садохин А.П. Концепция современного естествознания: Учебник. – М.,Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2009
  3. Горелов А.А., Концепция современного естествознания, М.,: Центр, 2005
  4. Семенов Э.В., Мамонтов С.Г., Коган В.Л., Биология, М.,: Высшая школа, 1994

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ основных гипотез о происхождении жизни на Земле