Решение транспортной задачи методом потенциалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Распределительные задачи связаны с распределением ресурсов по работам, которые необходимо выполнить. Задачи этого класса возникают тогда, когда имеющихся в наличии ресурсов не хватает для выполнения каждой работы наиболее эффективным образом. Поэтому целью решения задачи является отыскания такого распределения ресурсов по работам, при котором либо минимизируются общие затраты, связанные с выполнением работ, либо максимизируется получаемый в результате общий доход.

Содержание работы

Введение. 3
1. Транспортная задача. 6
1.1. Постановка задачи и ее математическая модель. 6
1.2. Составление опорного плана. 6
1.3. Распределительный метод достижения оптимального плана 10
2. Решение транспортной задачи методом потенциалов. 13
2.1 Транспортная задача с правильным балансом (закрытая). 13
2.2. Транспортная задача с неправильным балансом (открытая). 18
Заключение. 20
Список используемой литературы. 21

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

 

При этом стоимость всей перевозки  изменялась следующим образом:

F0 = 1039,  F1 = 958,  F2 = 877,  F3 = 859,  F4 = 733,  F5 = 727,  F6 = 717, F7 = 709,

F8 = Fmin = 703.

Следует отметить также, что оптимальный план может иметь  и другой вид, но его стоимость  останется такой же Fmin = 703.

2.2. Транспортная  задача с неправильным балансом (открытая).

 

В предыдущих случаях мы рассматривали только такую задачу о перевозках, в которой сумма запасов равна сумме заявок:

(4)

Это классическая транспортная задача, иначе называемая транспортной задачей с правильным балансом. Встречаются такие варианты транспортной задачи где условие (4) нарушено. В этих случаях говорят о транспортной задаче с неправильным балансом.

Баланс транспортной задачи может  нарушаться в 2-х направлениях:

1. Сумма запасов  в пунктах отправления превышает  сумму поданных заявок 

2. Сумма поданных заявок  превышает наличные запасы 

Условимся первый случай называть “транспортной задачей  с избытком запасов“, а второй — “транспортной задачей с избытком заявок”.

Рассмотрим последовательно  эти два случая:

Транспортная задача с избытком запасов.

В пунктах A1, A2, ... , Am имеются запасы груза a1, a2, ... , am; пункты B1, B2, ... , Bn подали заявки b1, b2, ... , bn, причём

Требуется найти такой план перевозок (X), при котором все заявки будут выполнены, а общая стоимость перевозок минимальна. Очевидно, при этой постановке задачи некоторые условия равенства транспортной задачи превращаются в условия неравенства, а некоторые остаются равенствами.

 

Мы умеем решать задачу линейного программирования, в какой  бы форме — равенств или неравенств ни были бы заданы её условия. Поставленная задача может бать решена, например, обычным симплекс-методом. Однако, задачу можно решить проще, если искусственным приёмом свести её к ранее рассмотренной транспортной задаче с правильным балансом. Для этого сверх имеющихся n пунктов назначения В1, B2, ... , Bn введём ещё один, фиктивный пункт назначения Bn+1, которому припишем фиктивную заявку, равную избытку запасов над заявками:

bn+1 =

а стоимость перевозок  из всех пунктов отправления в  фиктивный пункт назначения bn+1 будем считать равным нулю. Введением фиктивного пункта назначения B n+1 с его заявкой bn+1 мы сравняли баланс транспортной задачи и теперь его можно решать как обычную транспортную задачу с правильным балансом.

Транспортная задача с избытком заявок.

Эту задачу можно свести к обычной транспортной задаче с  правильным балансом, если ввести фиктивный пункт отправления Am+1 с запасом am+1, равным недостающему запасу, и стоимость перевозок из фиктивного пункта отправления во все пункты назначения принять равным нулю.

Заключение.

 

В курсовой работе была изложена теория транспортных задач, описаны  их разновидности и чем отличаются друг от друга. Представленная теория раскрывает их суть и позволяет произвести расчеты показателей данной задачи.

В ходе проектирования курсовой работы передо мной была поставлена следующая задача: подробно изучить теорию распределительных задач, а именно транспортной, и реализовать решение такой задачи в среде программирования Borland Delphi7. Считаю, что с данной задачей я справился. Знания, полученные мной в результате проведенной работы, понадобятся мне при выполнении следующих курсовых работ.

Написанная мной программа позволяет осуществить расчеты по нахождению оптимального решения транспортной задачи и значения ее целевой функции при различных исходных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Исследовании операций в экономике: Учебник для студентов вузов. Под редакцией Н.Ш. Кремера, 1999.
  2. Экономико – математические методы и прикладные модели: Учебник. /  Под редакцией проф. Федосеева В.В.– М.: ЮНИТИ, 2000.
  3. Экономико-математическое моделирование: Учебник для студентов вузов. Под общ. ред. И.Н. Дрогобыцкого. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  4. Бахтин А.Е. Математическое моделирование в экономике: Учебное пособие. – Новосибирск: НГЭАУ, 1995.
  5. Справочная система Borland Delphi 7.



Информация о работе Решение транспортной задачи методом потенциалов