Курсовая работа по "Теории принятия решений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Для изготовления бетона трех марок, предприятие использует четыре вида сырья. Запасы сырья известны и равны 6, 8, 1, 2 тонн. Количество сырья каждого вида, необходимое для производства единицы бетона первой марки соответственно равны: 1, 2, -1, 0. Для бетона второго вида: 2, 1, 1, 1. Для бетона третьего вида: 1,3/4, -1, 0. Отрицательные значения сырья свидетельствуют об отрицательном его воздействии на марку бетона. Прибыль от реализации бетона первого вида составляет 3 у.е., от бетона второго вида 2 у.е., третьего 2 у.е. Составить план, обеспечивающий наибольшую прибыль производству.

Содержание работы

Задание на курсовую работу 2
Решение задачи линейного программирования симплекс методом 4
Физическая интерпретация задачи 4
Краткое описание метода решения задачи 4
Блок-схема решения ЗЛП симплекс-методом 6
Аналитическое решение задачи 7
Транспортная задача 9
Физическая интерпретация задачи 9
Краткое описание метода решения задачи 9
Блок-схема решения транспортной задачи 11
Аналитическое решение задачи 12
Статистические игры (игры с природой) 18
Физическая интерпретация задачи 18
Краткие теоретические сведения 18
Блок-схема алгоритма решения задачи 19
Аналитическое решение задачи 20
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

курсачТПР - копия.docx

— 275.21 Кб (Скачать файл)

 

Общие расходы  на доставку продукции от поставщиков  к потребителям изменятся на

2*50 - 1*50 + 4*50 - 7*50 = (2 - 1 + 4 - 7)*50 = -2*50 ден. ед.

Общие затраты  на доставку всей продукции, для данного  решения, составляют S= 1010 + (-100) = 910 ден. ед.

Если  оценки всех свободных ячеек (незадействованных  маршрутов) неотрицательные, то снизить  общую стоимость доставки всей продукции  невозможно.

Ячейка A1B1 выйдет из базиса, мы перестали доставлять продукцию от поставщика A1 к потребителю B1. Ячейка A1B3 станет базисной, мы ввели новый маршрут доставки продукции от поставщика A1 к потребителю B3 (Таблица 8).

 

Таблица 8

Поставщик

Потребитель

Запас

B1

B2

B3

А1

           -         1

        -        3

            50        2

50

А2

         70        4

            -         5

          30        7

100

А3

            -         6

       100      2

          30        4

130

Потребность

70

100

110

-


 

  1. Оценка полученного решения.

Примем v= 0.

v+ u= c13,     v+ u= 2,    u= 2 - 0 = 2

v+ u= c23,      v+ u= 7,     u= 7 - 0 = 7

v+ u= c33,      v+ u= 4,     v= 4 - 7 = 4

v+ u= c21,      v+ u= 4,     v= 2 - 4 = -3

v+ u= c32 ,         v+ u= 2,       u= 1- (-3) = -2


Найдем оценки свободных ячеек  следующим образом:

11 = c11 - (u+ v1) = 1 - (2 + (-3)) = 2


12 = c12 - (u+ v2) = 3 - (2 + (-2)) = 3


22 = c22 - (u+ v2) = 5 - (7 + (-2)) = 0


31 = c31 - (u+ v1) = 6 - (4 + (-3)) = 5


 

Все оценки свободных ячеек неотрицательные, следовательно, найдено оптимальное решение:

Xопт1 ==

Smin = 2*50+4*70+7*30+2*100+4*30 = 910 ден. ед.

Ответ: Общие затраты на доставку всей продукции, для оптимального решения, составляют 910 ден. ед.

 

 

 

 

 

 Статистические игры (игры с природой)

Физическая интерпретация задачи

Сельскохозяйственное  предприятие может реализовать  некоторую продукцию:

А1 - сразу после уборки;

А2 - в зимние месяцы;

А3 - в весенние месяцы.

Прибыль зависит от цены реализации в данный период времени, затратами  на хранение и возможных потерь. Размер прибыли, рассчитанный для разных состояний-соотношений дохода и издержек, в течение всего периода реализации, представлен в виде матрицы (млн. руб.).

Краткие теоретические сведения

При решении  задач оптимизации приходится сталкиваться с проблемой принятия решений  в условиях неопределённости. Часто неопределённость, сопровождающая ту или иную операцию, связана с недостаточной осведомлённостью об условиях, в которых она будет проводиться. Во всех подобных случаях условия выполнения операции зависят от объективной действительности, которую в теории игр принято называть «природой». Соответствующие ситуации называют «играми с природой».

Человек (статистик) А в играх с природой старается действовать осмотрительно, например, используя максиминную стратегию, чтобы получить наименьший проигрыш. Второй игрок В действует совершенно случайно, возможные стратегии определяются как ее состояния. В некоторых задачах может быть задано распределение вероятностей, а в других оно не известно.

В теории статистических игр, помимо платёжной  матрицы, используется и, так называемая, матрица рисков или матрица сожалений. Риском стороны А при использовании стратегии Аi в условиях Pj называется величина

где  − максимальный выигрыш стороны А в состоянии «природы» Pj.

Оптимальные стратегии находятся, используя критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Байеса (при различных и равных вероятностях состояний природы).

Блок-схема алгоритма  решения задачи

Рис. 3. Блок-схема алгоритма решения  задачи 

Аналитическое решение задачи

Экономическая эффективность от продажи  продукции в различные периоды  изменяется в зависимости от состояния  природы и задана матрицей:

 

Первый  столбец доминирует над вторым и  третьим столбцами, следовательно, матрицу можно упростить:

 

  • Критерий Вальда

По критерию Вальда за оптимальную стратегию принимается чистая стратегия, которая в наихудших условиях гарантирует максимальный выигрыш, т.е. α = max(min aij). Критерий Вальда ориентирует статистику на самые неблагоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает пессимистическую оценку ситуации.

 

Таблица 1

Стратегии статистика Аi

Состояния природы Pj

min(aij)

     P1

 

 P2

A1

1

 

9

1

A2

3

 

3

3

A3

4

 

2

2


 

Тогда, α = max (1; 3; 2) = 3

 

Вывод: Оптимальной стратегией является А2

 

  • Критерий Сэвиджа

 

Критерий  минимального риска Сэвиджа рекомендует выбирать в качестве оптимальной стратегии ту, при которой величина максимального риска минимизируется в наихудших условиях, т.е. обеспечивается: 
α = min(max rij).

Критерий  Сэвиджа ориентирует статистику на самые неблагоприятные состояния природы, т.е. этот критерий выражает пессимистическую оценку ситуации. 
 Находим матрицу рисков.

 
  Риск – мера несоответствия между разными возможными результатами принятия определенных стратегий. Максимальный выигрыш в j-м столбце b= max(aij) характеризует благоприятность состояния природы.

 
1. Рассчитываем 1-й столбец матрицы  рисков.

r11 = 4 - 1 = 3; r21 = 4 - 3 = 1; r31 = 4 - 4 = 0; 

2. Рассчитываем 2-й столбец матрицы рисков.

r12 = 9 - 9 = 0; r22 = 9 - 3 = 6; r32 = 9 - 2 = 7; 

 

Результаты  вычислений занесем в таблицу 2.

 

Таблица 2.

Стратегии статистика Аi

Состояния природы Pj

max(aij)

P1

P2

A1

3

0

3

A2

1

6

6

A3

0

7

7


 

Тогда, α = min(max rij) = min (3, 6, 7) = 3

 

Вывод: Оптимальной  стратегией является А1.

 

  • Критерий Гурвица

 

Критерий  Гурвица является критерием пессимизма - оптимизма. За оптимальную стратегию принимается та стратегия, для которой выполняется соотношение: 
max(λmin(aij) + (1-λ)max(aij)), где 0 ≤ λ ≤ 1.

При λ = 1 получим критерий Вальде, при λ = 0 получим – оптимистический критерий (максимакс).

Критерий  Гурвица учитывает возможность  как наихудшего, так и наилучшего для человека поведения природы. Чем хуже последствия ошибочных решений, тем больше желание застраховаться от ошибок, тем λ ближе к 1. В общем случае число λ выбирают исходя из опыта или субъективных соображений.

 
Рассчитываем .

max(λmin(aij) + (1-λ)max(aij)) = max ((0.7•1+(1-0.7)•9); ( 0.7•3+(1-0.7)•3); ( 0.7•2+(1-0.7)•4)) = max(3.4; 3; 2.6) = 3.4

 

Вывод: Оптимальной стратегией является А1

 

  • Критерий Байеса (с различными вероятностями состояний природы)

 

В данном случае, критерием принятия решений  является максимум математического  ожидания выигрыша.

Рассчитаем значения ∑(aijqj) и занесем их в таблицу 3:

  = 1•0.1 + 9•0.2 = 1.9;

  = 3•0.1 + 3•0.2 = 0.9;

= 4•0.1 + 2•0.2 = 0.8.

 

Таблица 3

Стратегии статистика Аi

Состояния природы Pj

Средний выигрыш 

P1

P2

P3

P4

A1

0.1

-

-

1.8

1.9

A2

0.3

-

-

0.6

0.9

A3

0.4

-

-

0.4

0.8

qi

0.1

0.3

0.4

0.2

-


 

Максимальный  средний выигрыш равен max (1.9; 0.9; 0.8) = 1.9.

 

Вывод: Оптимальной стратегией является А1.

 

  • Критерий Байеса (с равными вероятностями состояний природы)

 

В этом случае расчеты производятся с учётом того, что вероятности состояний природы  равны, и имеют значение qi = 0.25.

Рассчитаем значения ∑(aijqj) и занесем их в таблицу 4:

 

  = 1•0.25 + 9•0.25 = 2.5; 
= 3•0.25 + 3•0.25 = 1.5; 
= 4•0.25 + 2•0.25 = 1.5.

 

Таблица 4

Стратегии статистика Аi

Состояния природы Pj

Средний выигрыш 

P1

P2

P3

P4

A1

0.25

-

-

2.25

2.5

A2

0.75

-

-

0.75

1.5

A3

1

-

-

0.5

1.5

qi

0.25

0.25

0.25

0.25

-


 

Максимальный  средний выигрыш равен max (2.5; 1.5; 1.5) = 2.5.

 

Вывод: Оптимальной стратегией является А1.

 

Таким образом, в результате решения статистической игры по различным критериям чаще других рекомендовалась стратегия A1.

 

Ответ: Стратегия A1.

 

Список использованной литературы

  1. Шапкин А.С., Мазаева Н.П. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2005. – 400 с.
  2. Ляшенко И.Н., Карагодова Е.А. Линейное и нелинейное программирование. 1975. - 369 с.
  3. Дегтярев Ю. И. Исследование операций: учебник для вузов по специальности АСУ. — М.: Высшая школа, 1986.
  4. Грешилов А. А. Математические методы принятия решений. — М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. — 584 с.
  5. В.А.Ильин, Э.Г. Позняк. Основы математического анализа, 2001.
  6. Быков А.Ю. Курс лекций. МГГУ, 2012 – 2013.

Информация о работе Курсовая работа по "Теории принятия решений"