Построение математической модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Научно-техническая революция конца XIX – начала XX века дала толчок развитию новых отраслей производства, новых технологий. Появившиеся высокоскоростные средства передачи различной информации и уровень научно-технического прогресса утопили мир в море информации.
Ни одна из современных наук не может обойтись без ЭВМ. Многие научные открытия стали возможны лишь благодаря использованию вычислительной техники. Кроме того, создание и развитие гибких автоматизированных производств в свою очередь способствует ускорению научно-технического прогресса, так как все практические достижения науки и техники внедряются в производство с максимальной скоростью.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 2.57 Мб (Скачать файл)


          Введение

 

Научно-техническая революция  конца XIX – начала XX века дала толчок развитию новых отраслей производства, новых технологий. Появившиеся высокоскоростные средства передачи различной информации и уровень научно-технического прогресса утопили мир в море информации.

Ни одна из современных  наук не может обойтись без ЭВМ. Многие научные открытия стали возможны лишь благодаря использованию вычислительной техники. Кроме того, создание и развитие гибких автоматизированных производств в свою очередь способствует ускорению научно-технического прогресса, так как все практические достижения науки и техники внедряются в производство с максимальной скоростью.

Моделируя работу изучаемого объекта или явления на ЭВМ, ученые делают выводы о том, какие результаты были бы получены в ходе математического, физического, химического, биологического, социального или другого эксперимента.

На современном этапе  развития общества ЭВМ применяются  в различных сферах человеческой деятельности. Компьютеры призваны по возможности освободить человека от тяжелой и монотонной работы. Во многих исследованиях (особенно в части естественных наук) ЭВМ выполняет большой объём вычислительных работ.   

Выполнение курсовой работы по курсу «Математическое  моделирование физических процессов» является важным этапом при подготовке квалифицированных специалистов и может рассматриваться как подготовительный этап к изучению ряда специальных дисциплин на последующих курсах.

Целью курсовой работы является практическое освоение вопросов теории моделирования, методов построения математических моделей и формирования объектов математических моделей для проведения вычислительных экспериментов и решения оптимизационных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ объекта моделирования

 

Выделим входные ( ) и выходные ( ) параметры объекта, внутренние параметры ( ) и параметры, характеризующие воздействия внешней среды ( ) (рисунок 1.1). Входным параметром (X) для исследуемой модели будет температура T; характеризующие воздействия внешней среды (V) – влажность Р. Выходным параметром (Y) является сопротивление R.

 

 

Рисунок 1.1 - Моделируемый объект

 

Таблица 1.1-Значения входных  и выходных параметров

 

N

T, C

P,кПа

R,Ом

1

2

3

4

1

7.3

54.2

120.2

2

4.6

25

36.4

3

11

52.7

297.1

4

13.1

63.7

447.9

5

10.3

55.6

259.4

6

6

49.6

93.6

7

10.7

66.3

306.4

8

7.5

46.8

140.2

9

10.2

29.2

257

10

7

59.5

108.8

11

9

34.2

190.9

12

9.1

49.1

215.4

13

7.8

47.6

147.6

14

12.6

41.1

432.5

15

10.8

55.7

287.6

16

12.4

49.4

418.2

17

10.2

65.6

265.5

18

9.1

56.2

189.2

19

7.3

60.9

133.9


          

                                                

              Продолжение таблицы 1.1

 

1

2

3

4

20

11.5

61.7

352.2

21

8.7

49.8

171

22

10.6

34.2

280.1

23

9.8

55.7

229

24

10.2

54.5

289

25

9.7

35.6

236.3


         

2 Построение математической  модели

 

2.1 Построение модели на основе пассивного эксперимента

 

Исходными данными для  построения модели на основе пассивного эксперимента являются массивы значений факторов T, Р и массив значений выходного параметра R , которые представляют собой выборки случайных величин. Все выборки должны принадлежать нормальному распределению, быть независимыми и некоррелироваными.

Проверим принадлежность выборок нормальному распределению. Обработка данных производится по следующей схеме. Для этого в начале производят группирование данных массивов. Вся область изменения выборки разбивается на k частей:

k = целая часть (1+3,2·lg(N)),   (2.1)

                                    k = целая часть (1+3,2·lg(25))=5,   

где N – объем выборки.

Далее определяют длину интервала:

.    (2.2)

Для температуры:       

 

Для давления:             

 

Для  сопротивления:  

 

 

Строится массив относительных  частот

,     (2.3)

где j – номер интервала группировки;

nj – количество элементов выборки, значения которых попадают в j-й интервал.

Полученный массив относительных  частот используется для построения гистограммы частот и статистических оценок моментов распределения:

                                             

;        (2.4)

;    (2.5)

;    (2.6)

.    (2.7)

;    (2.8)

.     (2.9)

Коэффициенты β1 и β2 необходимы для определения близости эмпирического распределения нормальному по номограмме (рисунок 2.2)/1/.

Результаты расчетов оформим в виде таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 – Результат расчетов

 

 

T

P

R

k

5

5

5

∆x

1,7

8,26

82,3

0,08

0,08

0,08

0,20

0,12

0,32

0,24

0,28

0,40

0,28

0,32

0,08

0,20

0,20

0,12

9,46

50,16

236,22

S

1,98

10,89

101,51

-3,54

-891,44

378660,62

37,96

36399,91

271877328,07

0,205287

0,475751

0,131074528

2,445626

2,585603

2,560855094


 

Определив соответствующие положения точек на номограмме, отмечаем, что они приближенно относятся к нормальному закону, но будем считать их принадлежность к нормальному рапределению по причине малого объема выборок.

Так как выборки принадлежат нормальному рапределению осуществляем корреляционный анализ результатов статистических испытаний.

 

Рассчитываются коэффициенты парной корреляции/2/:

 

                             (2.10)

 

где xiu, xju - значения переменных xi и xj в u-м опыте;

xi, xj - выборочные средние переменных;


  Sxi, Sxj - среднеквадратичные отклонения.

Коэффициент корреляции,

Значение 

Температурой и давлением

0,276268

Температурой и сопротивлением

1,081783

Давлением и сопротивлением

0,259044




Таблица 2.2 - Значения  коэффициента корреляции.

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Из таблицы следует, что только один фактор будет учитываться в модели: влиянии температуры на сопротивление, т.к. коэффициент корреляции этих двух  параметров близки к 1. Остальные коэффициенты отбрасываем по причине отсутствия статистически значимой связи, т.е. значения приближены к нулю.

Определив число факторов, учитываемых в модели, составляем уравнение регрессии. Так как фактор только один, то исследуется три вида моделей:

-линейная :                             y = b0 + b1x;

-параболическая :                    y = b0 + b1x1 + b2 ;




 

-нелинейная :                          

 

 

Для определения коэффициентов  регрессии составляем матрицу Фишера, содержащую сочетания базисных функций. Для линейной однофакторной модели вектор базисных функций имеет вид

;

Для параболической однофакторной  модели вектор базисных функций имеет вид

Вычислим остаточные дисперсии для каждого из трех уравнений:

 

-а)Вычислим коэффициенты  парной линейной регрессии y = b0 + b1x по формулам:




 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

В результате вычислений получаем:

 










 

 

 

 







 

 

 

 





Откуда имеем:

 

                                 ў=-239.334+50.27* xi

Используя полученое  уравнение линейной регрессии, вычислим остаточную дисперсию:

,

      

 В случае линейной регрессии  ,   

 

-б) Коэффициенты уравнения параболической регрессии

 

y = b0 + b1x1 + b2

;

можно вычислить путем  решения системы уравнений:

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матрица Фишера содержит d строк и столбцов, где d - количество искомых коэффициентов регрессии:

 

 

 

Для данной модели количество искомых коэффициентов регрессии равно четырем.

Составим систему уравнений, которая содержит вектор-столбец свободных членов матрицы Фишера

 

 

Решение этой системы  и дает значение коэффициентов регрессии:

b0=1470, b1=-345.003, b2=-0.257, b3=0.102.

Далее рассчитываем остаточные дисперсии  для модели:

                                                            

,                                                        (2.11)

где - количество коэффициентов регрессии.




 

 

 

Для каждого коэффициента определим дисперсию, как

                                                                 

,                                        (2.12)

 

 

где - диагональные элементы матрицы :

  , .

, , ,

Далее проверяем значимость коэффициентов по критерию Стьюдента. Для этого рассчитывается значение критерия

                                                  

,                                           (2.13)

t0 = 1.666, t1 =1.632, t3 = 1.122, t4 = 1.936.

Полученный критерий сравнивается с табличным значением  критерия Стьюдента t, выбираемого по уровню значимости α = 1-p и количеству степеней свободы ν = N.

Если tα > t, то данный коэффициент значимо отличается от нуля. В противном случае коэффициент незначимый и может быть исключен из мо- дели.

Для всех   из-за того, что при определении дисперсии коэффициентов, дисперсия погрешности эксперимента определяется очень грубо, все коэффициенты сохраняются в модели. Выбираем значение критерия Стьюдента tα = 2.09, при уровне значимости q = 0.05. Для расчета доверительных интервалов применяется теоретический предел дисперсии

                                               

.                                           (2.14)

, , ,

И доверительный интервал, определяется как

                                             

.                                              (2.15)

, , , .

Следовательно:

865.12 < b0 < 2075,

-486.966 < b1 < -203.04,

-0.363 < b2 < -0.151,

0.06 < b3 < 0.144.

Определим адекватность полученной модели по критерию Фишера.

Информация о работе Построение математической модели