Современные модели социально-экономических процессов на примере китайской и российской моделей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы будет являться раскрытие сущности понятий модель социально-экономических процессов, экономическая модель, изложение применения метода моделирования, обоснование специфики применения этого метода в различных социально-экономических моделях. Изложение современной социально-экономической модели и обоснование специфики моделирования. Раскрытие сущности моделей, выявление особенностей социально-экономических процессов на примере российской и китайской моделей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ.........4
2. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ......................................................................................................................7
3. ПРОВЕДИТЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КИТАЙСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МОДЕЛЕЙ.....................................................................................10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................17

Файлы: 1 файл

Исследование социально-экономических и политических процессов.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как  девальвация национальной валюты.

Мало кто из китайцев, включая членов партии, искренне верит  в коммунизм. Но большая часть  населения возможному хаосу поспешной  демократизации предпочитает авторитарную однопартийную систему, вписывающуюся  в историческую традицию.

Особое внимание российским реформаторам следует уделять на такие компоненты экономической  модели, как постепенность ломки  командно-распределительной системы, сбалансированность реформ в разных секторах экономики, творческое применение иностранного опыта, ставка на интеграцию в мировую экономику при соблюдении национальных интересов, развитие научно-технического прогресса и нефорсирование политической реформы и т. п. В принципе эти рекомендации весьма тривиальные и естественные. И, видимо, как раз в том, что Китай следовал тривиальным идеям и естественному пониманию собственных реалий, и заложены успехи китайской реформы. И в то же время китайский опыт в какой-то своей части мог бы быть сегодня полезен России, если бы она оставалась такой, какой была в 1991 г., накануне «шоковой терапии» и форсированной приватизации. Сегодня Россия другая, и произошедшие в нашем обществе и нашей экономике изменения требуют иного взгляда на китайский путь реформ.

Более интересным представляется опыт создания финансовых основ китайской модели рыночной экономики. Однако это не значит, что нам нужно все копировать. Китайские финансы вряд ли могут служить идеалом для нас. По формальным признакам – степени открытости, либерализации, развитости финансовых институтов и т. п. – российская финансовая система до 1998 г. выглядела более развитой, чем китайская. Проблема, однако, в том, что российская финансовая экономика была оторвана от экономики реальной. С одной стороны, это спасло нашу экономику от финансового обвала 1998 г., однако, с другой – не позволяло ей нормально развиваться, высасывая капитальные ресурсы с рынка инвестиций в пользу спекулятивного финансового интереса. В этом контексте главный урок китайского опыта для России состоит в необходимости поддержания соответствия между финансовой и реальной сферами национального хозяйства.

Сегодня разница между  Россией и Китаем, помимо прочего, состоит и в том, что России надо привести в соответствие финансовый и реальный секторы экономики  и научиться обеспечивать их адекватность в ходе дальнейших реформ. Китайский опыт интересен для нас и в контексте распространенной ныне концепции о том, что государство должно создавать условия развития, а частный бизнес должен обеспечивать экономический рост. Ссылаются при этом и на опыт послевоенной Германии, и Японии, и Республики Корея.

Китайский опыт имеет  и еще один важный аспект, делающий его интересным и ценным для России. Необязательно с точки зрения применения китайских рецептов, но с учетом международной и региональной экономической и политической роли Китая, как соседа России и как активного игрока на экономическом пространстве АТР. Если учитывать точку зрения, разделяемую сегодня в Пекине, что развитие России без встраивания России в процессы глобализации и регионализации и без учета этих процессов в экономической стратегии России невозможно, то первостепенное практическое значение для России и российских реформ приобретает постоянное и углубленное отслеживание и анализ того, как ведет себя и как будет вести себя Китай в рождающихся региональных интеграционных процессах. Китай уже одним своим существованием и экономической динамикой постоянно напоминает российским политикам с их европоцентристским стратегическим экономическим мышлением о том, то Россия – в том числе и азиатская страна. И что это обстоятельство должно обязательно учитываться в стратегии экономического развития России.

Современная Россия находится  в состоянии трудного поиска собственной  модели экономического развития. По утверждению  многих отечественных экономистов-теоретиков и практиков, выбор варианта экономического регулирования определяется наличием многообразных ресурсов, формированием новых методов хозяйствования, эффективных для привлечения инвестиций, оптимальным использованием традиционно сложившейся хозяйственной культуры, менталитетом.

К сожалению, российская экономическая модель идет вразрез  со сложившейся мировой тенденцией: уровень заработной платы в России ниже в 10 раз и более, такой эксплуатации наемного труда нет ни в одной  стране мира с развитой экономикой, цены на услуги и товары приблизились к мировым, а во многих случаях уже превысили их.

Российская экономика  исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что  отчасти обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ, хотя Китаю этот же фактор не помешал войти в рыночную экономику.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Выделяются два типа глобальных экономических моделей:

1) оптимизационная модель, которая предполагает использование  техники оптимизации для поиска предпочтительных вариантов развития и для имитации возможностей последствий достижения различных сочетаний целей регионов и стран.

2) модель экономического  взаимодействия включает основные  элементы международного экономического  механизма, такие как регулирование торговых и платежных балансов, ценообразование. Модель отражает процесс выбора решений о перспективах мирового развития, когда каждый регион стремится к достижению своих целей.

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком  смысле являясь одним из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе.  В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращение социальных конфликтов.

Основными индикаторами общественного развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются:

- доходы как материальные  источники существования;

- занятость;

- здоровье;

- жилье;

- культура;

- образование;

- окружающая среда.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Социальное обеспечение включает социальное страхование и общественное вспомоществование, направленное на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг включает здравоохранение, образование, профессиональную подготовку, службу занятости и некоторые другие сферы.

Главное место в социальном регулировании принадлежит государству, которое формулирует общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивает законодательную и правовую основу. Помимо государства в решении социальных проблем принимают участие отдельные предприятия и фирмы, общественные, политические и профсоюзные объединения, а также организации, базирующиеся на благотворительных и добровольных началах, наконец, частные лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М.  Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2004.
    2. Западноевропейские модели социально-экономического развития. – М.: РАН, 2009.
    3. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. / Науч. ред. и вступ. ст. B.C. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004.
    4. Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. – М.: 1998. – 576 с.
    5. Микульский К.И. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 1: Трансформация постсоциалистического общества. – М.: Экономика, 2003. – 757 с.
    6. Курбатов В.М. КНР: модернизация экономики и сотрудничество с Россией // Российский экономический журнал. – 2005.– № 5. – С. 71–76.

Информация о работе Современные модели социально-экономических процессов на примере китайской и российской моделей