История семи великих камней алмазного фонда россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Начав свое формирование еще в XVIII веке, по специальному указу Петра I, в России была создана уникальная коллекция наиболее значительных и ценных вещей, являвшихся достоянием всего государства Российского в целом, а не принадлежащих исключительно царской династии. Она была собрана из уникальных украшений светской знати, драгоценных орденских знаков, изысканной утвари и регалий государственного значения. Дорогостоящие предметы многих поколений Российских царей до Первой Мировой войны хранились в Зимнем Дворце, в специальном Бриллиантовом кабинете. В начале войны знаменитая ценная коллекция была срочно перевезена в подвалы Московского Кремля, где хранилась некоторое время.

Файлы: 1 файл

история семи великих камней алмазного фонда россии.docx

— 19.45 Кб (Скачать файл)

  Начав свое формирование  еще в XVIII веке, по специальному указу Петра I, в России была создана уникальная коллекция наиболее значительных и ценных вещей, являвшихся достоянием всего государства Российского в целом, а не принадлежащих исключительно царской династии. Она была собрана из уникальных украшений светской знати, драгоценных орденских знаков, изысканной утвари и регалий государственного значения. Дорогостоящие предметы многих поколений Российских царей до Первой Мировой войны хранились в Зимнем Дворце, в специальном Бриллиантовом кабинете. В начале войны знаменитая ценная коллекция была срочно перевезена в подвалы Московского Кремля, где хранилась некоторое время. В 1922 г. предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства, как уникальные экспонаты, были выставлены в кремлевском музее Государственной Оружейной палаты под названием Алмазного фонда России, где они экспонируются и по сей день, потрясая посетителей своей неописуемой красотой и изысканностью.

     В так называемую  историческую часть Алмазного  фонда наряду с императорскими  регалиями, старинными орденами  и  лучшими образцами ювелирных  изделий XVIII-XIX веков, входят уникальные драгоценные камни, известные как "Семь исторических камней", или "Семь чудес Алмазного фонда". Это семь всемирно известных драгоценных камней, особенно крупных, красивых и значительных по своей ценности, - алмаз "Орлов", алмаз "Шах", плоский портретный алмаз, гигантские шпинель, изумруд, сапфир и хризолит.

 

     Бриллиант "Орлов" - самый ценный и знаменитый  из семи исторических камней  Алмазного фонда. С 1784 года  он украшает Императорский скипетр  Екатерины Великой. Это восхитительный  камень необычной формы, ограненный  в виде индийской розы, имеющий  180 граней и вес 189,62 каратов.  Согласно легенде, алмаз "Орлов"  представляет собой обработанный  природный осколок огромного  кристалла весом в 400 карат,  а по другой версии первоначальный  вес алмаза снизился с 400 до 189,62 каратов после его огранки  в бриллиант.

     Интересна непростая  история этого дивного камня,  который считается самым крупным  алмазом, добытым в Индии. Первым  его владельцем стал Джехан  Шах - потомок великой династии  Моголов. Следует отметить, что  алмаз Великий Могол, который  также принадлежал Джехан Шаху, и который был впоследствии  утерян, нередко связывают с алмазом  Орлов, и есть версия, что эти  два алмаза - на самом деле один  и тот же камень. Так это  или нет в точности не известно. Найденный  в Индии в начале  XVII века, прежде чем попасть в Россию, он поменял нескольких владельцев. История камня загадочна, и историки расходятся во мнениях. По одной из версий, он был вправлен в статую Шивы в знаменитом храме Серингапатама, но оттуда его похитил французский солдат, который затем продал камень английскому капитану, а тот - торговцу-еврею, от которого и получил его позднее граф Орлов. По другой версии, алмаз был украден из трона шаха Надира, в который был вправлен, и пройдя через несколько рук попал к армянскому купцу Лазареву, от которого и получил камень Орлов. Сперва, исходя из легенды, этот камень имел название "Дерианур" и украшал голову индийского идола. Легенда рассказывает, что этот алмаз служил глазом для статуи Брахмы в храме Серингапатама (шт. Майсур), и именно оттуда его в начале XVIII века похитил французский солдат. По другой версии алмаз был украден из трона персидского Надир-Шаха после его гибели в 1747 году. В 1768 г. камень был куплен в Амстердаме русским графом Григорием Орловым за 400 000 золотых рублей в подарок Екатерине Великой, - в 1773 году он был преподнесён Орловым Екатерине II в день её именин. Императрица повелела вставить камень в свой золотой скипетр. В знак благодарности Екатерина дала алмазу имя своего верного подданного. Алмаз "Орлов" представляет собой кристально чистый прозрачный камень, слегка отливающий зеленовато-голубоватым оттенком. Величиной и формой с половину куриного яйца, вставленный в императорский скипетр, он является одним из наиболее известных экспонатов Алмазного фонда.

                                        

     Вторым в  драгоценной коллекции считается  не менее знаменитый и известный  алмаз "Шах" массой 88,7 каратов.  Он был найден там же, где  и алмаз "Орлов", - в Голкондских  копях в Индии, в XVI веке, незадолго до того, как их забросили. Это прозрачный камень редкой чистоты, с незначительным желтоватым оттенком, без огранки. Природная форма его практически полностью сохранена, лишь в некоторых местах он слегка отшлифован. Известно, что этот алмаз носили в качестве магического талисмана. Согласно Тавернье, в 1665 г. "алмаз был подвешен к трону Великих Моголов и висел так, чтобы сидящий на троне постоянно видел его перед собой". На камне три надписи на персидском языке, означающие имена его прежних владельцев и соответствующие даты в мусульманском летосчислении, основанном на лунном календаре: сперва это был правитель индийской провинции Низам-шах, затем Шах-Джахан из династии Великих Моголов, третьим - персидский шах Фатх-Али-шах, уже из рук которого он и попал в Россию. Алмаз "Шах" был преподнесен сыном наследника персидского престола в дар русскому царю вместе с другими ценными дарами в надежде на исчерпание конфликта, назревавшего в связи с трагическими событиями в Тегеране. В 1829 году алмаз был привезён Николаю I принцем Хозрев-Мирзой как выкуп "во искупление" за убийство в Тегеране главы Русской дипломатической миссии А.С. Грибоедова. Считается, что покоренный прелестью алмаза, император принял дары посла и забыл тегеранский инцидент.

                                                

     В Алмазном  Фонде также представлен удивительный  абсолютно плоский алмаз весом  в 25 карат и общей площадью  в 7.5 кв. см., вставленный в изысканный  золотой браслет, выполненный  в готическом стиле. Это - "портретный" алмаз, под который вставлена  цветная миниатюра портрета императора  Александра I. Этот прозрачной чистоты камень считается самым крупным из портретных алмазов, которые когда-либо использовались в мире. Алмаз вместе с браслетом, изготовленном по заказу во Франции, прибыл в Россию в XIX веке. Теперь хранится в коллекции Алмазного фонда среди семи исторических знаменитых камней. Браслет сам по себе является редким шедевром ювелирного искусства, "портретный" алмаз в инкрустированной эмалью и изумрудами изящной оправе из золота представляет великолепное дополнение к браслету.

                              

     Другим прекрасным  драгоценным камнем Алмазного  фонда является великолепная  ярко-красная огромная шпинель  массой 398,72 карата, украшающая символ  Алмазного фонда - Большую императорскую  корону. Большая императорская корона, чудо ювелирного искусства, была  изготовлена в 1762 году для коронации  императрицы Екатерины Великой  придворными ювелирами Георгом  Экартом и Иеремией Позье; руководил  работой и создал эскиз и  каркас короны Георг Экарт,  а подбором камней занимался  Позье. Сама корона изготовлена  из золота в виде традиционных  ажурных полусфер, украшенных сплошной  россыпью бриллиантовых декоративных  цветков. В короне 4.936 бриллиантов  общим весом в 2.858 карат, переливающихся  разноцветными радужными искрами,  и 75 жемчужин. Вес этой самой  дорогой короны в мире почти  2 кг. А венчает её удивительная  по редкости и красоте благородная  красная шпинель. Камень был приобретён в 1676 году у китайского императора Канси́ и доставлен на Русь ученым и писателем Николаем Спафарийем, находившимся на дипломатической службе при царе Алексее Михайловиче в Пекине (Китай) с 1675 дo 1678 г. Этот знаменитый камень, долгое время ошибочно считавшийся рубином, кочевал из одной короны в другую и первоначально украшал императорский головной убор Елизаветы Петровны.  Такая крупная благородная шпинель ровной окраски и идеальной чистоты и прозрачности - величайшая редкость, и равной ей нет в мире.

                                                              

     Прекрасный  колумбийский изумруд, вправленный  в брошь (Россия, конец XIX в.), также входит в число семи исторических камней коллекции Алмазного фонда. Величина камня (масса 136, 25 кар), равномерность распределения насыщенно зеленой окраски и чистота позволяют относить его к уникальным творениям природы. Изумруд вставлен в изящную брошь из благородных металлов, усыпанную бриллиантами. Ступенчатая огранка камня идеально сочетается с декоративными вензелями и листьями из золота и серебра. Этот удивительный камень найден и привезен из Колумбии в XV-XVI веках, а в первой половине XIX века он попал в Россию и был вправлен в брошь неизвестным ювелиром.

                                                          

     Еще одним  из семи исторических камней  Алмазного фонда России является  красивый крупный старинный сапфир  с Цейлона, сохранивший древнюю  индийскую огранку. Он был приобретён  русским царём Александром II в подарок жене на выставке в Лондоне. Камень вставлен в ажурную золотую оправу изысканной броши, инкрустированной  множеством мелких и крупных бриллиантов. Этот сапфир считается самым большим и красивым сапфиром в мире. Его вес составляет почти 260 карат, уникальна оригинальная огранка, а изумительный сиренево-синий насыщенный цвет в сочетании с прозрачностью и чистотой камня поражают воображение. Кроме изумительного цвета, камень замечателен и своей обработкой. На нём нанесено более 100 граней, с чрезвычайным вкусом подобрана и оправа из бриллиантов. Верхняя часть камня сплошь покрыта мелкими шестиугольными фасетами, и лучи света, разбиваясь об эту многогранную поверхность, искрящимися фонтанами льются в разные стороны, создавая приятную мягкую игру. Бриллианты усиливают яркость этого прекрасного самоцвета. Брошь была изготовлена в середине XIX века, её ступенчатая форма удачно скрыла излишнюю толщину камня, заключённого в высокий лёгкий ажурный каст. К сожалению, почти ничего не известно о происхождении этого сапфира, и только согласно преданиям он тоже прошел долгий путь из Индии через Персию и Кавказ, прежде чем попасть в Россию.

                                                         

     Седьмым удивительным  камнем в уникальной коллекции  семи исторических камней Алмазного  фонда представлен один из  самых крупных в мире хризолитов, оливково-зеленый камень весом  192,75 карата (хризолит весом 310 каратов  хранится в Смитсоновском институте  в Вашингтоне, и хризолит в  146 каратов - в Геологическом музее  в Лондоне).

     Этот дивной  красоты прозрачный и чистый, как родниковая вода, покрытый  уникальной старой огранкой камень, был найден на вулканическом  острове Зебергет в Красном  море. Гигантскому хризолиту нет  равных во всем мире по чистоте,  прозрачности и красоте цвета.  Крупная, слегка выпуклая верхняя  площадка окружена ступенчатыми  гранями, а обратная сторона  камня огранена менее обычно  и покрыта сложной комбинацией  многочисленных неправильных четырёхугольных  граней. Камень имеет удлиненно-овальную форму с размерами по периметру 5,2 х 3,5 см. и достигает 1,05 см. по толщине. В прошлом он был заключен в золотую оправу с тридцатью бриллиантами. Историки утверждают, что именно этот камень и есть тот самый, якобы, «изумруд», сквозь который римский император Нерон взирал на устроенный им самим пожар Рима. В многочисленных гранях этого драгоценного камня преломляются, исходя из его глубины, сверкающие лучи света всех зелёных оттенков. Этим чудом природы завершается коллекция семи исторических камней.


Информация о работе История семи великих камней алмазного фонда россии