Источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:55, дипломная работа

Описание работы

Первое раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой" закрепляющей в праве волю и интересы народа.
Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.
Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
1.1ПОНЯТИЕ ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ
ОБЩЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИСТОЧЬНИКОВ ПРАВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ
3.1 ВИДЫ И СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ КАК ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЙ ИСТОЧНИК ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ

Файлы: 1 файл

Диплом Источники права социального обеспечения России.docx

— 51.47 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в советской правовой литературе при рассмотрении и использовании понятия “источники права” говорили либо о силе, которая создает право, и называли ее источником права в материальном смысле, либо о форме, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер, и называли ее источником права в формальном (юридическом) смысле*(48).

В советской правовой литературе велась дискуссия о правильности терминов, обозначающих такие понятия, как “источник права” или “форма права”. Одни ученые признавали более правильным употребление термина “форма права” (Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Шебанов)*(49), другие склонялись к термину “источник права” (С.А. Голунский, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, С.Л. Зивс)*(50).

В современной российской правовой науке можно считать эти споры преодоленными, поскольку термины “источники права” и “форма права” употребляются в одном и том же значении – внешней формы объективизации, выражении права или нормативной государственной воли*(51). При этом отмечается, что термин “источник права”, несмотря на его условность, является удобным в употреблении и традиционным для мировой юриспруденции. Термин “форма права” менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку он более многозначен.

Можно привести многочисленные примеры, когда специалисты различных отраслей права ставят знак равенства между данными понятиями или отдают предпочтение одному из указанных терминов. Так, в конституционном (государственном) праве термин “источник права в юридическом смысле” является общепризнанным. Под ним принято понимать нормативный акт, в котором содержатся конституционно-правовые нормы.

Общепризнанность этого термина объясняется, во-первых, тем, что он давно установился в науке и практике. Во-вторых, употребляя этот термин, авторы, как правило, поясняют, что они имеют в виду “не силу, придающую праву обязательное значение, а лишь формы, способы выражения права и что тем самым принятие ими этого термина имеет чисто условный характер”*(52).

В учебнике “Гражданское право” под редакцией проф. Е.А. Суханова отмечено: “Термин “источник права” пришел в современное правоведение из римского права. В теоретической литературе отмечается его многозначность. В данном случае речь идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер. Установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение”*(53).

В новейших учебниках по трудовому праву используется термин “источник права”*(54). В докторской диссертации Е.А. Ершовой*(55) предложена иная концепция источников трудового права. Автор полагает, что следует различать такие понятия, как “источники” и “формы трудового права”. Источники права рассматриваются в работе как его начала – то, из чего оно возникает, происходит; формы трудового права – в качестве его внутреннего и внешнего выражения*(56). Представляется, что, предлагая дифференциацию понятий, необходимо прежде всего уяснить, ради чего это делается, каковы цели, теоретические и практические результаты научных выводов, насколько приемлемо в условиях нестабильности, противоречивости трудового законодательства отходить от общепризнанных позиций, вносить диссонанс, разрывать по сути единую правовую категорию. Полагаем, правильнее при исследовании источников права делать акцент на комплексное, многоаспектное выявление их сущностных особенностей, включая и то, что их “питает”, порождает, формирует, сохраняя при этом целостность восприятия проблемы. Нам представляется более значимым определиться с самим явлением, а не с многообразием терминологии, его выражающей.

С учетом вышесказанного, на наш взгляд, можно сделать вывод, что противостояния между понятиями “источник права” и “форма права” нет, поскольку оба понятия относятся к одному и тому же явлению, и наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Источник права – это и есть форма, внешнее выражение права. Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются посредством соответствующим образом оформленных источников права.

Если в общей теории права, других отраслях проблема источников права достаточно исследована как в прошлом, так и в настоящем*(57), то в такой молодой отрасли права, как право социального обеспечения, она не нашла еще комплексного освещения.

Ранее, до выделения права социального обеспечения в самостоятельную отрасль, источники, нормы которых регулировали социально-обеспечительные отношения, являлись составной частью источников трудового, колхозного, административного права. Сейчас самостоятельность данной отрасли общепризнана. Однако до сегодняшнего дня исследованию источников права социального обеспечения посвящены лишь отдельные главы учебников, учебных пособий*(58), монография советского периода Е.И. Астрахана*(59), кандидатские диссертации В.С. Сазонова, М.О. Смирновой*(60).

Отдельные вопросы источников затрагивались в ряде монографий, посвященных другим проблемам социального обеспечения*(61), статьях*(62), комментариях к законам*(63).

Исследование понятия “источники права социального обеспечения” показало, что в данной правовой категории в полной мере находят проявления концепции, научные представления, дискуссии, характерные как для общей теории права, так и для трудового права. До выделения права социального обеспечения в самостоятельную отрасль специалисты по трудовому праву включали социально-обеспечительные нормы в источники трудового права.

Какому же термину ученые в области трудового права отдавали предпочтение, исследуя источники?

В учебниках довоенного периода использовался термин “источники трудового права”. После 1945 г. наряду с ним употребляются термины “источники норм советского трудового права”, “нормативные акты советского трудового права”*(64).

В энциклопедическом словаре “Трудовое право” (М., 1959), созданном коллективным трудом большой группы советских ученых в области трудового права – сотрудников Института права Академии наук СССР, Всесоюзного института юридических наук, юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, юридического факультета ЛГУ им. А.А. Жданова и специалистов по трудовому праву, работающих в государственных и общественных организациях, дано следующее определение источников трудового права: “Источники советского трудового права – условный термин, обозначающий акты, которыми устанавливаются и в которых выражаются нормы трудового права.

В энциклопедическом словаре “Трудовое право” (М., 1969) помещена статья профессора Н.Г. Александрова, которая так и называется – “Источники советского трудового права”, где автор пишет: “Источники советского трудового права – термин, обозначающий акты, в которых выражаются нормы трудового права” (с. 167). В своих более ранних работах Н.Г. Александров приходил к выводу, что источники права – это вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм или в признании юридических и иных социальных норм.

Представляется, что разногласия по терминологии, когда социально-обеспечительные нормы включались в источники трудового права, не касались существа вопроса, поскольку понятие источника трудового права связывалось с нормотворческой деятельностью государства, а источник права отождествлялся с нормативным правовым актом. Это в полной мере соответствовало правовой доктрине тех лет. Несомненно, материнская отрасль – трудовое право – наложила свой отпечаток на понятие источников права социального обеспечения. Данную созвучность можно проследить на примере тех определений, которые даны в учебно-методической, специальной литературе, монографиях, диссертациях по праву социального обеспечения.

Так, В.С. Андреев полагал: “Источниками советского права социального обеспечения называются формы выражения воли народа в правовых нормах, относящихся к данной отрасли права. Нормы права социального обеспечения закрепляются в нормативных актах государства…”*(65)

По мнению М.Л. Захарова, “под источником права понимаются принятые в данном обществе формы выражения нормативной государственной воли правящего класса, а в развитом социалистическом обществе – всего народа. Источники права – это различные акты государственных органов, которыми устанавливаются определенные нормы права”*(66).

“Источниками советского права социального обеспечения, – отмечала В.А. Тарасова, – являются нормативные акты, издаваемые компетентными органами (органами государственной власти и управления, а в определенной части – органами колхозов и профсоюзов), посредством которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права, регулирующие отношения по социальному обеспечению граждан, и тесно связанные с ними отношения, составляющие предмет права социального обеспечения”*(67).

Я.М. Фогель писал: “Термин “источник права” обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Правообразующей силой в основном выступает государство, закрепляющее в праве волю и интересы народа или только господствующего класса, исходя из соответствующих социально-экономических и политических условий жизни общества. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно отражает результаты правотворческой деятельности. Ими служат разнообразные нормативно-правовые акты, принимаемые уполномоченными на то органами государства в соответствии с предоставленными им правами”*(68).

В учебном пособии “Советское право социального обеспечения” Е.Н. Доброхотовой, М.В. Филипповой, М.А. Янтураевой утверждается: “Под источником права в юридическом смысле понимается результат правотворческой деятельности, т.е. нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие те или иные отношения”*(69).

Е.Е. Мачульская пишет: “Под источниками права понимают внешние формы организации его содержания, которое существует в определенных нормативных документах. Такие нормативные документы могут содержать только нормы права социального обеспечения…”*(70)

К.Н. Гусов дает следующее определение: “Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права”*(71).

В диссертационном исследовании М.О. Смирновой указывается, что “источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентных органов, выражающих волю государства, и направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с алиментированием граждан из специализированных фондов социального обеспечения и процедурной деятельностью компетентных органов по осуществлению социального обеспечения”*(72).

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в первом российском учебнике по праву социального обеспечения, раскрывая понятие источников права социального обеспечения, пишут: “В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное”. Второе понятие источника права приводится в формальном смысле – как внешней формы выражения правовых предписаний, как “резервуара, в котором пребывают правовые нормы”, как “оболочки бытия правовой нормы”. В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.

“В современном российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения”*(73).

Анализируя понятие источников права социального обеспечения без дискуссии по отдельным нюансам, общепринятым можно считать тот факт, что во всех определениях речь идет исключительно о позитивном праве, а источниками признаются нормативные правовые акты компетентных органов, содержащие нормы права социального обеспечения и являющиеся внешней формой выражения воли государства в процессе правотворческой деятельности.

Поскольку понятие источников права социального обеспечения – это научная дефиниция, которая охватывает общие признаки, характерные для данного явления, а не частности, то возможно следующее определение. Источники права социального обеспечения – это внешняя форма правотворческой деятельности государства в сфере регулирования социально-обеспечительных отношений, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Результатом правотворческой деятельности государства являются нормативные правовые акты, содержащие нормы права социального обеспечения. Такие нормы, объективированные только в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, реализация которых обеспечивается средствами государственного воздействия.

Таким образом, источники права социального обеспечения воплощают в себе решения правотворческих органов о создании, изменении, отмене норм права социального обеспечения. Создание источника права социального – неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение компетентного органа не может получить значение государственной воли, нормы права.

Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.

Нормативный правовой акт как источник права социального обеспечения характеризуется следующими основными чертами*(74): он издается в пределах компетенции соответствующего государственного органа; должен соответствовать актам вышестоящих органов; приобретает обязательную силу после его обнародования или иного предусмотренного нормами права доведения до сведения исполнителей.

Нормативные правовые акты являются наиболее изученными в отечественном правоведении источниками права. Исследовались их природа, признаки, свойства. Так, И.Е. Фарбер полагал, что источники права должны обладать по меньшей мере тремя свойствами (качествами): они должны быть, во-первых, определенными, четко и ясно формулировать права и обязанности возможных участников правоотношений; во-вторых, общеобязательными, охраняемыми возможностью государственного принуждения для тех, кто станет уклоняться от выполнения их предписаний; в-третьих, общеизвестными адресатам юридических норм. Следовательно, должен существовать особый порядок публикации нормативных актов и введения их в действие*(75).

Информация о работе Источники права социального обеспечения