Естественная монополия и ее регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 23:03, реферат

Описание работы

Задачи работы: рассмотреть проблемы регулирования естественных монополий и реформирования самой законодательной базы, а также рассмотреть к каким последствиям может привести халатное
отношение к контролю за деятельностью данных субъектов.

Содержание работы

Введение
1. Глава: естественные монополии и их функционирование в
сфере государственного контроля
1.1. Понятие и нормативно-правовая основа
1.2. Государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий
1.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях
2. Глава: государственное регулирование естественных монополий
2.1. История и перспективы развития системы регулирования Регулирование естественных монополий
2.3. Регулирование ценовой политики естественных монополий
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Монополии.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Второй специфический метод  регулирования – определение  потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии. Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы (полное использование разведанных месторождений, сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Вмешательство государства призвано защитить интересы всех потребителей.

Решение о применении методов регулирования  принимается на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

-издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная  плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

-налоги и другие платежи;

-стоимость основных производственных  средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;

-прогнозируемая прибыль от возможной  реализации товаров по различным  ценам (тарифам);

-удаленность различных  групп потребителей от места  производства товаров;

-соответствие качества  производимых (реализуемых) товаров  спросу потребителей;

-государственные дотации  и другие меры государственной  поддержки.

Сами органы регулирования  деятельности естественных монополий  строят свою работу в обстановке широкой  гласности. Они обязаны через средства массовой информации сообщать о принятых ими решениях, о введении, об изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также о применяемых методах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к ним органами регулирования естественных монополий. Эти органы ежегодно публикуют доклад о своей деятельности. Через средства массовой информации они обязаны сообщать обо всех случаях применения ответственности за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях». Что касается решений по делам, связанным с нарушениями этого Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, то они подлежат опубликованию в средствах массовой информации в полном объеме не позднее месяца со дня их принятия.

 

1.3. Юридическая ответственность  за нарушение законодательства  о естественных монополиях.

За нарушение Федерального закона «О естественных монополиях»  виновные несут различную юридическую ответственность.

Гражданско-правовая ответственность  субъекта естественной монополии состоит  в следующем: если действиями (бездействием), нарушающими этот Федеральный закон, причинены убытки, в том числе  от завышения цены (тарифа), другому  хозяйствующему субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественной монополии. Решение о возмещении причиненных убытков может быть принято органом регулирования естественных монополий. Исковое заявление о взыскании убытков (реального ущерба и упущенной выгоды) подается в арбитражный суд, так как истцом является предприниматель. Возмещения убытков на основании общих норм гражданского законодательства может требовать и не хозяйствующий субъект,  а любое другое лицо - субъект гражданского права.

Не освобождаются от гражданско-правовой ответственности и сами органы регулирования естественных монополий. В случае если этим органом принято решение с нарушением Федерального закона «О естественных монополиях», в том числе об определении (установлении) цен (тарифов) без достаточного экономического обоснования, и в результате этого субъекту естественной монополии или иному хозяйствующему субъекту причинены убытки, они вправе требовать возмещения этих убытков в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Наиболее действенной санкцией, применяемой органами регулирования  естественных монополий к нарушителям  Федерального закона «О естественных монополиях», являются решения о  наложении штрафа на субъект естественных монополий и привлечении к  административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов власти. В отличие от гражданско-правовых, административные методы воздействия, в том числе наложение штрафа или изъятия в бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства, могут применять только органы регулирования естественных монополий.

Субъекты естественных монополий  несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:

-завышение цен, установленных  органом регулирования естественной монополии, - в размере до 15 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

- неисполнение решения выданного  органом регулирования естественной  монополии, в размере до 10 тыс.  минимальных размеров оплаты  труда;

- представление органу регулирования естественной монополии недостоверных сведений – в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда;

- непредставление органу регулирования  естественной монополии уведомления  для предварительного контроля  – в размере до 600 минимальных  размеров оплаты труда;

- непредставление в срок по  требованию органа регулирования  естественной монополии документов  или иной информации необходимой  для осуществления его деятельности, - в размере до 500 минимальных  размеров оплаты труда.

Руководители субъектов естественных монополий, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность за:

- неисполнение в срок решения  соответствующего органа регулирования  естественной монополии – в  виде предупреждения или штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда;

- непредставление документов или  иной информации, затребованных  органом регулирования естественной  монополии, либо представление  заведомо недостоверных сведений  – в виде предупреждения или  штрафа в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность  самих исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления, в отличие от субъектов естественных монополий, законодательством не предусмотрена. Хозяйствующий субъект, в том числе естественный монополист, платит штраф из своей прибыли, что весьма для него ощутимо, органы же государственной власти и местного самоуправления – из средств соответствующих бюджетов. Суммы штрафов направляются в доход федерального бюджета. Взыскание штрафов с государственных органов нередко означало бы «перекачку» денег из федерального бюджета в федеральный же бюджет.

Должностные лица органов  регулирования естественных монополий  за нарушение Федерального закона «О естественных монополиях», в том  числе  за разглашение  сведений, составляющих коммерческую тайну, несут административную ответственность в виде штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. К другим нарушениям должностными лицами Федерального закона «О естественных монополиях» может быть отнесено, например, превышение сроков рассмотрения ходатайств субъектов  естественных монополий о даче согласия на совершение определенных сделок, несоблюдение процедур принятия  решения  о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, в результате  чего было принято неправильное решение.

2.Глава: государственное  регулирование  естественных монополий.

 

2.1 История и перспективы  развития системы регулирования.

В последнее время  в России  были предприняты значительные шаги по формированию правовой и институциональной базы государственного регулирования естественных монополий. В августе  1995г. вступил в действие Закон РФ «О естественных монополиях», начата работа по созданию органов регулирования  на федеральном уровне.

В странах с развитыми  рыночными экономиками современная  концепция регулирования  естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

Применение экономического регулирования необходимо для:                       

- обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные цены) и  регулируемых предприятий (финансовые  результаты, привлекательные для  кредиторов и новых инвесторов);

- стимулирования предприятий  к сокращению издержек и излишней  занятости, улучшению качества  обслуживания, повышению эффективности  инвестиций и. т. д. 

- определения структуры  тарифов на основе принципов  справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

-создания условий  для развития конкуренции (например, обеспечение открытого равного  доступа конкурентов к информационным  сетям).

Классическими примерами  естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и. т. д.

В советской экономике  все цены устанавливались в плановом порядке, и, таким образом, не возникало проблем со специальным выделением отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий.

Идея состояла в том, чтобы регулировать цены (тарифы) лишь в отраслях, обладающих естественной монополией, оставив все остальное  ценообразование  свободным рыночным процессам.

 

2.2. Регулирование естественных  монополий.

В отраслях – естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность и нефтяные магистральные трубопроводы, железнодорожный транспорт, отрасли связи) происходили некоторые важные изменения, связанные с началом реформирования системы регулирования.

Достаточно успешно осуществлялась подготовка основы законодательной базы для новой системы регулирования естественных монополий. В августе 1995г. Президент подписал Закон РФ «О естественных монополиях». В Законе в качестве основных методов регулирования были определены  ценовое регулирование или назначение их предельного уровня и определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения. Органы регулирования будут контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества.

В 1995г. был издан ряд  указов Президента, которые являются базовыми для создания  трех федеральных служб по регулированию естественных монополий на транспорте, в топливно-энергитическом комплексе и в отраслях связи. Однако уже тогда было видно, что процесс формирования  соответствующих федеральных служб будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать полномочия по регулированию, остро стоит проблема финансирования новых федеральных служб. Довольно сложно привлечь сотрудников в органы регулирования, так как заработная плата государственных служащих значительно ниже заработной платы аналогичных работников в регулируемых компаниях, и многие из лучших отраслевых специалистов уже получили там высокооплачиваемые должности.

Поэтому на сегодняшний день наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей принимать обоснованные решения.

В августе 1995г. было проведено  замораживание цен и тарифов  в основных отраслях – естественных монополиях, что, было связано с подготовкой  к президентским и парламентским  выборам, причем РАО «Газпром» успел поднять цены на природный газ непосредственно перед замораживанием, что поставило российскую электроэнергетику в особенно трудное положение. Деятельность Федеральной энергетической комиссии практически была приостановлена.

Только часть видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в таких отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и связь, в действительности являются естественными монополиями и должны подвергаться государственному регулированию. Другие виды хозяйственной деятельности могли бы эффективно функционировать в условиях конкуренции, но для этого необходимо  проведение реструктурирования существующих предприятий.

Например, производство, как в электроэнергетике, так  и в газовой промышленности в отличие от транспортировки и распределения энергоресурсов на местах объективно не является естественной монополией. Междугородняя и международная телефонная связь также не должны рассматриваться как естественные монополии, но во многих случаях местные телефонные сети при нынешнем технологическом уровне в России должны регулироваться как естественные монополии. На железнодорожном транспорте конкуренция с другими видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при достижении некоторых условий. Теоретически можно рассматривать варианты возникновения внутривидовой конкуренции между отдельными железнодорожными предприятиями.

Информация о работе Естественная монополия и ее регулирование