Решение экономических ЛЗП, сводящихся к транспортной задаче

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Математика необходима в повседневной жизни, следовательно определённые математические навыки нужны каждому человеку. Нам приходится в жизни считать (например, деньги), постоянно используем (часто не замечая) знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки времени, скорости и многое другое. Важным частным случаем задачи линейного программирования является так называемая транспортная задача.

Содержание работы

. Введение …………………………………………………………………..3

2. Постановка задачи и анализ исходных данных ……………………….4

3. Алгоритм ………………………………………………………………… 14

4. Расчётная часть …………………………………………………….…… 15

5. Программный продукт ……………………………………………….… 50

6. Заключение ………………………………………………………….….... 56

Файлы: 1 файл

Курсовой проект.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)
 

Содержание 

         1. Введение  …………………………………………………………………..3

         2. Постановка задачи  и анализ  исходных  данных ……………………….4

         3. Алгоритм …………………………………………………………………  14

         4. Расчётная  часть …………………………………………………….…… 15

         5. Программный  продукт ……………………………………………….…  50

         6. Заключение ………………………………………………………….….... 56 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         1. Введение 

         Математика  необходима  в повседневной  жизни, следовательно определённые  математические  навыки  нужны  каждому  человеку. Нам  приходится  в  жизни  считать (например, деньги), постоянно используем (часто не  замечая) знания о величинах, характеризующих протяженности, площади, объемы, промежутки  времени, скорости  и многое   другое. Важным частным случаем задачи линейного программирования является так называемая транспортная задача.

       Алгоритм и методы решения транспортной задачи могут быть использованы при решении некоторых экономических задач,  не имеющих ничего общего с транспортировкой груза. В этом случае величины тарифов Сij имеют различный смысл в зависимости от конкретной экономической задачи. К таким задачам относятся следующие:

  1. оптимальное закрепление за станками операций по обработке деталей. В них Сij является таким экономическим показателям, как производительность. Задача позволяет определить, сколько времени и на какой операции нужно использовать каждый из станков, чтобы  обработать максимальное количество деталей. Так как транспортная задача требует нахождения  минимума, то значения   берутся с отрицательным знаком;
  2. оптимальные назначения, или проблема выбора. Имеется m механизмов, которые могут выполнять m различных работ с производительностью . Задача позволяет определить, какой механизм и на какую работу надо назначить, чтобы добиться максимальной производительности;
  3. задача о сокращении производства с учетом суммарных расходов на изготовление и транспортировку продукции;
  4. увеличение производительности автомобильного транспорта за счет минимизации порожнего пробега. Уменьшение порожнего пробега сократит количество автомобилей для перевозок, увеличив их производительность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Постановка задачи и анализ исходных данных 

            Общая постановка транспортной задачи состоит в определении оптимального плана перевозок некоторого однородного груза из т пунктов отправления А1 А2, ..., Ат в п пунктов назначения В1, В2,..., Вп. При этом в качестве критерия оптимальности обычно берется либо минимальная стоимость перевозок всего груза, либо минимальное время его доставки. При решении транспортной задачи, в качестве критерия оптимальности которой взята минимальная стоимость перевозок всего груза. Обозначим через cij тарифы перевозки единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения, через аi — запасы груза в i-м пункте отправления, через bj — потребности в грузе в j-м пункте назначения, а через xij — количество единиц груза, перевозимого из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения. Тогда математическая постановка задачи состоит в определении минимального значения функции                                                                                          (1)

           

    при условиях                                                                                                      (2)

            (3)

                                                                                                                                 (4)

      Поскольку переменные xij удовлетворяют системам линейных уравнений (2) и (3) и условию неотрицательности (4), обеспечиваются доставка необходимого количества груза в каждый из пунктов назначения, вывоз имеющегося груза из всех пунктов отправления, а также исключаются обратные перевозки.

Всякое  неотрицательное решение систем линейных уравнений (2) и (3), определяемое матрицей , называется планом транспортной задачи.

План , при котором функция (1) принимает свое минимальное значение, называется оптимальным планом транспортной задачи.

        Обычно  исходные данные транспортной задачи записывают в виде табл.1.

               Таблица 2.1

Пункты

отправления

    Пункты назначения
Запасы
    B1
. . . Bj . . . Bn
    А1
c11

x11

. . . c1j

x1j

. . . c1n

x1n

a1
    . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Аi
ci1

xi1

. . . cij

xij

. . . cin

xin

ai
    . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
    Am
cm1

xm1

. . . cmj

xmj

. . . cmn

xmn

am
Потребности b1 . . . bj . . . bn  

   Очевидно, общее наличие груза у поставщиков  равно 

    а общая  потребность в грузе в пунктах  назначения равна единице.

    Если  общая потребность в грузе  в пунктах назначения равна запасу груза в пунктах отправления, т. е.

    (5)

    то модель такой транспортной задачи называется закрытой. Если же указанное

    условие не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.

   В   случае    превышения    запаса    над   потребностью,    т. е.

           

    вводится  фиктивный  (n + 1)-й пункт назначения с потребностью

           

    и соответствующие  тарифы считаются равными нулю: . Полученная задача является транспортной задачей, для которой выполняется равенство (5).

   Аналогично, при

           

    водится фиктивный (m+1)-й пункт отправления с запасом груза

           

     и тарифы полагаются равными нулю: . Этим задача сводится к обычной транспортной задаче, из оптимального плана которой получается оптимальный план исходной задачи. В дальнейшем будем рассматривать закрытую модель транспортной задачи. Если же модель конкретной задачи является открытой, то, исходя из сказанного выше, перепишем таблицу условий задачи так, чтобы выполнялось равенство (5).

           Число переменных Хij в транспортной задаче с т пунктами отправления и п пунктами назначения равно пт, а число уравнений в системах (2) и (3) равно

            п + т. Так как мы предполагаем, что выполняется условие (5), то число линейно независимых уравнений равно п + т — 1. Следовательно, опорный план транспортной задачи может иметь не более п + т — 1 отличных от нуля неизвестных.

           Если в опорном  плане число отличных от нуля компонент  равно в точности п + т — 1, то план является невырожденным, а если меньше — то вырожденным.

           Для определения  опорного плана существует несколько  методов. Три из них — метод северо-западного угла, метод минимального элемента и метод аппроксимации Фогеля — рассматриваются ниже.

           Как и для всякой задачи линейного программирования, оптимальный план транспортной задачи является и опорным планом.

           Для определения  оптимального плана транспортной задачи можно использовать изложенные выше методы. Однако ввиду исключительной практической важности этой задачи и специфики ее ограничений [каждая неизвестная входит лишь в два уравнения систем (2) и (3) и коэффициенты при неизвестных равны единице] для определения оптимального плана транспортной задачи разработаны специальные методы. Два из них — метод   потенциалов   и   метод  дифференциальных   рент — рассмотрены ниже. 

           Определение опорного плана транспортной задачи.

           Как и при решении задачи линейного программирования симплексным методом, определение оптимального плана транспортной задачи начинают с нахождения какого-нибудь ее опорного плана. Этот план, как уже отмечалось выше, находят методом северо-западного угла, методом минимального элемента или методом аппроксимации Фогеля. Сущность этих методов состоит в том, что опорный план находят последовательно за п + т — 1 шагов, на каждом из которых в таблице условий задачи заполняют одну клетку, которую называют занятой. Заполнение одной из клеток обеспечивает полностью либо удовлетворение потребности в грузе одного из пунктов назначения (того, в столбце которого находится заполненная клетка), либо вывоз груза из одного из пунктов отправления (из того, в строке которого находится заполняемая клетка).

           В первом случае временно исключают из рассмотрения столбец, содержащий заполненную на данном шаге клетку, и рассматривают задачу, таблица условий которой содержит на один столбец меньше, чем было перед этим шагом, но то же количество строк и соответственно измененные запасы груза в одном из пунктов отправления (в том, за счет запаса которого была удовлетворена потребность в грузе пункта назначения на данном шаге). Во втором случае временно исключают из рассмотрения строку, содержащую заполненную клетку, и считают, что таблица условий имеет на одну строку меньше при неизменном количестве столбцов и при соответствующем изменении потребности в грузе в пункте назначения, в столбце которого находится заполняемая клетка.

Информация о работе Решение экономических ЛЗП, сводящихся к транспортной задаче