Модель кризиса на основе "эффекта заложника"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:13, научная работа

Описание работы

Представленная статья посвящена проблемам нестабильности современной финансово-экономической системы. Периодическое развитие острых финансовых кризисов во многих странах делает более актуальными углубленное изучение источников и механизмов кризисных явлений и поиски новой архитектуры мировой финансовой системы.

Файлы: 1 файл

Стаття_chern.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

"ЭФФЕКТ  ЗАЛОЖНИКА"  НА ПРИМЕРАХ КРИЗИСА В РОССИИ  И УКРАИНЕ

 

В последние десятилетия, в силу усугубления нестабильности современной финансово-экономической  системы, возникла необходимость конструирования  таких индикаторов - предвестников катастрофических явлений, которые позволили бы выявить принципиальные признаки предкризисных состояний.

В статье [1] был  рассмотрен «эффект заложника», который  может играть существенную роль в  развитии глубоких кризисов. Данный эффект проявляется в ситуации, когда  на рынке доминируют несколько крупных игроков, а правительство испытывает недостаток ликвидности, чтобы противостоять временному ухудшению внешних условий или спекулятивной атаке. В этом случае для устранения проблемы правительство может переложить часть бремени борьбы с кризисом на частный сектор, так как все инвесторы, являясь держателями государственного долга или других номинированных в национальной валюте активов имеют дополнительные стимулы к предотвращению наступления кризиса. Поэтому правительство может использовать подобные активы в качестве «заложников», заставляя инвесторов поддерживать его усилия по борьбе с кризисом. В определенном смысле модель описывает координацию усилий правительства и инвесторов, направленных на смягчение кризиса. Но поскольку правительство фактически насильно привлекает инвесторов к спасению ситуации, рассматриваемый эффект важен только для описания наиболее тяжелых форм финансового кризиса.

Ниже будут приведены  доводы в пользу того, что некоторые  эффекты, обнаруженные при анализе  модели, могли послужить частью механизма развития финансового кризиса в России, в 1998 г. Это касается, прежде всего, негативных последствий предоставления России кредитов МВФ и Мирового банка. Также будут рассмотрены особенности взаимодействия инвесторов и правительства в Украине в 1998 г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Приведем формальное описание модели [1], которая представляет из себя игру N+1 участников: правительства и N инвесторов. Игра характеризуется параметрами di≥0 (долг правительства перед инвестором i на момент начала игры) и r0 – процентной ставкой по без рисковым вложениям, альтернативным предоставлением заимствований правительства. Другими параметрами игры являются: функция потерь ω(X), которая убывает при X<H и возрастает при X>H; кроме того, выполняется следующее условие: ω(X) → 1 при X → ∞; минимальный уровень потерь достигается в точке Н: ωm = ω(H); φ(r) – отрицательный эффект роста процентной ставки r; Z(ω) – отрицательное влияние на экономику долговой несостоятельности правительства (чем выше уровень потерь, тем сильнее это влияние); φ(r) и Z(ω) – возрастающие функции.

Предполагается, что все функции дважды дифференцируемы  и функция ω   выпуклая при X≤H, а ее производная конечна в точке 0: ω'(0) ≠ - ∞.  Игра имеет два шага (игра по Стакельбергу).

Шаг 1. Правительство выбирает процентную ставку r, предлагаемую инвесторам, или решает воздержаться от заимствований.

Шаг 2. Все инвесторы независимо друг от друга выбирают объемы заимствований xi правительству,  при заданной процентной ставке r.

Наибольший интерес представляет второй шаг, который и рассмотрим далее.

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТАТИКА

Рассмотрим  игру при фиксированной процентной ставке N инвесторов с портфелями (d1, …, dN), в предположении, что правительство предлагает некоторую процентную ставку r < rH . В результате акцент анализа смещается с проблем кооперации правительства и инвесторов на вопросы координации между инвесторами.

Ниже приведем результаты анализа “сравнительной статики” решений игры.

Влияние портфеля. Общий объем инвестиций в игре положительно зависит от величины портфеля каждого инвестора. С другой стороны, объем инвестиций игрока i отрицательно зависит от величины его портфеля (и, соответственно, инвестиции остальных игроков положительно зависят от портфеля игрока i).

Показать это можно, анализируя производные равновесных инвестиций xi и X по di, которые можно получить, дифференцируя условия первого порядка по di для каждого j. Используя условия второго порядка, , и помня, что в случае отрицательной реальной процентной ставки производная, ω′, отрицательна в точке равновесия,  в результате получим:

Влияние кредита МВФ. Будем считать в дальнейшем, что выигрыши всех участников зависят от ω(X+L), а не от ω(X), как при изначальном определении игры, где L ≥ 0 – величина кредита МВФ.

Равновесный объем инвестиций каждого участника  отрицательно зависит от размера кредита МВФ

Действительно, дифференцируя условия первого  порядка по L и учитывая условия второго порядка для точки равновесия, получаем:

Имеет место  следующий факт: увеличение размеров кредита МВФ влечет за собой не только уменьшение инвестиций, но и обостряет кризис.

Влияние процентной ставки. Общий объем инвестиций в игре положительно зависит от процентной ставки, предлагаемой правительством.

В самом деле, дифференцируя условия первого порядка по процентной ставке r, получаем:

Так как и  знаменатель положительный, и числитель  положительный, то напрашивается вывод, что . Поскольку инвестиции каждого игрока положительно зависят от процентной ставки r, то и суммарные инвестиции всех игроков, тоже, положительно зависят от r.

 

 

ПРОВЕРКА МОДЕЛИ НА РЕАЛЬНЫХ ДАННЫХ УКРАИНЫ И РОССИИ

Для проверки сформулированных в работе гипотез используем реальные данные, характеризующие ситуацию на рынке государственных обязательств Российской Федерации в 1998г., накануне августовского кризиса и объявления технического дефолта РФ. А также используем данные о состоянии украинского рынка ОВГЗ в 1998г.

Внутренний  долг РФ в настоящее время в  основном формировался за счет инструментов ГКО / ОФЗ. Показатели рынка ГКО / ОФЗ приведены в табл. 1:

Таблица 1.

Основные  показатели рынка ГКО-ОФЗ, в трлн. руб. до 1998 г., в млрд. руб. с 1998г.

 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Объем размещения

0,2

17,5

159,5

430,5

502,0

258,6

Объем государственного долга по ГКО / ОФЗ (На конец года)

0,2

10,6

76,6

237,1

384,9

385,8

Объем выручки  полученной в результате размещения

0,2

12,9

122,3

322,9

436,3

193,7

Привлечение средств  в бюджет

0,2

5,7

26,8

35,2

32,7

-50,4


Основными посредниками данного периода в размещении ценных бумаг государства были банки, и без их помощи государство просто не смогло бы решить свои задачи. Банки, в том числе и эмиссионные, согласно принятой мировой практике должны были осуществлять посредничество в размещении государственных ценных бумаг, но в случае с Россией они превратились в покупателей ценных бумаг на первичном рынке.

Таблица 2.

Структура собственников государственных  ценных бумаг (%)

 

1995

1996

1997

1998

Центральный банк

36,5

36,6

13,4

26,5

Сберегательный  банк России

14,7

30,7

65,3

42,5

Коммерческие  банки 

47,8

32,7

4,7

3,0

Физические  лица

1

-

-

-

Внешние инвесторы 

-

-

16

28


Как видим, существенными  владельцами государственных обязательств с соответствующими портфелями были:

      • Сбербанк России - 161,5 млрд.руб.;
      • Нерезиденты - 106,4 млрд. руб.;
      • Центробанк - 100,7 млрд. руб.

Итак, в нашей  игре есть три игрока N = 3. Соответственно,

Зафиксируем в  качестве без рисковой ставки 10%, которая  была актуальна на международных  рынках в 1998 г. То есть r0 = 0,1. Ставку же, по которой правительство предлагает ценные бумаги, можно определить, исходя из модели [1]. По имеющимся данным ее можно оценить в размере r = 20%=0,2.

Сложнее определить вид функции потерь. Согласно наложенных на нее требований, а также исходя из ситуации на рынке, можно представить ее как полиномиальную функцию второго порядка:

Нетривиальное решение будет равно:

  1. Теперь проверим утверждение о влиянии кредита МВФ на размер инвестиций каждого инвестора. Российское правительство получило кредит от МВФ в 1998 г. в размере 4,8 млрд. долл., что эквивалентно 30 млрд. долл. по тогдашнему курсу. Т.е. L = 30. Проведя соответствующие расчеты согласно (3), имеем   

То есть получение кредита от МВФ в размере 30 млрд. руб. может вызвать уменьшение инвестирования инвесторов на целых 195 млрд. долл.  То есть высказанное утверждение о влиянии кредита МВФ нашло подтверждения.

  1. Рассчитаем влияние процентной ставки на общий объем инвестиций согласно (4).   

Как видим, имеется положительное влияние роста процентной ставки на общий объем инвестиций.

  1. Теперь рассмотрим зависимость объемов инвестирования от величины портфеля каждого инвестора. Рассчитаем, как скажется на общем объеме инвестирования увеличение портфеля Сбербанка, Центробанка или резидентов.

Увеличение  портфелей разных инвесторов вызывает неодинаковую реакцию.

Теперь рассмотрим влияние изменения портфеля каждого из 3-х инвесторов на каждого из них.

На главной диагонали должны были отрицательные числа, остальные - положительные. Как видим, подтвердился тезис о том, что величина инвестиций инвестора негативно зависит от величины его портфеля. А вот инвестиции других зависят произвольным образом, как показывают результаты вычислений.

Проведем такие  же расчеты для данных Украины  в 1998г., где наблюдались кризисные  явления, хотя не в такой явной  форме. в августе 1998г. Благоразумно подождав российских условий и параметров реструктуризации ГКО, украинский Минфин приступил к акции под названием «добровольный обмен облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на конверсионные гривневые облигации». Для проведения «конверсии» правительство и НБУ созвали, и тем самым создали, синдикат из 10 украинских банков, которые составляли 60% владельцев-резидентов ОВГЗ. То есть, последние выступали единым игроком.

На тот момент нерезиденты занимали на рынке ОВГЗ 16% его объема и резиденты - 21% (банковский пул – 13%). Очевидно, что самым крупным ОВГЗ - инвестором оставался Нацбанк с его 63% [2].  Совокупный портфель ОВГЗ составлял около 10 млрд. грн.

Соответственно, портфели НБУ, нерезидентов и банков составили:

 

Проведя аналогичные  выше приведенным расчеты, получены результаты, которые качественно не отличаются от российских.

То есть получение  кредита от международных финансовых организаций имеет отрицательное  влияние  на объем инвестиций каждого участник. Рост процентной ставки увеличивает размер инвестиций. А влияние размеров портфелей инвесторов имеет неоднозначное влияние на объем инвестиций других.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы полагаем, что рассмотренная модель позволяет  лучше понять некоторые стороны  отношений между должником и  кредиторами в ходе острого финансового  кризиса.

Модель показывает, что чем большей ликвидностью обладает правительство (менеджер), тем сильнее негативный эффект кризиса. Если в рамках нормальной логики дополнительная ликвидность правительства повышает доверие инвесторов к его кредитоспособности и, благодаря этому, снижает стоимость заимствований, то в приведенной модели ситуация прямо противоположная: дополнительные резервы ослабляют стимулы инвесторов брать на себя бремя борьбы с кризисом, что приводит к росту процентных ставок и/или снижению величины кредитов.

 

Рассмотренная игра позволяет рассматривать как модель насильственного привлечения правительством кредиторов к предотвращению кризиса. Координация между инвесторами в рамках игры носит характер, обратный обычному: увеличение инвестиций одним участником сокращает объем инвестиций, делаемый всеми остальными. К аналогичным последствиям приводит предоставление дополнительной ликвидности международными финансовыми организациями. То есть выделены ситуации, где кредиты МВФ могут оказать негативное воздействие на развитие кризиса.

Информация о работе Модель кризиса на основе "эффекта заложника"