Содержание и значение бюджетной политики, ее взаимосвязь с экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:11, доклад

Описание работы

Бюджетная политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

Файлы: 1 файл

Бюджетная политика.docx

— 25.01 Кб (Скачать файл)

Содержание и значение бюджетной политики, ее взаимосвязь с экономикой

Бюджетная политика государства  это совокупность мероприятий в  сфере организации бюджетных  отношений с целью обеспечения  его денежными средствами для выполнения своих функций.  
           Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики государства

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства

Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической социальной стабильности. Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие этим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных Конституцией.

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной  политики выступают, прежде всего, такие  фискальные рычаги воздействия, как  налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

Бюджетная политика государства  как часть фискальной политики ориентируется  в основном на достижение уравновешенного  бюджета, сбалансированного по государственным  доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных  расходов, или снижение налогов, или  и то и другое.

И наоборот, если в экономике  имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных  расходов, или увеличение налогов, или  и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении  бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления  экономии, и социальной политики государства; именно они определяют размеры и  пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования  бюджетных средств в интересах  решения главных экономии, и социальных задач.

Основными направлениями бюджетной политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются:

• обеспечение  сбалансированности бюджетной системы  РФ в долгосрочном периоде;

• повышение  результативности бюджетных расходов.

• Расходы  всех бюджетов должны быть ориентированны на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

• повышение  роли среднесрочного планирования;

• расширение самостоятельности и ответственности  главных распорядителей бюджетных  средств;

• совершенствование  межбюджетных отношений;

Налоговая политика на среднесрочную перспективу формируется, исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налогового нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Таким образом, бюджетная политика является ядром  экономической политики государства  и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. Данная политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению  уровня народного благосостояния.

 

Результативность бюджетная  политика во многом зависит также  от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной  сферы. В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней  власти различаются в разных странах  в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся  принципов разграничения полномочий и т.п. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу  в ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной  политики, которые должны соответствовать  общим целям и задачам экономической  и социальной политики государства.

В разработанной и одобренной Правительством РФ экономической программе  на долгосрочную перспективу определены следующие основные направления  финансово-бюджетной политики нашего государства:

  1. снижение налоговой нагрузки на экономику;
  2. упорядочение государственных обязательств;
  3. концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач;
  4. снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен;
  5. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Проведение налоговой реформы должно снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения.

Финансирование  расходов на оборону будет базироваться на утвержденной военной доктрине. Расходы будут учитывать необходимость перевооружения армии при сокращении численности отдельных родов войск и поэтапном переводе части армии на профессиональную основу.

Ключевой задачей является совершенствование межбюджетных отношений. Должно быть проведено четкое разграничение сходных и налоговых полномочий между звеньями бюджетной системы и создание нового механизма финансовой поддержки территории.

Важное направление финансово-бюджетной  политики – создание эффективной системы управления государственными финансами. Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.

Основными параметрами бюджетной  политики в настоящее время являются: 
·     внедрение принципов среднесрочного планирования; 
·     оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов; 
·     обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы на основе разграничения доходных полномочий и упорядочения расходных обязательств на долгосрочной основе; 
·     формирование стабилизационного фонда, повышающего устойчивость бюджетной системы в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. 
 
        Бюджетная политика Российской Федерации основывается на  Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь  бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

В нынешнем году, как и  в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые  рассчитаны также и на среднесрочную  перспективу в числе которых является:  
-повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого роста экономики страны на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы;  
-ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;  
-создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;  
-продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;  
-повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;  
-более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;  
-повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;  
-финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;  
-модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;  
комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;  
-принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;  
-создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения;

 

 

Бюджетное послание Президента РФ В.В. Путина от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах"

I. Основные результаты и проблемы  бюджетной политики

В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью  выполнены принятые социальные обязательства  государства. Создание Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса  без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось  снизить и удержать государственный  долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило  исполнить в 2011 году федеральный  бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации  к внешним негативным экономическим  факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной  политике.

Но есть и ряд нерешенных проблем.

 
Выделены 7 проблем. Первая - значительный ненефтегазовый дефицит. Вторая - структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Это выражается в недостатке финансирования инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки. Третья - низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Четвертая - зачастую эффективность бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему затраченных средств. Пятая - межбюджетные отношения не в полной мере настроены на стимулирование региональных и местных властей к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности; высока зависимость от финансовой помощи из других бюджетов. Шестая - бюджетная политика остается во многом неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий госорганов в этой сфере должным образом не раскрываются. Седьмая - постоянные фрагментарные изменения налогового законодательства. Постоянное ожидание таких поправок препятствует реализации долгосрочных инвестпроектов из-за низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.  
II. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу.

Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической  политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального  повышения качества стратегического  управления экономикой и общественными  финансами.

Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.

 Первая - бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации социально-экономической госполитики. Вторая - бюджет должен исполняться на базе госпрограмм. Третья - продуманность и обоснованность механизмов реализации и ресурсного обеспечения госпрограмм, их корреляция с долгосрочными целями социально-экономической политики государства. Четвертая - повышение качества предоставляемых населению муниципальных и госуслуг. Пятая - обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости. Шестая - установить параметры дальнейшего развития пенсионной системы, которые обеспечат ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения. Седьмая - настроить налоговую систему на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности. Восьмая - реализация нового этапа развития межбюджетных отношений в виде расширения самостоятельности и ответственности регионов. Девятая - Правительство РФ должно обеспечить постоянный доступ России на долговые рынки на приемлемых условиях, снизить стоимость заимствований и расходы по долговым обязательствам, получить допдоходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Десятая - обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.

Информация о работе Содержание и значение бюджетной политики, ее взаимосвязь с экономикой