Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:20, реферат
Азотная кислота за обьемом производства занимает среди других кислот второе место после серной кислоты. Все возрастающий обьем производства HNO3 объясняется огромным значением азотной кислоты и ее солей для народного хозяйства.
     Для увеличения 
скорости при отаманні азотной 
кислоты методом контактного 
окисления аммиака процесс  
проводят при повышенном 
 При проведении процесса 
окисления под давлением 
Переработка оксидів азота в разбавленную азотную кислоту
       Оксиды 
азота, полученные контактным 
окислением аммиака, 
     В газовой 
фазе в зависимости от условий 
охлаждения и окисления 
                              
                              
                              
       
Для лучшего поглощения 
      
Получение разбавленной 
1)диффузия оксидов азота из газовой фазы в жидкую;
2)взаимодействие оксидов азота с водой и получение азотной и азотистой кислот;
3)разложение азотистой кислоты:
                          
2HNO2= HNO3+2 NO+ H2O-75,8 кдж                           
      
Повышение парциального 
     Этот 
процесс усложняется 
Оксид азота ,который выделяется при разложении азотной кислоты окисляется в жидкой фазе растворенным в кислоте кислородом. При интенсивном перемещении нитрозного газа с раствором азотной кислоты на границе
 раздела 
фаз может протекать процесс 
прямого окисления оксида 
На скорость процесса окисления оксида азота в жидкой фазе зависит от
концентрации азотной кислоты. С повышением концентрации от 0 до 30 % скорость возрастает вдвое.
     Также 
на степень и скорость 
       
В промышленных условиях 
      
К современным тенденциям 
       
Важной проблемой развития 
Важное снижение себестоимости азотной кислоты может быть достигнуто при уменьшении потерь платинового катализатора. С этой целью проводятся испытание эффективных фильтров для улавливания платиновой пыли, испытываются катализаторы с повышенным содержанием Pd и Rh, внедряются в производство комбинированные катализаторы.
               
1.2 Технологическая схема и 
       
На рисунке 2.1 изображенная схема 
производства разбавленной 
      
В агрегате АК-72 предусмотрена 
очистка воздуха тіли от 
Жидкий аммиак поступает в ресивер 3 , а потом в испаритель 4, где испаряется за счет тепла циркуляционной воды. Выпаривание жидкого аммиака проводят под давлением 0,588 МПа и температуре 8-10 в С,в процессе температуру підвиують.В качестве циркуляционной воды применяют химически очиену воду с общей твердостью 10 мкгекв/кг, что обеспечивает продолжительную эксплуатацию испарителей без очистки от накипи. Применение замкнутой циркуляционной системы разрешает использовать холод впарників аммиака для снижения температуры нітрозних газов перед нагнетателем в жаркий период года. Влажный газообразный аммиак очищується в фильтре 5 от механических
примесей ( каталізаторного пыли) и пірів масла, нагревается в подогревателе 6 сжатым воздухом ( а в холодный период года дополнительно в
теплообменнику 7 парами). Гарачий гзоподібний аммиак смешивается с
 воздухом 
в смесителе 8, что встроенный 
в верхнюю часть контактного 
аппарата 10. Аммиачно-воздушная смесь 
подвергается дополнительной 
Окисление (конверсия) аммиака осуществляется на каталізаторних сетках из патино-родієво-паладієвого сплава.На этой стадии характерными параметрами является температура,давление ,содержимое аммиака в аммиачно-воздушной смеси, линейная скорость газа и время контактирования. В агрегате АК-72 значение этих параметров изменяются в следующем интервале: давление-0,28-0,45 МПа, температура 840-860 ос, сміст аммиака в смеси с воздухом -9,6-19,5 об. %, лініна скорость газа-2,4-2,6 м/с. Значительный диапазон значений объясняется тем,что в зависимости от температуры окружающей среды и
 нагрузка 
агрегата изменяется  давление 
сжатого воздуха и ого 
       
Горячие нітрозні газы 
охлаждение газа и идет конденсация пари воды и образование 37-45 %-вої
 азотной 
кислоты. На выходе из данного 
аппарата температура 
составляет 45-60 ос але газ направляется в прмивач. В промивачі 15 вместе с процессами охлаждения нітрозного газа и конденсации паров с образованием азотной кислоты осуществляется промывка нітрозних газов от аммиака, который не прореагував на каталізаторних сетках, и нитрит-нитратов аммония, которые образовались из аммиака и оксидів азота .На выходе из промивача нітрозний газ имеет температуру 45-50ос и окисленість 67-70 %.
    Промивач 
15 орошается азотной кислотой, циркуляция 
которой осуществляется с 
Охлажденный нітрозний газ попадается в нагнетатель 20, сжимается до 1,079 Мпа, судьбы постепенно охлаждается в подогревателе воды 22 и в холодильнике- конденсаторе 23 после чего ндходить в абсорбционную колонну 24. Абсорбционная колонна орошается паровым конденсатом и конденсатом соковой пары из производства аммиачной селитры,который вводится на 42-гу тарелку. Процесс абсорбции происходит под давлением 0,735-1,079 Мпа. Нітрозні газы на входе в колону содержат 6,4 об. % оксидів азота и 4,1 % кислорода. Продукційна 60 %-ва азотная кислота поступает в продувочную колонну 25, где при давлении 0,392 Мпа из нее віддуваються растворенные оксиди азота повітрямдалі самопливом напраляється в хранилища состава.
Выхлопные газы из абсорбционной колонны направляются в сборник 26 со встроенным теплообменником 27, в котором они подогреваются до 50ос для выпаривания мелких бризгів, а потом в подогреватель 28. Нагретые выхлопные газы проходят рубашку реактора каталитической очистки 30, где на двоступінчатому катализаторе при излишке природгого газа происходит восстановление оксидів азота к азоту с одновременным подогревам вихлотних газов до 758-770 ос. Горячие
 выхлопные 
газы направляются к  
 1-воздух; 2- воздушный 
компрессор; 3- ресивер жидкого аммиака; 
4- испаритель аммиака; 5- фильтр газообразного 
аммиака; 6,7,13,22,27,28- подогреватели; 8,29- смесители; 
9- фильтр аммиачно-воздушной 
 Рисунок 
1.2- Технологическая схема 
 В агрегате 
АК-72 установлено два параллельно 
работающих контактных 
Внешние диаметр аппарата составляет 4000 мм ,диаметр платина родиевих сеток 3900 мм, высота аппарата 14 770 мм. Корпус аппарата выполнен с постоянные 12Х18Н10Т; материал колосниковой конструкции для платина родиевого катализатору - 20Х23Н18.
Сжатый воздух подается в аппарат и проходит между внутренним и внешним корпусом реакционной части и силовым корпусом аппарата в смеситель, который встроен в верхней части, где осуществляется смешивание воздуха с аммиаком. Амиачно- воздушная смесь (АПС) по центральному патрубку через конический распределитель поступает в фильтру амиачно- воздушной смеси 1 , который представляет собой набор с 52 одинаковых цилиндрических элементов с фильтрующим материалом из ультра тонкого волокна толщиной 10 мм. Каждый элемент состоит из перфорированных обечаек диаметром 160 т 320 и высотой 500 мм вставленных один в другого. Фильтрования осуществляется через боковые стенки элементов . После этого на платинородиевые сетки 3. Нитрозные газы, которые образовались с температурой 850 ос проходят через пакеты змеевиков пароподогревателе а 6 и испарительного аппарата 5 котла-утилизатора и выводят из аппарата при температуре 300-350 ос. Такое конструктивное решение разрешает исключить потери аммиака и нитрозного газа .
Для обеспечения смешивания потоков воздуха и аммиака верхняя часть аппарата сужена и смеситель выполнен с двух обечаек диаметром 1200 и 1080 мм ,между которыми обеспечивается зазор 60 мм.
    Разжигание 
контактного аппарата