Моделирование изучения и прогнозирования покупательского спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:20, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Построить экономико-математическую модель связи спроса населения S на рыбные консервы изделия от общего товарооборота Q розничных торговых предприятий региона по следующим данным:

Файлы: 1 файл

EMM_(RESHENIE)_POPR.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Моделирование изучения и прогнозирования покупательского  спроса

Модели управления товарными запасами

 

Вариант 2

Задание 1. Построить экономико-математическую модель связи спроса населения S на рыбные консервы изделия от общего товарооборота Q розничных торговых предприятий региона по следующим данным:

 

S

млн.руб.

2,5

2,4

2,6

2,7

2,9

2,5

4,3

5,0

5,2

Q

млн.руб.

660

690

730

760

770

820

840

870

900

T

годы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008


Рассчитать прогноз  продажи изделий на 2010 год.

Решение:

Построим поле корреляции. Для этого на координатной плоскости построим точки с координатами: .

Рис. 1. Корреляционное поле зависимости спроса населения S

 на рыбные  консервы изделия от общего  товарооборота Q

 розничных  торговых предприятий региона

Путем сравнения внешнего вида корреляционного поля с графиками математических моделей, подберем математическую форму связи.

Из расположения точек  на рис. 1 можем выдвинуть предположение  о том, что зависимость товарооборота от спроса подчинена полулогорифмическому закону.

Уравнение полулогарифмической  зависимости Q от S определяется формулой:

Методом наименьших квадатов определим значения коэффициентов а0 и а1. Для этого составим систему нормальных уравнений:

Результаты промежуточных  вычислений оформим в таблице.

Таблица 1

№ п/п

S

Q

lgS

(lgS)2

QlgS

1

2

3

4

5

6

7

1

2,5

660

0,3979

0,1584

262,6404

728,4

2

2,4

690

0,3802

0,1446

262,3458

719,5

3

2,6

730

0,4150

0,1722

302,9305

737,0

4

2,7

760

0,4314

0,1861

327,8365

745,2

5

2,9

770

0,4624

0,2138

356,0465

760,8

6

2,5

820

0,3979

0,1584

326,3108

728,4

7

4,3

840

0,6335

0,4013

532,1135

846,9

8

5

870

0,6990

0,4886

608,1039

879,9

9

5,2

900

0,7160

0,5127

644,4030

888,4

Сумма

30,1

7040

4,53

2,44

3622,73

7034,5


Решив систему, находим: ; .

Записываем  экономико-математическую модель: .

Определяем расчетные  значения результативного признака Q  по ЭММ (графа 7 табл. 1) и для сравнения с видом корреляционного поля наносим их на график.

Рис. 2. Фактические данные и кривая полулогарифмической регрессии

 

Оценим качество построенной  модели.

Оценку модели проводят через показатель степени близости математической формы связи к фактическим данным – индекс корреляции, который используется и в качестве меры тесноты корреляционной связи между изучаемыми признаками:

,

где

Q – экспериментальное значение результативного признака

 - значение признака, вычисленное по модели;

 – Среднее значение результативного признака; ;

п - количество экспериментальных данных признака.

Полученный индекс корреляции оценивается с помощью шкалы Чеддока. Он может принимать значение от 0 до + 1. Чем ближе его величина к 1, тем более тесная связь между изучаемыми явлениями, и наоборот.

Шкала Чеддока

До 0,1

0,1-0,3

0,3-0,5

0,5-0,7

0,7-0,9

0,9-0,99

отсутствует

слабая

умеренная

заметная

высокая

очень высокая


 

Оформим расчеты в  таблице.

Таблица 2

№ п/п

S

Q

1

2

3

4

5

6

1

2,5

660

728,4

4679,055

14938,27

2

2,4

690

719,5

869,3225

8504,938

3

2,6

730

737,0

48,624

2727,16

4

2,7

760

745,2

218,4747

493,8272

5

2,9

770

760,8

84,04429

149,3827

6

2,5

820

728,4

8389,897

1427,16

7

4,3

840

846,9

47,58213

3338,272

8

5

870

879,9

97,05814

7704,938

9

5,2

900

888,4

134,0667

13871,6

Сумма

30,1

7040

7034,5

14568,1

53155,6


Сравнивая полученное значение индекса корреляции со шкалой Чеддока, делаем вывод о сильной связи  между спросом и товарооборотом.

Рассчитаем прогноз  продажи изделий на 2010 год на основе построенной модели.

Для того, чтобы определить прогнозное значение спроса, проведем выравнивание спроса. Построим поле корреляции спроса от времени. По расположению точек сделаем предположение о линейной зависимости спроса от времени.

Используя средства MS Excel найдем уравнение линейного тренда зависимости спроса от времени.

Рис. 3 Фактические данные спроса и линейный тренд

Для 2010 года имеем: (млн. руб.).

Рассчитываем прогноз  продажи изделий (т.е. товарооборота) в 2010 году:

(млн. руб.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. На оптовую базу в течении года были поставлены спортивные товары в нижеприведенном ассортименте, годовых объемах поставок Qi тыс.руб. и числе поставок ni:

Товары

Qi

ni

Обувь

Туристические товары

Трикотаж

Швейные товары

Спортивный инвентарь

6300

3200

4000

2300

2000

5

2

4

4

2


Определить показатели системы управления запасами при  сложившихся условиях , , а затем оптимальные . Определить экономию по товарной групп в целом.

Решение:

По сложившимся за прошедший период величинам объемов поставок Q , количеству поставок , например, в течение года Т=365 дней, оптимальные параметры  товароснабжения находят по следующим моделям:

- коэффициент для каждой товарной позиции:

- размер партии:

                                            

- средний текущий запас:

                                           

- число поставок:

                                           

- интервал поставок:

                                           

Для сравнения сложившихся  параметров товароснабжения и оптимальных   удобно все результаты вычислений расположить в виде таблицы.

Расчеты оформим в  таблице 3(T=1 год – по условию задачи).

 

 

 

Таблица 3

№ п/п

Qi

ni

Коэффициент для каждой товарной позиции

Размер партии

Средний текущий запас

Число поставок

Интервал поставок

Обувь

6300

5

73

16,87

1339,01

669,51

4,70

77,58

459900

488740,38

Туристические товары

3200

2

182,5

16,87

954,31

477,16

3,35

108,85

584000

348323,63

Трикотаж

4000

4

91,25

16,87

1066,95

533,48

3,75

97,36

365000

389437,66

Швейные товары

2300

4

91,25

16,87

809,06

404,53

2,84

128,39

209875

295305,72

Спортивный инвентарь

2000

2

182,5

16,87

754,45

377,22

2,65

137,69

365000

275374,01

Сумма

17800

17

       

17,29

 

1983775

1797181


Проведя вычисление сумм по всем показателям, можно обнаружить в результате анализа, что число поставок в целом по группе товаров остается неизменным, т. е. .

 

Определяем экономию по товарной группе в целом:

,

Отрицательное значение свидетельствует об экономии.


Информация о работе Моделирование изучения и прогнозирования покупательского спроса