Богемское стекло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:35, доклад

Описание работы

Богемское стекло — дутое стекло, которое производится по старинным традициям в Чехии.
Богемское стекло было впервые произведено еще в 13 веке. Его создателем стал мастер Карл Леман. Именно он придумал специальную технологию изготовления стекла, прославившую его имя на века.

Файлы: 1 файл

Богемское стекло.docx

— 18.51 Кб (Скачать файл)

Богемское стекло

Богемское стекло — дутое стекло, которое производится по старинным традициям в Чехии.

Богемское стекло было впервые произведено еще в 13 веке. Его создателем стал мастер Карл Леман. Именно он придумал специальную технологию изготовления стекла, прославившую его имя на века.

В средние века богемское стекло славилось своим качеством и продавалось во Франции, Фландрии, Саксонии. Основным конкурентом Богемии на рынке стеклянных изделий была Венеция. В XVII веке Венеция начала сдавать свои позиции на рынке стекла и стеклянных изделий, что позволило чешским производителям быстро захватить ведущие позиции на рынке стекла в Европе и расширить производство. В XVIII веке Йозефом Пальме была изобретена хрустальная люстра, что послужило новым толчком развития стекольного производства на этих землях.

Конечно, богемское стекло тоже подделывают, поэтому важно знать некоторые его особенности, которые отличают богемское стекло от самого обычного. Одним из отличительных признаков богемского стекла является звук, который оно издает, если провести по краю изделия мокрым пальцем. Фужер, изготовленный из настоящего богемского стекла поразит тонким приятным звоном. Второй отличительной особенностью станет "легкость" купленного фужера. Ведь все изделия из этого стекла очень тонкие и хрупкие. Рассмотрите внимательно фужер на свету. В нем не должны присутствовать пузырьки воздуха, а само стекло должно переливаться. Одним из самых характерных признаков подлинного богемского стекла является отсутствие шва на ножке бокала. Его не должно быть видно глазу, да и на ощупь он тоже почти не ощущается. Изготовление фужеров из богемского стекла - очень тонкая, и частично ручная работа. Поэтому и готовое изделие получается очень изысканным и чистым. Отличить его от подделки легко, если обратить внимание на все вышесказанное.

Сегодня богемское стекло — одна из визитных карточек Чехии в мире.

Главным преимуществом богемского стекла можно назвать его традиционное качество. Такое стекло ярко сверкает, прозрачно и изделия из него могут сочетают в себе классику и современные тенденции, никогда не выходят из моды и всегда подчёркивают вкус своих обладателей. Широкая цветовая гамма этих изделий, многовековой опыт мастеров и сотрудничество с известнейшими дизайнерами делают изделия из богемского стекла непременным атрибутом самых роскошных ресторанов, отелей, бутиков.

Венецианское стекло

История венецианского стекла совсем не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее, это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на упорном стремлении венецианцев во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии. 
 
С начала XIII века стекольная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. В это время венецианцы завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Коммерческая интуиция безошибочно подсказала торговой Венеции, каким неоскудевающим источником государственных доходов может стать правильно организованное стекольное производство. 
 
Совсем скоро венецианские стеклоделы не знали соперников ни в самой Италии, ни в Европе, и власти тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникали как-нибудь за пределы города. Запрещалось, например, вывозить за границу материалы для приготовления стеклянной массы. Мастерам и их семьям грозили немыслимыми бедами, тюрьмой, смертью за попытки покинуть Венецию. В течение столетий правительство старалось сдерживать поток стеклоделов-эмигрантов, маневрируя между политикой запугивания и заманивания. Преследования обычно ужесточались после какого-нибудь очередного технологического открытия, вновь обеспечивающего венецианскому стеклу превосходство над продукцией конкурентов.

Первоначально все мастерские находились на территории Венеции. Но в 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города. И действительно, в последнем десятилетии XIII века все стеклянные заводы «прописались» на маленьком острове Мурано, в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим обособленным участком суши, а стекло носит наименование «муранского» . 
В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современники искренне поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала - муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства. 
В середине XV века сложились устойчивые художественные формы стеклянных сосудов, ставшие эталоном для многих поколений мастеров Мурано. Среди таких образцовых вещей – большие вместительные чаши и блюда, стоящие на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке. 
В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Его приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеров достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. 
Сосуды смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной чистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачной венецианской посуды можно во множестве встретить на полотнах итальянских живописцев. 
Уникальное мастерство и художественная изобретательность муранских стеклоделов сказывались в исключительном разнообразии форм. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись на Мурано в огромных количествах. Особой популярностью пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек и особенно – галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по счастью, сохранились в музеях Западной Европы) . Предметы из прозрачного бесцветного стекла так же, как и цветные стеклянные изделия, декорировались обычно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений.

Чешское стекло.

Художественный промысел, развивающийся в Чехии с XIV-XV вв. (преимущественно в городах Либерец,Гаррахов, Железни-Брод, Яблонец и др.). Переживал расцвет с конца XVI в., когда придворный мастеримператора Рудольфа II К. Леман изобрёл технику резьбы (гравировки) по стеклу. Чешское стекло получилоширокую известность со второй половины XVII в., в эпоху барокко, когда стало изготовляться кальциево-известковое стекло (так называемый чешский хрусталь), допускавшее глубокую огранку. Созданныечешскими мастерами в начале XVIII в. формы массивных кубков, флаконов и чаш, украшенных пышнойорнаментальной и фигурной резьбой, оказали влияние на европейское стекольное производство. Во второйполовине XVIII-XX вв. чешское стекло следовало основной стилистической эволюции европейского искусства.Для современного чешского стекла (часто толстостенного) наряду с традиционными приёмами огранки игравировки характерны поиски пластической выразительности форм, использование световых, цветовых ифактурных эффектов. Выделяются работы Я. Брихты, Л. Смрчковой, З. Сейдля, И. Соукупа, Л. Метелака идр.

 

 


Информация о работе Богемское стекло