Транспортная задача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Транспортная задача линейного программирования получила в настоящее время широкое распространение в теоретических обработках и практическом применении на транспорте и в промышленности. Особенно важное значение она имеет в деле рационализации постановок важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также оптимального планирования грузопотоков и работы различных видов транспорта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Транспортная задача…………………………………………………………….4
Пример решения транспортной задачи………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

1.docx

— 89.18 Кб (Скачать файл)

 

Решение:

Составим  систему уравнений  для заполненных клеток:

 или 

Пусть , найдем потенциалы всех поставщиков и потребителей :

 

Определить  косвенные стоимости свободных  ячеек:

 

 

 

 

Поскольку есть отрицательные косвенные стоимости, то решение не оптимальное. Поместим перевозку l в ячейку , которой соответствует наименьшая отрицательная косвенная стоимость . Построим цикл пересчета:

lllll

Найдем максимальное значение l, сохраняющее неотрицательность всех перевозок: l (если взять значение l больше, то в ячейке будет отрицательная перевозка).

Пересчитаем новый план перевозок:

 

ПН

     

ПО

 

10

65

25

 

30

 

6

 

3

 

2

   

30

     
 

20

 

2

 

1

 

5

   

20

     
 

50

 

3

 

4

 

1

10

 

15

 

25

 

 

Стоимость перевозок:  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример  решения транспортной задачи

Имеется три поставщика хлебобулочной продукции: ОАО «Заря», ОАО «Хлебный дом» и  ОAО «Каравай» у каждого из них имеются запасы однородных грузов:

ОАО «Заря» − 150 единиц хлебобулочной продукции,

ОАО «Хлебный дом» − 300 единиц хлебобулочной продукции,

ОAО «Каравай»  − 250 единиц хлебобулочной продукции, которая должна быть доставлена потребителям: OOO «Пятерочка», OOO «Семья» и ООО «Полушка» в количестве:

OOO «Пятерочка» − 200 единиц,

OOO «Семья» − 250 единиц,

ООО «Полушка»  − 250 единиц.

Стоимость доставки единицы продукции от поставщика ОАО «Заря» к указанным потребителям равна:

10 руб. –  для OOO «Пятерочка»,

13 руб. –  для OOO «Семья»,

11 руб. –  для ООО «Полушка».

Стоимость доставки единицы продукции от поставщика ОАО «Хлебный дом» к указанным  потребителям равна:

10 руб. − для OOO «Пятерочка»,

12 руб. − для OOO «Семья»,

10 руб. − для ООО «Полушка».

Стоимость доставки единицы продукции от поставщика ОAО «Каравай» к указанным потребителям равна:

11 руб. − для OOO «Пятерочка»,

12 руб. − для OOO «Семья»,

12 руб. − для ООО «Полушка».

Требуется найти оптимальное решение доставки продукции от поставщиков к потребителям, минимизирующие стоимость доставки.

Решение:  

Найдем  начальное решение методом минимального элемента. Если начальное решение  окажется оптимальным, то задача решена. Если начальное решение окажется не оптимальным, используя метод  потенциалов, будем последовательно  получать решение за решением, причем каждое следующее, как минимум, не хуже предыдущего. И так, до тех пор, пока не получим оптимальное решение.

Для разрешимости транспортной задачи необходимо, чтобы суммарные запасы продукции  у поставщиков равнялись суммарной  потребности потребителей. Проверим это условие.

В нашем случае, потребность всех потребителей - 700 единиц хлебобулочной продукции  равна запасам всех поставщиков.

Согласно  условию задачи составим таблицу (тарифы располагаются в верхнем правом углу ячейки)

 

 

Потребители

ООО «Пятерочка»

ООО «Семья»

ООО «Полушка»

Поставщики

 

200

250

250

ОАО «Заря»

150

 

10

 

13

 

11

150

х11

 −

х12

 −

х13

ОАО «Хлебный дом»

300

 

10

 

12

 

10

50

х21

 −

х22

250

х23

ОАО «Каравай»

250

 

11

 

12

 

12

0

х31

250

х32

 −

х33


 

Последовательность  заполнения таблицы:

11 = 150) → (х21 = 50) → (х23 = 250) → (х32 = 250) → (х31 = 0)

Распишем последовательность заполнения таблицы:  

1) Минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке х11  и равен 10, т.е. из незадействованных маршрутов, маршрут доставки продукции от поставщика ОАО «Заря» к потребителю OOO «Пятерочка» наиболее рентабельный.

Запасы  ОАО «Заря» составляют 150 единиц продукции. Потребность OOO «Пятерочка» составляет 200 единиц продукции. Следовательно, от ОАО «Заря» к OOO «Пятерочка» будем доставлять 150 единиц хлебобулочной продукции.

Разместим в ячейку х11 значение равное 150.

Мы полностью израсходoвали запасы ОАО «Заря». Вычеркиваем строку 1 таблицы, т.е. исключаем ее из дальнейшего рассмотрения.

2) Следующий минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке х21 и равен 10, т.е. из незадействованных маршрутов, маршрут доставки продукции от ОАО «Хлебный дом» к OOO «Пятерочка» наиболее рентабельный.

Запасы  ОАО «Хлебный дом» составляют 300 единиц продукции. Потребность OOO «Пятерочка» составляет 50 единиц продукции. Следовательно, от ОАО «Хлебный дом» к OOO «Пятерочка» будем доставлять 50 единиц хлебобулочной продукции.

Разместим в ячейку х21 значение равное 50.

Мы  полностью удовлетворили потребность  OOO «Пятерочка». Вычеркиваем столбец 1 таблицы, т.е исключаем его из дальнейшего рассмотрения.

3) Следующий минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке х23 и равен 10, т.е. из незадействованных маршрутов, маршрут доставки продукции от ОАО «Хлебный дом» к ООО «Полушка» наиболее рентабельный.

Запасы  ОАО «Хлебный дом» составляют 250 единиц продукции. Потребность ООО «Полушка» составляет 250 единиц продукции.

Следовательно, от ОАО «Хлебный дом» к ООО «Полушка» будем доставлять 250 единиц хлебобулочной продукции.

Разместим в ячейку х23 значение равное 250.

Таким образом, мы полностью израсходoвали запасы ОАО «Хлебный дом», а также мы полностью удовлетворили потребность ООО «Полушка». Вычеркиваем строку 2 и столбец 3 таблицы, т.е исключаем их из дальнейшего рассмотрения.

4) Следующий минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке х32 и равен 12, т.е. из незадействованных маршрутов, маршрут доставки продукции от ОAО «Каравай» к OOO «Семья» наиболее рентабельный.

Запасы  ОAО «Каравай» составляют 250 единиц продукции. Потребность OOO «Семья» составляет 250 единиц продукции. Следовательно от ОAО «Каравай» к OOO «Семья» будем доставлять 250 единиц хлебобулочной продукции.

Разместим в ячейку х32 значение равное 250.

Мы  полностью израсходoвали запасы ОAО «Каравай». Вычеркиваем строку 3 таблицы, т.е исключаем ее из дальнейшего рассмотрения.

5) Заполненные нами ячейки будем называть базисными, остальные - свободными.

Для решения задачи методом потенциалов, количество базисных ячеек (задействованных  маршрутов) должно равняться:

m + n - 1, где

m - количество строк в таблице,

n - количество столбцов в таблице.

У нас количество базисных ячеек равно 4. Требуется, чтобы было 5. Следовательно, в свободную ячейку х31 запишем ноль, как в ячейку не образующую цикл (понятие цикл см. ниже) с базисными ячейками и имеющую наименьший тариф.

Будем считать, что от ОAО «Каравай» к OOO «Пятерочка» доставляем 0 единиц хлебобулочной продукции.

Теперь  количество базисных ячеек (задействованных маршрутов) равно 5, что и требовалось.

Мы  нашли начальное решение, т.е израсходовали  все запасы поставщиков и удовлетворили  все потребности потребителей.

 F = 10 * 150 + 10 * 50 + 10 * 250 + 12 * 250 = 7500 руб., где

 F – стоимость перевозок.

Общие затраты на доставку всей продукции, для начального решения, составляют 7500 руб.

Дальнейшие  наши действия состоят в следующем:

  • Находим потенциалы поставщиков и потребителей для имеющегося решения.
  • Находим оценки свободных ячеек. Если все оценки окажутся неотрицательными - задача решена.
 

Потребители

ООО «Пятерочка»

ООО «Семья»

ООО «Полушка»

Ui

Поставщики

 

200

250

250

ОАО «Заря»

150

 

10

 

13

 

11

u1 =10

150

х11

 2

х12

 1

х13

ОАО «Хлебный дом»

300

 

10

 

12

 

10

u2 =10

50

х21

 1

х22

250

х23

ОАО «Каравай»

250

 

11

 

12

 

12

u3 =11

0

х31

250

х32

 1

х33

Vj

v1 = 0

v2 = 1

v3 = 0

 

 

Каждому поставщику ставим в соответствие некоторое число - ui, называемое потенциалом поставщика.

Каждому потребителю ставим в соответствие некоторое число - vj, называемое потенциалом потребителя.

Для базисной ячейки (задействованного маршрута), сумма потенциалов поставщика и потребителя должна быть равна тарифу данного маршрута

(ui + vj = тариф  клетки).

 

Поскольку, число базисных клеток - 5, а общее  количество потенциалов равно 6, то для однозначного определения потенциалов, значение одного из них можно выбрать  произвольно.

 

Примем v= 0.


v+ u= x11

v+ u= 10

u= 10 - 0 = 10


v+ u= x21

v+ u= 10

u= 10 - 0 = 10


v+ u= x23

v+ u= 10

v= 10 - 10 = 0


v+ u= x31

v+ u= 11

u= 11 - 0 = 11


v+ u= x32

v+ u= 12

v= 12 - 11 = 1


Найдем оценки свободных ячеек  следующим образом (в таблице  они располагаются в нижнем левом  углу ячейки):

12 = x12 - ( u1 + v2 ) = 13 - ( 10 + 1 ) = 2

13 = x13 - ( u1 + v3 ) = 11 - ( 10 + 0 ) = 1

22 = x22 - ( u2 + v2 ) = 12 - ( 10 + 1 ) = 1

33 = x33 - ( u3 + v3 ) = 12 - ( 11 + 0 ) = 1

Составим матрицу оценок:

0

2

1

0

1

0

0

0

1


 

Все оценки свободных ячеек положительные, следовательно, найдено оптимальное  решение.

Информация о работе Транспортная задача