Теория Курта Левина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:08, реферат

Описание работы

Позже Левин получил хорошее образование в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Хотя он и начинал как студент-медик, но, по словам Мириам Левин, через полгода возненавидел медицину и анатомию и перешел на философский факультет. С особым интересом Курт Левин посещал курсы «Философия Канта и немецкий идеализм», «Логика естественных наук», а также множество психологических дисциплин. Только у профессора В. Штумпфа он прослушал четырнадцать различных курсов по психологической тематике. В Берлине Левин глубоко изучал физику и математику, что впоследствии сыграло роль в становлении его теории.

Содержание работы

Биография Курта Левина (стр. 2-3)
Основные положения «Теории Поля» Курта Левина (стр. 4-5)
Основные принципы теории поля (стр. 6-7)
Структурная часть теории поля (стр. 7-9)
Динамическая часть теории поля (стр. 9-12)
Отличие теории Курта Левина. (стр. 12-13)
Наглядное представление теории поля (стр. 12-15)
Заключение (стр. 15)
Литература (стр. 16)

Файлы: 1 файл

теория Курта Левина.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Биография Курта Левина (стр. 2-3)
  2. Основные положения «Теории Поля» Курта Левина (стр. 4-5)
  3. Основные принципы теории поля (стр. 6-7)
  4. Структурная часть теории поля (стр. 7-9)
  5. Динамическая часть теории поля (стр. 9-12)
  6. Отличие теории Курта Левина. (стр. 12-13)
  7. Наглядное представление теории поля (стр. 12-15)
  8. Заключение (стр. 15)
  9. Литература (стр. 16)

 

 

  1. Биография Курта Левина

Курт Цадек Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г. Когда Курту исполнилось пятнадцать лет, их семья переехала в Берлин, чтобы дети могли учиться в гимназии и получить классическое образование. Оно включало в себя такие предметы, как математика, история, естественные науки, латынь, греческий и французский языки.

Позже Левин получил хорошее образование в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Хотя он и начинал как студент-медик, но, по словам Мириам Левин, через полгода возненавидел медицину и анатомию и перешел на философский факультет. С особым интересом Курт Левин посещал курсы «Философия Канта и немецкий идеализм», «Логика естественных наук», а также множество психологических дисциплин. Только у профессора В. Штумпфа он прослушал четырнадцать различных курсов по психологической тематике. В Берлине Левин глубоко изучал физику и математику, что впоследствии сыграло роль в становлении его теории. 

Докторскую диссертацию по психологии Курт Левин написал под руководством того самого авторитетного немецкого психолога Карла Штумпфа и защитил ее 1914 году в Берлинском университете. «Под руководством» означает, что Левин встретился со своим руководителем лишь раз, так как жесткие иерархические отношения того времени не позволяли работать ему с научным руководителем так, как мы сейчас работаем с нашими руководителями.

Время окончания работы над диссертацией совпало с началом Первой мировой войны, но и в период ожесточенных военных действий ученый не перестает заниматься психологией. В 1917 году, во время отпуска, Курт Левин публикует свою статью «Ландшафт войны», в которой анализирует мироощущение солдата. Уже в этой ранней работе он использует понятия «жизненное пространство», «граница», «направление», «зона», вошедшие впоследствии в терминологический аппарат его топологической теории поля. Статья была посвящена сравнительному анализу жизненных пространств солдата и гражданского человека.

В 1922 году Курт Левин издает значительную для его последующей работы статью «Понятие причинности в физике, биологии и науках, изучающих развитие человека». Именно эта статья считается первой вехой в создании психологической теории поля. Поскольку в то же самое время и в том же самом месте жил создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, напрашивается предположение о возможном влиянии знаменитого физика на концепцию жизненного пространства. Также известно, что друзья Левина — М. Вертгеймер и другие — дружили с Эйнштейном. 

С 1926 г. и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, а в 1933 г., когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда. В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова и занимается главным образом проблемами социальной психологии. С 1944 г. до своей смерти 12 февраля 1947 г. ученый руководил центром но изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом университете.

Курт Левин является видным деятелем социальной психологии, некоторые даже считают его одним из основателей данного направления. Своими работами он оказал влияние на американскую школу психологии, а также на многие другие школы и направления. Самым большим и самым выдающимся его достижением является «теория поля», разработанная в  20х годах ХХ века. Она синтезирует в себе социальный и физический взгляд на мир, во многом это было обусловлено сделанными в то время открытиями в области физики, которые и вдохновили ученого на создание данной теории. Взгляд, предложенный Куртом Левином, несомненно отличен от всех других и занимает особое место в социальной психологии.

 

  1. Основные положения «Теории Поля» Курта Левина

По названию самой теории Курта Левина мы уже можем сделать вывод, что она имеет переклички с физикой и, рассматриваемые Левином социальные взаимодействия, носят несколько физический оттенок. Сама идея «поля» была вдохновлена идеей электромагнитных полей и поле как целое изменяется в результате привнесения в него чего-то нового.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он говорил: "Теория поля едва ли может быть названа теорией в обычном смысле. Скорее это набор принципов, подход, метод и целый способ мышления, который относится к связи событий и ситуаций, в которых эти события происходят".

К основным понятиям теории поля относятся следующие понятия:

Жизненное (годологическое) пространство: множество реальных и нереальных, настоящих, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени.

Регионы и границы: границы психологического пространства индивида, которое состоит из разных секторов, регионов. Обладают свойствами проницаемости.

Локомоции: некие действия, которые происходят как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, например, в воображении. Посредством локомоций осуществляется связь между регионами.

Принципы локомоции: Когда мы выводим локомоцию из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам:

  • Принцип связности (событие - всегда результат взаимодействия двух и более фактов)
  • Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт - это актуально существующий в жизненном пространстве факт)
  • Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем)

Временная перспектива: психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях. То есть все события, которые реально происходят сейчас или проецируются в воображение, так или иначе воспринимаются индивидом как реально происходящие в данный момент времени.

Валентность: свойство человека или предмета притягивать или отталкивать. Может быть положительная или отрицательная.

Напряжение: существует в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. 

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства. С точки зрения психологии каждое из событий, происходящих в годологическом пространстве, предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, годологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Также Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая-то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Основные положения этой концепции изложены им в работах "Динамическая теория личности" (1935) и "Принципы топологической психологии" (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии - науки о пространственных отношениях между объектами, а также математики и физики.

 

 

  1. Основные принципы теории поля

Применение конструктивного, или генетического, метода вместо классификационного. "Сущность конструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощью небольшого количества конструктивных элементов. Такими элементами могут стать психологическая позиция, психологические силы и подобные понятия". Этот принцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируются индивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности.

Анализ психологического поля с позиции целостности в противовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации. "Вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом. А уже после такого "анализа в первом приближении" различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу".

Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения, т.е. с точки зрения того, как она представлена субъекту. Этот подход используется в противовес идее бихевиоризма объяснять психические явления в "объективных физических" терминах. Левин утверждает, что одной из задач психологии является задача "найти адекватные научные понятия, благодаря которым стало бы возможно такое представление сочетаний психологических факторов, чтобы из них можно было бы вывести поведение данного индивида".

Анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций. Это следствие вытекает из предыдущего и в нем проявляется психологизм подхода.

Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. 

Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, в настоящем, в ситуации "здесь и сейчас". Это положение противопоставляется точке зрения З. Фрейда, согласно которой адекватный анализ трудностей человека должен строиться при учете его прошлого опыта, либо используется как контрпозиция идее А. Адлера и гуманистических психологов (Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу) об исследовании личности с точки зрения того, что она ожидает от будущего.

Изучение поведения с динамической точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля.

Математическое представление психологических ситуаций (топологии и векторного анализа) для изложения результатов в строго логической последовательности. "Топологические и векторные понятия в такой мере сочетают в себе аналитическую мощь и концептуальную точность, что это делает их… превосходящими подобные другие известные в психологии концептуальные средства". Теорию поля можно разделить на две части - структурную, или топологическую, и динамическую, или векторную.

Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

  1. Структурная часть теории поля

Человек - замкнутая система, обладающая двумя свойствами - отделенностью от остального мира границей и включенностью в большее пространство. Он не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Психологическая среда и человек объединяются общим понятием - жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность, т.е. как тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Объекты, события, идеи, которые в данный момент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий момент стать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), если перестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, снять напряжение.

Вышесказанное является некоей отсылкой к тому, о чем говорилось во вступительной части: сущность поля человека постоянно изменяется при попадании в него новых объектов.

Человек отделен от психологической среды границей, и сам обладает определенной структурой. В структуре личности выделяется внутренний регион и перцептуально-моторный слой.

Внутренний регион поделен на определенные ячейки, которые ассоциируются с потребностями человека. Перцептуально-моторный слой не дифференцирован и обеспечивает взаимодействие между внутриличностным регионом и средой.

Среда также дифференцирована и разделена на регионы, которые могут изменяться. Каждый субрегион содержит один психологический факт (наблюдаемый или мысленный). Все воспринимаемое и выводимое относится к фактам. Взаимодействие между фактами описывается как событие по следующим критериям: близости/удаленности регионов, прочности/слабости границ, текучести/ригидности.

Информация о работе Теория Курта Левина