Экономическая эффективность информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 15:11, творческая работа

Описание работы

ИС предоставляет пользователю определенные ИТ-сервисы, и от того, насколько качественно они предоставляются, зависит эффективность информационной системы.
Анализ экономической эффективности ИС не может быть сделан без качественной стоимостной оценки ИТ-услуг ИС бизнес-подразделениям предприятия.
В свою очередь качество и стоимость этих ИТ-услуг напрямую зависят от организации процессов управлении на базе ИС, т. е. от качества информационного менеджмента.

Файлы: 1 файл

Экон эффективность в ИС.ppt

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Факторы, которые воздействуют  на снижение ТСО

 

  • наличие автоматического управления рабочими местами и программы инвентаризации системы;
  • наличие автоматической диагностики вирусов на клиентских местах и серверах;
  • наличие централизованной службы помощи, располагающей базой знаний по возможным проблемам;
  • поддержка средств сетевого управления системой;
  • наличие встроенной системы обнаружения ошибок, предназначенной для отслеживания и предупреждения незапланированных простоев;
  • санкционированный доступ, т.е. доступ пользователей только к тем программам и функциям, которые необходимы для выполнения служебных обязанностей;
  • стандартизированные аппаратные и программные компоненты рабочих мест;
  • наличие системы защиты жизненно важных данных
  • централизованная закупка идентичных моделей техники одного производителя;
  • регулярное исследование затратных компонентов стоимости владения и определение критических пунктов в инвестиционной программе;
  • регулярное обучение пользователей и административного персонала эффективным методам работы с системой и приложениями с выдачей сертификатов.
  • Методика может использоваться также при решении проблемы выбора между закупкой или разработкой ИС, эксплуатацией собственными ИТ-подразделениями или аутсорсингом (см.).

 

  • Появление показателя совокупной стоимости владения системой сделало весьма популярным критерий достаточности размера затрат на ИТ, который обычно используют для сопоставления собственных затрат со средними по отрасли, что может помочь в обосновании ИТ-бюджета. Как правило, на западных предприятиях это либо доля от оборота (0,9 - 3,4%), либо затраты на одного работающего (от 1600 до 3900 дол.). Аналогичные показатели в РФ несколько ниже (0,6 - 1,5% и 200 - 1000 долл.) и существенно дифференцируются по отраслям.
  • TCO– это методика расчета, созданная чтобы помочь потребителям и руководителям предприятий определить прямые и косвенные затраты и выгоды, связанные с любым компонентом компьютерных систем. Цель ее применения – получить итоговую картину, которая отражала бы реальные затраты, связанные с приобретением определенных средств и технологий, и учитывала все аспекты их последующего использования 

 

  • Например, когда принимается решение о приобретении компьютера и при этом используется анализ совокупной стоимости владения, то высокая цена компьютера может рассматриваться как аргумент в пользу более дешевого варианта. Но если к стоимости компьютера добавить затраты, которые могут возникнуть в процессе его эксплуатация, то может оказаться, что общая сумма затрат на покупку и эксплуатацию «дешевой» техники оказывается выше.

Расчет совокупной  стоимости владения информационной  системой управления проектами  СМК «Сентябрь»

 

 

Затраты

 

Наименование затрат

 

Количественные значения  в у.е.

 

Фиксированные затраты

 

  • Лицензия на 1 рабочее место
  • Внедрение проекта

 

600

100

 

Текущие затраты

 

  • Обучение 1 пользователя (1семинар+проезд+проживание)
  • Сопровождение (Internet+телефон) в год
  • Некомпетентные действия пользователя

 

250+70+100

10+100

7500

 

ИТОГО:

 

8730

Методология внедрения  стратегического управления Balanced Scorecard (BSC),

 

  • Разработка сбалансированной системы показателей заключается в выявлении системы взаимосвязанных целей, критических факторов успеха и ключевых показателей эффективности.
  • Затем задаются плановые значения целей/факторов успеха (показателей эффективности) на стратегический и тактический периоды.
  • Достижение этих значений периодически отслеживается и используется для принятия решений по изменению планов (целей, стратегий).
  • Автоматизация системы управления предприятием подразумевает автоматизацию его бизнес-процессов.
  • Бизнес-процессы в свою очередь имеют свои показатели эффективности.
  • Эти показатели могут характеризовать как результат всего процесса целиком, так и результат отдельной составляющей (функции) процесса.
  • Например, процесс реализации может характеризоваться временем, прошедшим с момента получения заказа до момента отгрузки со склада товара потребителю. Но в то же время для потребителя может быть принципиально важным время реакции менеджера на запрос о наличии товаров на складе. Тогда из процесса реализации нужно выделять отдельную функцию (или набор функций), отвечающую за получение запроса от клиента, обработку запроса и выдачу ему необходимой информации.
  • Для каждого бизнес-процесса существует набор показателей эффективности, по которым можно определить эффективность данного бизнес-процесса.
  • Таким образом, использование методологии Balanced Scorecard для оценки эффекта от внедрения информационной системы позволяет определить, насколько предполагаемый проект соответствует целям предприятия.
  • При этом рассматриваются финансовые и нефинансовые цели предприятия, что гарантирует полноту и достоверность оценки.
  • В результате анализа проекта на соответствие целям предприятия и последующего одобрения/отклонения проекта происходит приведение в соответствие ИТ-стратегии и корпоративной стратегии предприятия.
  • Применение методологии Balanced Scorecard для анализа проектов внедрения корпоративной информационной системы позволяет не только обосновать проект автоматизации, но и органично «вписать» его в план развития предприятия как на стратегическом, так и на оперативном уровне (в части бюджетов)
  • Финансовыми показателями не могут быть оценены такие показатели, как качество сервиса, время разработки новой продукции, вероятностные характеристики успешности работы. Эти показатели могут быть оценены используя подход сбалансированной системы показателей (BSC).
  • Для определения ключевых показателей необходимо выделить управляемые факторы успешной работы предприятия с учетом принятой стратегии развития и определить ключевые показатели, количественно измеряющие каждый фактор.
  • Для СМК «Сентябрь» система взаимосвязанных показателей переводит миссию и общую стратегию компании в систему четко поставленных  целей  и  задач,  а  также  показателей,  определяющих  степень достижения  данных  установок  в  рамках  четырех  основных  проекций  или измерений  эффективности  предприятия:  финансов,  маркетинга  (заказчика), внутренних бизнес-процессов

Эффект от внедрения  ИСУП с использованием системы  сбалансированных показателей

 

    

 

Стратегические цели

 

Применяемые критерии

 

Ближайшие цели (%/у.е.)

 

Мероприятия

 

Финансы

 

  •  снижение затрат
  • повышение прибыли
  • доходность

 

  •  снижение суммы выплат по неустойке
  • увеличение количества заказов
  • рыночная стоимость

 

  • на 70 %
  • на 20 % ежегодного прироста
  • 20 – 30 % ежегодного прироста

 

Заказчик

 

  • удержание старых и привлечение новых заказчиков

 

  •  выигранные тендеры
  • выполнение работ по проекту в срок

 

  • 30 % ежегодно-го прироста / 25000 y.e.
  • увеличение до 80%                / 19000 y.e. (на 50%)

 

  • скорость и качество предоставления тендерной документации
  • оптимальное планирование работ по проекту

 

Внутренние бизнес-процессы

 

  •  сокращение производственных расходов

 

  •  экономия фонда з/п

 

  • снижение материальных запасов
  • снижение производствен-ных затрат

 

  • 10 % ежегодной экономии / 19000 y.e.
  • до 20 % (на 30 %) / 4600 y.e.
  • до 10 % (на 40 %) / 3700 y.e.

 

  • отслеживание трудозатрат
  • оптимальное планирование ресурсов
  • оптимальное планирование производственных мощностей

В случае если  время создания ИС менее года, то в качестве основных показателей  ее экономической эффективности  могут быть применены следующие  показатели, не учитывающие дисконтирование.

  1. Норма прибыли на инвестиции, или прибыльность инвестиций (simple rate of return, SRR), рассчитывается как отношение чистой прибыли к объему инвестиций

 

 

 

где SSR — норма прибыли  от инвестиций, %;

NР — чистая прибыль (экономия затрат), ден. ед.;

ТIС — инвестиции (капитальные затраты) на создание  ИС, ден. ед.

 

  1. Срок окупаемости инвестиций, или срок возврата капиталовложений (pay-back period, PBP),
  • При оценке крупных ИТ-проектов, требующих долгосрочных инвестиций, исчисляемых десятками и даже сотнями тысяч долларов, таких, как, например, ERP-системы, внедряемых в течение нескольких лет, могут быть использованы разнообразные методы оценки экономической эффективности ИТ-проекта.
  • Экономическая эффективность ИТ-проекта характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных с проектом затрат и результатов и позволяющих судить об экономической привлекательности проекта для его участников, об экономических преимуществах одних проектов перед другими.

Информация о работе Экономическая эффективность информационных систем