Основные энергетические режимы электродвигателей постоянного тока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Электропривод с двигателем Постоянного тока независимого возбуждения
Основная схема включения ДПТ НВ приведена на рис. 1. где приняты следующие обозначения: ОВ — обмотка возбуждения; Rдоб — добавочный резистор в цепи якоря; Rрег — регулировочный резистор в цепи возбуждения; U — напряжение сети, В; Rя — внутреннее сопротивление якорной цепи, Ом; I, Iв — токи в цепях якоря и возбуждения, А; Uв — напряжение питания обмотки возбуждения, В; Е — ЭДС якоря, В.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.docx

— 153.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра: Электрооборудование сельскохозяйственных предприятий

 

 

 

Управляемая самостоятельная  работа

«Основные энергетические режимы электродвигателей постоянного тока.  Способы регулирования частоты вращения электродвигателей»

 

 

 

                              Выполнила:

студентка 4 курса, 9 т группы

                                                                                                 Адамович А.В.

Руководитель:Шаукат И.Н.

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Электропривод с  двигателем Постоянного тока независимого возбуждения

Основная схема включения  ДПТ НВ приведена на рис. 1. где  приняты следующие обозначения: ОВ — обмотка возбуждения; Rдоб — добавочный резистор в цепи якоря; Rрег — регулировочный резистор в цепи возбуждения; U — напряжение сети, В; Rя — внутреннее сопротивление якорной цепи, Ом; I, Iв — токи в цепях якоря и возбуждения, А; Uв — напряжение питания обмотки возбуждения, В; Е — ЭДС якоря, В.

Рис. 1.5. Схема включения ДПТ НВ

При работе ДПТ НВ возможны следующие энергетические режимы (рис. 1.7):

  • двигательный — М > О, w0 > w > О (участок I);
  • идеального холостого хода — М = 0, w0 = U/(kФном);
  • генераторный параллельно с сетью (рекуперативного торможения) — М < 0, w > w0 (участок II);
  • короткого замыкания — М =Мк.з , w = 0;
  • генераторный последовательно с сетью (торможения проти- вовключением) — М > Мк.э , w < 0 (участок III).

 

Рис. 1.7. Энергетические режимы работы ДПТ НВ

В двигательном режиме Е <U, ток I = (U-Е)/R совпадает по направлению с напряжением U и не совпадает с ЭДС, электрическая энергия поступает из сети, а механическая передается с вала электродвигателя исполнительному органу.

В режиме рекуперативного генераторного торможения со w > w0, поэтому Е > U, ток и момент изменяют свои направления на противоположные. Двигатель преобразует механическую энергию рабочей машины в электрическую и отдает ее (рекуперирует) в сеть.

Режим короткого  замыкания возникает при w = 0 и Е = 0. В этом режиме I = IК. З = U/R, электрическая энергия, поступая из сети, рассеивается в виде теплоты в резисторах якорной цепи.

Торможение противовключением происходит при w < 0. ЭДС при изменении направления вращения изменяет полярность. При этом ток в якоре совпадает по направлению с напряжением и ЭДС и определяется как I = (U + Е)/R. В результате этого электроэнергия поступает из сети и вырабатывается самим двигателем за счет механической энергии рабочей машины, а затем рассеивается в виде теплоты на сопротивлении цепи якоря.

Схема включения ДПТ НВ в режиме динамического торможения (или автономного генератора) изображена на рис. 1.8. Электромеханическая и механическая характеристики в этом режиме (при U=0) имеют соответственно вид:

 

Способы регулирования  частоты вращения электродвигателя.  

Частота вращения электродвигателя постоянного тока

 

п = [U - Iа(ΣRа + Rдо6 )]/(сеФ).

 

Следовательно, ее можно  регулировать тремя способами:

1) включением добавочного  реостата Rдоб в цепь обмотки якоря;

2) изменением магнитного  потока Ф; 

3) изменением питающего  напряжения U.

 

 

 

На примере двигателя  с параллельным возбуждением рассмотрим принципиальные особенности, свойственные этим способам регулирования.

Включение реостата в цепь якоря. При включении реостата в цепь якоря частота вращения с ростом нагрузки уменьшается более резко, чем при работе двигателя без реостата:

(8.108)

n =

U - Ia(∑R+ Rдоб )

=

U

-

Ia(∑R+ Rдоб )

= n- Δn.

ceФ

ceФ

ceФ


 

Это показано на рис. 8.66, где  приведены скоростные и механические характеристики двигателя с параллельным возбуждением: 1 — естественная (при Rдоб = 0); 2 — реостатная (приRдоб > 0). Частоты вращения при холостом ходе для обеих характеристик равны, значения An(уменьшение частоты вращения при нагрузке) различны. При одном и том же токе якоря Δnест /Δnреост = ΣR/(ΣR+ Rдоб ). Чем больше добавочное сопротивление Rдоб , тем круче с увеличением нагрузки падает частота вращения.

Механические характеристики n = f(M) двигателя с параллельным возбуждением можно получить из скоростных характеристик n = f(Ia) путем изменения масштаба по оси абсцисс, так как для двигателя этого типа М = сМФI= cI(момент пропорционален току якоря).

Основным недостатком  данного метода регулирования является возникновение больших потерь энергии  в реостате (особенно при низких частотах вращения), что видно из соотношения

(8.109)

Δп/п= Ia(ΣR+ Rдоб)/U = Ia2(ΣR+ Rдоб)/(UIa) = ΔРэл 1,

где ΔРэл — электрические потери в цепи якоря; Р— мощность, подведенная к якорю.

Рис. 8.66. Скоростные и механические характеристики двигателя  с параллельным возбуждением при  регулировании частоты вращения путем включения реостата в цепь якоря

 
Решая уравнение (8.109) относительно ΔРэл , получаем

(8.110)

ΔРэл = Р1Δп/п= Р(п- п)/п0,

т.е. с уменьшением частоты  вращения якоря потери линейно возрастают.

Очевидно, что данный способ позволяет только уменьшать частоту  вращения (по сравнению с частотой при естественной характеристике). Иногда существенным является то обстоятельство, что при включении в цепь якоря  значительного сопротивления характеристики двигателя становятся крутопадающими (мягкими), вследствие чего небольшие изменения нагрузочного момента приводят к большим изменениям частоты вращения.

Изменение магнитного потока. Чтобы изменить магнитный поток, необходимо регулировать ток возбуждения двигателя. При различных магнитных потоках Фи Фчастота вращения определяется формулами

(8.111)

n=

U - Ia∑Ra

=

U

-

I∑Ra

= n01 - Δn1.

ceФ1

ceФ1

ceФ1


n=

U - Ia∑Ra

=

U

-

I∑Ra

= n02 - Δn2.

ceФ2

ceФ2

ceФ2


}


В двигателе с параллельным возбуждением, например, частота вращения при холостом ходе и падение частоты  вращения изменяются обратно пропорционально  изменению магнитного потока:

(8.112)

п02/п01 = Δп2/Δп= Ф12.

Таким образом, скоростные характеристики 1 и 2 двигателя при различных магнитных  потоках Фи Фне являются параллельными (рис. 8.67,а). Эти характеристики пересекаются в точке Апри частоте вращения, равной нулю, так как в данном случае ток Iак не зависит от потока:

(8.113)

Iак = U/ΣRa

и определяется значениями напряжения и сопротивления цепи якоря. Значение тока Iак при n = 0 называют током короткого замыкания.

Механические характеристики для двигателя с параллельным возбуждением строят на основании следующих  соображений. Каждая из механических характеристик  является практически линейной (если пренебречь реакцией якоря) и может  быть построена по двум точкам: точке  холостого хода, в которой момент равен нулю, и точке короткого  замыкания, в которой момент максимален.

Рис. 8.67. Скоростные и механические характеристики двигателя с параллельным возбуждением при  регулировании частоты вращения путем изменения магнитного потока


Сравнивая моменты при  коротком замыкании, соответствующие  различным значениям магнитного потока, получаем

(8.114)

Мк1к2 = сМФ1Iак /(сМФ2Iак) = Ф12.

Таким образом, с уменьшением  магнитного потока частота вращения при холостом ходе возрастает, а  момент при коротком замыкании снижается. Следовательно, механические характеристики, построенные при различных значениях  магнитного потока, пересекаются при  некотором значении момента Мкр и частоте вращения, меньшей частоты вращения при холостом ходе, но большей нуля (рис. 8.67, б). Из рассмотрения механических характеристик видно, что при значениях нагрузочного момента, меньших Мкр , уменьшение потока ведет к увеличению частоты вращения (см. точки Си Спри нагрузочном моменте Mн1). При значениях нагрузочного момента, больших Мкр , уменьшение потока приводит к уменьшению частоты вращения (см. точки С'и С'при нагрузочном моменте Mн2).

В двигателях параллельного  возбуждения средней и большой  мощности уменьшение потока используют для повышения частоты вращения (рис. 8.68,а). В микродвигателях, наоборот, магнитный поток уменьшают для снижения частоты вращения.

Аналогично располагаются  и механические характеристики у  двигателей с последовательным возбуждением; в двигателях большой и средней  мощности при уменьшении магнитного потока частота вращения возрастает рис. 8.68,б).

Уменьшение магнитного потока в двигателях последовательного  возбуждения осуществляют путем  включения регулировочного реостата Rp.в параллельно обмотке возбуждения ОВ (рис. 8.69), вследствие чего ток возбуждения

(8.115)

Iв = Iа Rp.в /(Rв + Rp.в ) = βIа ,

где Rp.в — сопротивление регулировочного реостата, включенного параллельно обмотке возбуждения; β = Iв/Iа — коэффициент регулирования возбуждения.

Рис. 8.68. Механические характеристики двигателей: 1 — при нормальном возбуждении; 2 — при уменьшении магнитного потока


При включении реостата Rp.в параллельно обмотке возбуждения требуемое распределение тока Iа между обмоткой и реостатом обеспечивается только при стационарном режиме. При переходных процессах, когда токиIа и Iв изменяются, в обмотке возбуждения возникает значительная ЭДС самоиндукции, под действием которой ток Iв уменьшается по сравнению с его значением при стационарном режиме, а ток Iр.в возрастает, т. е. происходит значительное ослабление возбуждения. Наиболее опасен этот режим для двигателей электрифицированного транспорта (электровозов, электропоездов, трамваев, троллейбусов). При отключении двигателя от сети и последующем включении (при отрыве токоприемника от контактного провода) в первый момент почти весь ток Iа идет по реостату Rp.в , a ток Iв весьма мал. Это приводит к значительному возрастанию тока Iа из-за резкого уменьшения ЭДС Е, индуцированной в обмотке якоря. Практически при этих условиях возникает резкий бросок тока Iа, сопровождающийся нарушением нормальной коммутации и образованием кругового огня.

 

Рис.   8.69.   Схема   включения регулировочного   реостата   в двигателе с последовательным возбуждением


Чтобы обеспечить при переходных процессах такое же распределение  тока Iа между обмоткой возбуждения и реостатом Rp.в , как и при стационарном режиме, последовательно с реостатом включают индуктивный шунт ИШ (катушку с ферромагнитным сердечником). Индуктивность его выбирают так, чтобы отношение индуктивностей реостата и обмотки возбуждения было приблизительно равно отношению их сопротивлений.

Информация о работе Основные энергетические режимы электродвигателей постоянного тока