Моделирование системы массового обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:43, курс лекций

Описание работы

Задача теории массового обслуживания – установить зависимость результирующих показателей работы системы массового обслуживания (вероятности того, что заявка будет обслужена; математического ожидания числа обслуженных заявок и т.д.) от входных показателей (количества каналов в системе, параметров входящего потока заявок и т.д.). Результирующими показателями или интересующими нас характеристиками СМО являются – показатели эффективности СМО, которые описывают, способна ли данная система справляться с потоком заявок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 6
1.1 Структура и параметры эффективности и качества функционирования СМО 6
1.2 Классификация СМО и их основные элементы 9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.1 Постановка задачи 18
2.2. Описание метода решения 19
2.2.1 Описание метода решения задачи вручную 19
3.3 Блок – схема 29
3.4 Перевод модели на язык программирования 31
3.4.1 Выбор языка программирования 31
3.4.2 Результат выполнения программы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

modelirovanie_sistem_massovogo_obsluzhivaniya_S.doc

— 323.00 Кб (Скачать файл)

 

Согласно условию задачи 36% автомобилей поступают на техническое обслуживание, а остальные 64% - на ремонт. Сравниваем доли процентов со случайными числами и, таким образом, определяем, какой именно автомобиль куда поступает:

  • если g < 0.36, то на тех. обслуживание;
  • если g > 0.36, то на ремонт.

Итого, из потока, поступающих  на заправочную станцию 30 автомобилей, 15 автомобилей поступают на тех. обслуживание и 15 - на ремонт.

Далее, умножаем случайные  числа, которые меньше 0,36 на 2,78. Это  мы делаем для того, чтобы получить 100% из тех 36% машин, которые приехали на тех. обслуживание. Это поможет найти те самые 12% машин, которые после тех. обслуживания поступают на выполнение ремонта средней сложности. Полученные числа сравниваем – если число меньше или равно 0,12, то она после тех.обслуживания поступает и на средний ремонт. После произведенных вычислений мы определили, что 7ая машина, поступившая на тех. обслуживание, поступила также и на ремонт средней сложности.

Далее используем тот  же метод для определения того, какие машины, поступившие на ремонт, поступили на простой, средний и  сложный ремонты. Умножаем случайные числа, которые больше 0,36 на 1,56. Получившиеся числа сравниваем:

  • если число < 0,33 – простой ремонт;
  • если число находится в промежутке от 0,33 до 0,66 – средний ремонт;
  • если число > 0,66 – сложный ремонт.

Далее определяем время на обслуживание автомобилей.

  • Время на тех. обслуживание равномерно распределено в интервале 10-55:

Xтоi = gi (55 - 10) + 10

Стоимость тех.обслуживания также равномерно распределена в  интервале 100-400:

Xтоi = gi (400 - 100) + 100

 

Таблица 4.(начало)

Случайные числа, g i

Время обслуживания, мин

Случайные числа, g i

Стоимость обслуживания, руб

1

0,3051

23,7295

0,663788

299,1364

2

0,4534

30,403

0,131907

139,5721

3

0,6705

40,1725

0,413686

224,1058

4

0,8613

48,7585

0,807198

342,1594

5

0,8378

47,701

0,950983

385,2949

6

0,1666

17,497

0,527365

258,2095

7

0,1816

18,172

0,735827

320,7481

8

0,0582

12,619

0,05409

116,227

Таблица 4.(продолжение)

9

0,0319

11,4355

0,022308

106,6924

10

0,382

27,19

0,105635

131,6905

11

0,5775

35,9875

0,817392

345,2176

12

0,5199

33,3955

0,599275

279,7825

13

0,8518

48,331

0,281503

184,4509

14

0,999

54,955

0,703246

310,9738

15

0,6651

39,9295

0,158009

147,4027


 

Для определения общей стоимости тех. обслуживания сложим все отдельные стоимости:

299,14 + 139,57 + 224,1 + 342,16 + 385,29 + 258,2 + 320,75 + 116,23 + 106,69 + 131,69 + 345,22 + 279,78 + 184,45 + 310,97 + 147,4 = 3591,664

  • Время на простой ремонт равномерно распределено в интервале 12-45:

Xпрi = gi (45 - 12) + 12

Стоимость простого ремонта  также равномерно распределена в  интервале 50-450:

Xпрi = gi (450 - 50) + 50

Таблица 5.

Случайные числа, g i

Время ремонта, мин.

Случайные числа, g i

Стоимость ремонта, руб.

1

0,65671

33,67143

0,576774

280,7096

2

0,529158

29,46221

0,423461

219,3844

500,094


 

  •  Время на средний ремонт имеет экспоненциальное распределение со средним 45 и среднеквадратическим отклонением 5:

Xслi =

Стоимость среднего ремонта  также равномерно распределена в  интервале 100-1400:

Xслi = gi (1400 - 100) + 100

 

Таблица 6.

Случайные числа, g 1i

Случайные числа, g 2i

Время ремонта, мин.

Случайные числа, g i

Стоимость ремонта, руб.

1

0,65671

0,970213

43,34725

0,481822

726,3686

2

0,529158

0,620039

48,74525

0,034647

145,0411

3

0,460358

0,349485

49,32399

0,75438

1080,694

4

0,445785

0,761956

41,91791

0,194049

352,2637

5

0,840672

0,978321

44,21576

0,852098

1207,727

6

0,423906

0,688784

46,04819

0,778864

1112,523

7

0,763808

0,273752

46,6651

0,653691

949,7983

5574,416


  • Время на сложный ремонт равномерно распределено в интервале 80-150:

Xпрi = gi (150 - 80) + 80

Стоимость сложного ремонта  также равномерно распределена в  интервале 350-2550:

Xпрi = gi (2550 - 350) + 350

 

Таблица 7.(начало)

Случайные числа, g i

Время ремонта, мин.

Случайные числа, g i

Стоимость ремонта, руб.

1

0,471298

112,9909

0,831532

2179,37

2

0,548324

118,3827

0,631296

1738,851

Таблица 7.(продолжение)

3

0,752037

132,6426

0,82604

2167,288

4

0,270129

98,90903

0,910576

2353,267

5

0,37024

105,9168

0,231733

859,8126

6

0,914679

144,0275

0,351011

1122,224

7

0,058792

84,11544

0,274889

954,7558

11375,57


 

Нужно определить среднее время обслуживания автомобилей на СТО. Для этого сначала определяем среднее время обслуживания для ТО, простого, среднего и сложного ремонтов в отдельности.

  • Среднее время тех. обслуживания = общее время тех. обслуживания / число обслуживающихся машин. = 490 / 15 = 33 мин.
  • Среднее время простого ремонта = общее время простого ремонта / число обслуживающихся машин. = (33+30) / 2 = 31,5 мин.
  • Среднее время среднего ремонта = общее время среднего ремонта / число обслуживающихся машин. = 320 / 7 = 46 мин.
  • Среднее время сложного ремонта = общее время сложного ремонта / число обслуживающихся машин. = 797 / 7 = 114 мин.
  • Общая стоимость обслуживания на СТО = 3591,664 + 500,094 + 5574,416 + 11375,57 = 21041,74 руб.

Итого среднее время обслуживания автомобилей = 55 мин.

 Имеется 5 обслуживающих блоков: 2 блока для ТО, и по 1 блоку на простой, средний и сложный ремонты.

В каналы поступает один тип заявок – неприоритетные, т.е. поступающие заявки упорядочиваются в очереди и поступают на обслуживание в порядке поступления (первый пришел – первый обслужен).

Канал может обслуживать  одновременно только одну заявку. Обслуживание заявок производится в таком порядке: сначала в очереди нет ни одной машины, и колонка свободна. В момент поступления машины начинается его обслуживание. Если следующая машина приезжает в тот момент, когда канал занят, то она становится в очередь. Далее дисциплина обслуживания такова: обслуживается машина, стоящая первая в очереди.

Исходя из формул, определяем следующие характеристики работы СМО:

  1. Интенсивность потока обслуживания:

 

  1. Интенсивность нагрузки:

ρ = λ • tобс = 0.0714 • 55 = 3.93

Интенсивность нагрузки ρ=3.93 показывает степень согласованности  входного и выходного потоков  заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.

Поскольку 3.93<5, то процесс  обслуживания будет стабилен.

  1. Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя каналов).

Следовательно, 1.45% в течение часа канал будет не занят, время простоя  равно tпр = 0.9 мин.

  1. Доля заявок, получивших отказ.

Поскольку отказ в обслуживании в таких системах не может быть, то pотк = 0

  1. Вероятность обслуживания поступающих заявок.

pобс = Q = 1

  1. Среднее число каналов, занятых обслуживанием.

nз = ρ • pобс = 3.93 • 1 = 3.93 канала.

  1. Среднее число простаивающих каналов.

nпр = n - nз = 5 - 3.93 = 1.1 канала.

 

 

  1. Коэффициент занятости каналов обслуживанием.

 

Следовательно, система  на 80% занята обслуживанием.

  1. Абсолютная пропускная способность.

A = pобс • λ = 1 • 0.0714 = 0.071 заявок/мин.

  1. Вероятность образования очереди.

 

 

  1. Среднее число заявок, находящихся в очереди.

 

 

  1. Среднее время простоя СМО (среднее время ожидания обслуживания заявки в очереди).

 

  1. Среднее число обслуживаемых заявок.

Lоб = ρ = 3.93

  1. Среднее число заявок в системе.

LCMO = Lоч + Lобс = 1.93 + 3.93 = 5.85 ед.

  1. Среднее время пребывания заявки в СМО.

 

 

 

 

 

 

Гистограмма времени  обслуживания автомобилей.

 

 

Рис.1 Гистограмма времени обслуживания автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Блок –  схема


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

 

 

 



 

 

 

 

 


 

 

 


 



 

 

 



 

 

 



 

 

 

 






 

 

 

 

 

3.4 Перевод  модели на язык программирования

3.4.1 Выбор языка программирования

Структурное программирование – это технология создания программ, позволяющая путем соблюдения определенных правил уменьшить время разработки и количество ошибок, а также облегчить возможность модификации программы.

Разные типы процессоров  имеют разный набор команд. Если язык программирования ориентирован на конкретный тип процессора и учитывает  его особенности, то он называется языком программирования низкого уровня. Языком самого низкого уровня является язык ассемблера, который просто представляет каждую команду машинного кода в виде специальных символьных обозначений, которые называются мнемониками. С помощью языков низкого уровня создаются очень эффективные и компактные программы, так разработчик получает доступ ко всем возможностям процессора. Т .к. наборы инструкций для разных моделей процессоров тоже разные, то каждой модели процессора соответствует свой язык ассемблера, и написанная на нем программа может быть использована только в этой среде. Подобные языки применяют для написания небольших системных приложений, драйверов устройств и т. п.

С помощью языка программирования создается текст, описывающий ранее  составленный алгоритм. Чтобы получить работающую программу, надо этот текст перевести в последовательность команд процессора, что выполняется при помощи специальных программ, которые называются трансляторами. Трансляторы бывают двух видов: компиляторы и интерпретаторы. Компилятор транслирует текст исходного модуля в машинный код, который называется объектным модулем за один непрерывный процесс. При этом сначала он просматривает исходный текст программы в поисках синтаксических ошибок. Интерпретатор выполняет исходный модуль программы в режиме оператор за оператором, по ходу работы, переводя каждый оператор на машинный язык.

Информация о работе Моделирование системы массового обслуживания