Эксплуатация и ремонт воздушных линий электропередач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 21:16, дипломная работа

Описание работы

Электрические воздушные линии (ВЛЭП) предназначены для передачи и распределения электрической энергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным к различным опорным конструкциям. Воздушные линии электропередачи могут быть с напряжением до 1 кВ включительно и выше 1 кВ (3, 6, 10 к В и выше по шкале стандартных напряжений).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Устройство воздушных линий электропередачи 4
Глава II. Эксплуатация воздушных линий электропередачи 5
2.1 Осмотры воздушных линий электропередачи 7
2.2 Объемы работ по техническому обслуживанию ВЛЭП 12
2.3 Охрана ВЛЭП (охранная зона) 16
Глава III. Ремонт воздушных линий электропередачи 19
3.1 Организация ремонтных работ 19
3.2 Классификация ремонтных работ 21
3.3 Изготовление антисептических бандажей 25
3.4 Ремонт проводов 25
Глава IV. Основы электробезопасности 28
4.1 Техника безопасности при линейных работах 28
4.2 Разработка технологической документации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

Файлы: 1 файл

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ.docx

— 268.65 Кб (Скачать файл)

Министерство Образования  и Науки Кыргызской Республики

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

вуз

факультет

специальность

кафедра

Дипломная Работа

на тему:

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ 
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

Выпускная квалификационная работа

студента  курса, группы

ФИО (полностью) 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

ФИО (полностью) 

 

Допускается к защите

Зав. кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

д.э.н., профессор  Фамилия И. О.

_________________________________________ «_____»_________________2013

Дата сдачи:______________________

Дата защиты:________________

Оценка:_________________________

Нормоконтроль __________________


 

Бишкек 2013 г 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Устройство воздушных линий электропередачи 4

Глава II. Эксплуатация воздушных линий электропередачи 5

2.1 Осмотры  воздушных линий электропередачи 7

2.2 Объемы  работ по техническому обслуживанию  ВЛЭП 12

2.3 Охрана  ВЛЭП (охранная зона) 16

Глава III. Ремонт воздушных линий электропередачи 19

3.1 Организация  ремонтных работ 19

3.2 Классификация  ремонтных работ 21

3.3 Изготовление антисептических бандажей 25

3.4 Ремонт  проводов 25

Глава IV. Основы электробезопасности 28

4.1 Техника безопасности при линейных работах 28

4.2 Разработка технологической документации 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

ЛИТЕРАТУРА 35

 

ВВЕДЕНИЕ

Электрические воздушные  линии (ВЛЭП) предназначены для передачи и распределения электрической  энергии по проводам, расположенным  на открытом воздухе и прикрепленным к различным опорным конструкциям. Воздушные линии электропередачи могут быть с напряжением до 1 кВ включительно и выше 1 кВ (3, 6, 10 к В и выше по шкале стандартных напряжений).

Воздушные линии состоят  из следующих основных конструктивных элементов: опор различного типа для  подвески проводов и грозозащитных  тросов; проводов различных конструкций  и сечений для передачи по ним  электрического тока; грозозащитных  тросов для защиты линий от грозовых разрядов; изоляторов, собранных в  гирлянды, для изоляции проводов от заземленных частей опоры; линейной арматуры для крепления проводов и тросов к изоляторам и опорам, а также для соединения проводов и тросов; заземляющих устройств для отвода токов грозовых разрядов или короткого замыкания в землю.

Проектирование и сооружение ВЛЭП ведется в соответствии с  ПУЭ. Проектирование строительных конструкций  опор и фундаментов производится на основании СНиП. ПУЭ устанавливают требования к линиям с различным напряженем исходя из их назначения: чем выше передаваемые напряжение и мощность линии, тем больший ущерб приносит ее повреждение, поэтому к линиям с более высоким напряжением предъявляются и более строгие требования.

 

Глава I. Устройство воздушных линий электропередачи

Число проводов на опорах может  быть разным. Обычно воздушная линия (ВЛЭП) рассчитана на передачу трёхфазного тока, поэтому опоры одноцепных ВЛ напряжением свыше 1 кВ рассчитаны на подвеску трёх фазных проводов, то есть одной цепи. На опорах двухцепных ВЛЭП подвешивают две параллельно идущие цепи, то есть 6 проводов.

Также бывают ВЛЭП с расщеплёнными  фазами, когда вместо одного фазного  провода большого сечения подвешивается  несколько скреплённых между  собой проводов меньшего сечения. Расщепление  проводов применяется для устранения появления протяжённого коронного разряда (на жаргоне электриков — «короны») на проводах. Появление «короны» не только вызывает дополнительные потери в проводах, но и создаёт дополнительные искажения первоначально синусоидальной формы тока, на работу с которыми сети переменного тока не рассчитаны1.

ВЛЭП до 1 кВ с глухозаземлённой нейтралью помимо фазных снабжена нулевым проводом (так называемая «четырёхпроводная сеть»). Иногда на одних и тех же опорах могут быть подвешены провода линий разного напряжения и назначения. Обычно это практикуется для линий низших в средних классов напряжений.

Воздушные линии электропередачи  широко распространены в Беларуси и для них характерны: незначительный объем земляных работ при постройке; простота эксплуатации и ремонта; возможность использования опор воздушных линий с напряжением до 1 кВ для крепления проводов радиосети, местной телефонной связи, наружного освещения, телеуправления, сигнализации; более низкая стоимость сооружения 1 км (примерно на 25... 30 %) по сравнению со стоимостью сооружения кабельной линии).

Воздушные линии состоят  из следующих основных конструктивных элементов: опор различного типа для  подвески проводов и грозозащитных  тросов; проводов различных конструкций  и сечений для передачи по ним  электрического тока; грозозащитных  тросов для защиты линий от грозовых разрядов; изоляторов, собранных в  гирлянды, для изоляции проводов от заземленных частей опоры; линейной арматуры для крепления проводов и тросов к изоляторам и опорам, а также для соединения проводов и тросов; заземляющих устройств для отвода токов грозовых разрядов или короткого замыкания в землю.

Глава II. Эксплуатация воздушных линий электропередачи

Для того чтобы обеспечить нормальную работу воздушных линий  электропередач, необходимо своевременно проводить соответствующие работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.2 Задачи эксплуатации могут быть решены при выполнении следующих условий:

1) соблюдении допустимых  режимов работы ВЛ по токам  нагрузки;

2) постоянном наблюдении  за ВЛ (осмотры линий);

3) проведении измерений и профилактических испытаний;

4) проведении планово-предупредительных  ремонтов;

5) ведении технической  документации;

6) тщательном расследовании причин аварий и разработке мероприятий по их устранению.

Рис 1.1. Болтовой и плашечный зажим для алюминиевых и сталеалюминиевых проводов

На ВЛ напряжением до 1000 В применяются деревянные опоры из антисептированной древесины, деревянные на железобетонных или деревянных (антисептированных) приставках и железобетонные. Опоры рассчитывают по предельным механическим нагрузкам, возникающим в нормальных режимах работы ВЛ. Расчетные сочетания механических нагрузок определяют в соответствии со строительными нормами и правилами (СНиП).

В местах, где есть опасность  наезда транспорта на опоры, их защищают отбойными тумбами. На. Каждой опоре на высоте 2,5 - 3,0 м от земли пишут порядковый номер и год ее установки. Расположение проводов на опоре не зависит от района климатических условий. Нулевой провод, как правило, располагают ниже фазных проводов. Провода наружного освещения прокладывают совместно с проводами ВЛ, но располагают под нулевым проводом.

Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-9

Сооружение новой или  реконструкция существующей воздушной  линии электропередачи (ВЛ), как правило, производится специализированной строительно-монтажной организацией. Все работы выполняются в соответствии с проектом. До начала работ проект рассматривается эксплуатационной организацией, которой в дальнейшем предстоит принять готовую ВЛ в эксплуатацию.3

В период строительства ВЛ эксплуатационный персонал ведет технический надзор за производством строительных и монтажных работ. Задачей эксплуатационного персонала является оказание помощи строителям и монтажникам при выявлении дефектов, упущений и отступлений от проекта.

2.1 Осмотры воздушных линий электропередачи

При техническом обслуживании воздушных линий (ВЛЭП) периодически проводятся их осмотры. Осмотр - это обход ВЛЭП с визуальной проверкой состояния трассы и всех элементов ВЛЭП.

График осмотров ВЛЭП утверждается техническим руководителем предприятия  в соответствии с требованиями:

1.Осмотр ВЛЭП по всей  длине - не реже 1 раза в год;

2.Отдельные участки ВЛЭП, включая участки, подлежащие ремонту, не реже 1 раза в год должны осматриваться административно-техническим персоналом;

3.Для ВЛЭП напряжением 35 кВ и выше не реже 1 раза в 10 лет должны проводиться верховые осмотры (осмотры с подъемом на опору);

4.Для ВЛЭП напряжением 35 кВ и выше, проходящих в зонах с высокой степенью загрязнения или по открытой местности, а также для ВЛЭП напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 и более лет, верховые осмотры должны проводиться не реже 1 раза в 5 лет;

5.Для ВЛЭП напряжением 0,38...20 кВ верховые осмотры должны проводиться при необходимости.

По мере необходимости  осмотры ВЛЭП проводятся в темное время суток для выявления коронирования и опасности перекрытия изоляции и возгорания деревянных опор.

Внеочередные осмотры  ВЛЭП или их участков должны проводиться  при образовании на проводах и  тросах гололеда, при пляске проводов, во время ледохода и разлива рек  и после стихийных бедствий (бурь, ураганов, пожаров) в зоне прохождения  ВЛЭП, а также после отключения ВЛЭП релейной защитой и неуспешного АПВ.

При осмотрах трасс ВЛЭП, проходящих в лесных массивах, обращают внимание на зарастание просек, их ширину и противопожарное состояние.

При прохождении ВЛЭП в  населенной местности расстояния по горизонтали от крайних проводов при наибольшем их отклонении до ближайших зданий и сооружений должны быть не менее:

2м - для ВЛ напряжением  до 20 кВ;

4м - для ВЛ напряжением  35... 110 кВ;

6 м - для ВЛ напряжением  220 кВ.

При осмотре опор обращают внимание на их отклонения от вертикального положения, разворот и уклон траверс, прогибы (кривизну) элементов опор. В местах заглубления опор не должно быть проседания или вспучивания грунта. У железобетонных фундаментов металлических опор и железобетонных приставок деревянных опор не должно быть трещин и сколов бетона с обнажением стальной арматуры.

На опорах должны присутствовать их порядковые номера, информационные знаки с указанием ширины охранной зоны, а в населенной местности - предупредительные плакаты безопасности. Номер или условное обозначение ВЛЭП должны быть указаны на концевых опорах линии, первых опорах ответвлений, опорах в местах пересечений ВЛЭП одинакового напряжения, опорах пересечения с железными дорогами, опорах участков параллельно идущих линий при расстоянии между ними менее 200 м.4

У деревянных опор не должно быть видимого загнивания деревянных частей, следов обгорания или расщепления. Внешнее загнивание опор определяется визуально, наличие внутреннего загнивания - путем простукивания древесины молотком в сухую и не морозную погоду. Звонкий звук указывает на здоровую древесину, глухой - на наличие в ней внутреннего загнивания.

Проверяется состояние бандажей (хомутов), сочленяющих деревянную стойку с железобетонной приставкой. Не должно быть ослабления бандажей, поражения  их коррозией.

У металлических опор проверяются  сварные швы и болтовые соединения, состояние антикоррозийного покрытия и степень поражения элементов опор коррозией в местах нарушения этого покрытия. Не допускается сквозное поражение коррозией металлических элементов опор, появление трещин в металле и сварных швах. У фундаментов металлических опор не должно быть зазора между пятой опоры и железобетонным фундаментом.

У железобетонных опор проверяется  состояние антикоррозийного покрытия и степень поражения коррозией металлических траверс. Особое внимание уделяется осмотру железобетонной стойки опоры, в которой не должно быть трещин и других повреждений бетона. Трещины способствуют коррозии арматуры и, следовательно, уменьшению прочности опоры.

У проводов и тросов не должно быть обрывов и оплавлений отдельных  проволок, набросов на провода посторонних  предметов.

У ВЛЭП с изолированными проводами проверяется состояние  изоляции проводов в местах их соприкосновения с деревьями и отдельными сучьями, состояние изолирующей оболочки соединительных и ответвительных зажимов.

Изоляторы ВЛЭП не должны иметь  трещин, ожогов от перекрытия и других видимых повреждений глазури. Все  изоляторы в гирляндах должны быть чистыми и целыми. По интенсивности  коронирования изоляторов определяется степень их загрязненности. У ВЛЭП со штыревыми изоляторами не должно быть срывов изоляторов со штырей или крючьев, обрыва вязки провода к изолятору, не должно быть выпадения и ослабления крючьев (штырей) или их изломов.

При оценке состояния арматуры обращают внимание на ее комплектность (наличие всех болтов, гаек, шплинтов, замков), отсутствие трещин, деформации, видимых следов коррозии. На поверхности овальных и опрессованных соединителей не должно быть следов коррозии, трещин и других механических повреждений. Гасители вибрации должны быть на установленном при монтаже месте.

У трубчатых разрядников  проверяется направление зоны выхлопа, состояние поверхности разрядника, которая не должна иметь ожогов электрической дугой, трещин, расслоений и глубоких царапин.

Информация о работе Эксплуатация и ремонт воздушных линий электропередач