История создания тепловых двигателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:55, реферат

Описание работы

В древности люди приводили в действие простейшие механизмы руками или с помощью животных. Затем они научились использовать силу ветра, плавая на парусных кораблях. Они научились так же использовать ветер для вращения ветряных мельниц, перемалывающих зерно в муку.

Файлы: 1 файл

тепловые ДВИГАТЕЛИпвппп.docx

— 83.72 Кб (Скачать файл)

 

История создания тепловых двигателей

В древности люди приводили в действие простейшие механизмы руками или с помощью животных. Затем они научились использовать силу ветра, плавая на парусных кораблях. Они научились так же использовать ветер для вращения ветряных мельниц, перемалывающих зерно в муку. Позже они стали применять энергию течения воды в реках для вращения водяных колес. Эти колеса перекачивали и поднимали воду или приводили в действие различные механизмы. История появления тепловых двигателей уходит в далекое прошлое. Говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры, великий греческий механик и математик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и ее описание были найдены спустя 18 столетий в рукописях великого итальянского ученого, инженера и художника Леонардо да Винчи. Как же стреляла эта пушка? Один конец ствола сильно нагревали на огне. Затем в нагретую часть ствола наливали воду. Вода мгновенно испарялась и превращалась в пар. Пар, расширяясь, с силой и грохотом выбрасывал ядро. Для нас интересно здесь то, что ствол пушки представлял собой цилиндр, по которому как поршень скользило ядро.


 
 

Примерно тремя столетиями позже в Александрии культурном и богатом городе на африканском побережье Средиземного моря жил и работал выдающийся ученый Герон, которого историки называют Героном Александрийским. Герон оставил несколько сочинений, дошедших до нас, в которых он описал различные машины, приборы, механизмы, известные в те времена. В сочинениях Герона есть описание интересного прибора, который сейчас называют Героновым шаром. Он представляет собой полый железный шар, закрепленный так, что может вращаться вокруг горизонтальной оси. Из закрытого котла с кипящей водой пар по трубке поступает в шар, из шара он вырывается наружу через изогнутые трубки, при этом шар приходит во вращение. Внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию вращения шара. Геронов шар это прообраз современных реактивных двигателей. Он представляет собой полый железный шар, закрепленный так, что может вращаться вокруг горизонтальной оси. Из закрытого котла с кипящей водой пар по трубке поступает в шар, из шара он вырывается наружу через изогнутые трубки, при этом шар приходит во вращение. Внутренняя энергия пара превращается в механическую энергию вращения шара. Геронов шар это прообраз современных реактивных двигателей.


 
 

В то время изобретение Герона не нашло применения и осталось только забавой. Прошло 15 столетий. Во времена нового расцвета науки и техники, наступившего после периода средневековья, об использовании внутренней энергии пара задумывается Леонардо да Винчи. В его рукописях есть несколько рисунков с изображением цилиндра и поршня. Под поршнем в цилиндре находится вода, а сам цилиндр подогревается. Леонардо да Винчи предполагал, что образовавшийся в результате нагрева воды пар, расширяясь и увеличиваясь в объеме, будет искать выход и толкать поршень вверх. Во время своего движения вверх поршень мог бы совершать полезную работу. Несколько иначе представлял себе двигатель, использующий энергию пара, Джованни Бранка, живший на век позже великого Леонардо. Это было колесо с лопатками, в которое с силой ударяла струя пара, благодаря чему колесо начинало вращаться. По существу, это была первая паровая турбина. Несколько иначе представлял себе двигатель, использующий энергию пара, Джованни Бранка, живший на век позже великого Леонардо. Это было колесо с лопатками, в которое с силой ударяла струя пара, благодаря чему колесо начинало вращаться. По существу, это была первая паровая турбина.


 
 

В XVII-XVIII веках над изобретением паровой машины трудились англичане Томас Севери (1650-1715) и Томас Ньюкомен (1663-1729), француз Дени Папен (1647-1714), русский ученый Иван Иванович Ползунов (1728-1766) и многие другие. В своем новом двигателе Папен вместо пороха использовал воду. Ее наливали в цилиндр под поршень, а сам цилиндр разогревали снизу. Образующийся пар поднимал поршень. Затем цилиндр охлаждали, и находящийся в нем пар конденсировался снова превращался в воду. Поршень, как и в случае порохового двигателя, под действием своего веса и атмосферного давления опускался вниз. Этот двигатель работал лучше, чем пороховой, но для серьезного практического использования был также малопригоден: нужно было подводить и отводить огонь, подавать охлажденную воду, ждать, пока пар сконденсируется, перекрывать воду и т.п.


 
 

Англичанин Томас Севери построил паровой насос для откачки воды из шахты. В его машине приготовление пара происходило вне цилиндра в котле. Вслед за Севери паровую машину (также приспособленную для откачивания воды из шахты) сконструировал английский кузнец Томас Ньюкомен. Он умело использовал многое из того, что было придумано до него. Ньюкомен взял цилиндр с поршнем Папена, но пар для подъема поршня получал, как и Севери, в отдельном котле. Вслед за Севери паровую машину (также приспособленную для откачивания воды из шахты) сконструировал английский кузнец Томас Ньюкомен. Он умело использовал многое из того, что было придумано до него. Ньюкомен взял цилиндр с поршнем Папена, но пар для подъема поршня получал, как и Севери, в отдельном котле. Машина Ньюкомена, как и все ее предшественницы, работала прерывисто между двумя рабочими ходами поршня была пауза. Высотой она была с четырех-пятиэтажный дом и, следовательно, исключительно «прожорлива»: пятьдесят лошадей еле-еле успевали подвозить ей топливо. Обслуживающий персонал состоял из двух человек: кочегар непрерывно подбрасывал уголь в «ненасытную пасть» топки, а механик управлял кранами, впускающими пар и холодную воду в цилиндр.


 
 

Понадобилось еще 50 лет, прежде чем был построен универсальный паровой двигатель. Это произошло в России, на одной из отдаленных ее окраин Алтае, где в то время работал гениальный русский изобретатель, солдатский сын Иван Ползунов. Ползунов построил свою «огнедействующую машину» на одном из барнаульских заводов. Это изобретение было делом его жизни и, можно сказать, стоило ему жизни. В апреле 1763 года Ползунов заканчивает расчеты и подает проект на рассмотрение. В отличие от паровых насосов Севери и Ньюкомена, о которых Ползунов знал, и недостатки которых ясно осознавал, это был проект универсальной машины непрерывного действия. Машина предназначалась для воздуходувных мехов, нагнетающих воздух в плавильные печи. Главной ее особенностью было то, что рабочий вал качался непрерывно, без холостых пауз. Это достигалось тем, что Ползунов предусмотрел вместо одного цилиндра, как это было в машине Ньюкомена, два попеременно работающих. Пока в одном цилиндре поршень под действием пара поднимался вверх, в другом пар конденсировался, и поршень шел вниз. Оба поршня были связаны одним рабочим валом, который они поочередно поворачивали то в одну, то в другую стороны. Рабочий ход машины осуществлялся не за счет атмосферного давления, как у Ньюкомена, а благодаря работе пара в цилиндрах. Весной 1766 года ученики Ползунова, спустя неделю после его смерти (он умер в 38 лет), испытали машину. Она работала в течение 43 суток и приводила в движение мехи трех плавильных печей. Потом котел дал течь; кожа, которой были обтянуты поршни (чтобы уменьшить зазор между стенкой цилиндра и поршнем), истерлась, и машина остановилась навсегда. Больше ею никто не занимался.


 
 

Создателем универсального парового двигателя, который получил широкое распространение, стал английский механик Джеймс Уатт (1736-1819). Работая над усовершенствованием машины Ньюкомена, он в 1784 году построил двигатель, который годился для любых нужд. Изобретение Уатта было принято на ура. В наиболее развитых странах Европы ручной труд на фабриках и заводах все больше и больше заменялся работой машин. Универсальный двигатель стал необходим производству, и он был создан. Работая над усовершенствованием машины Ньюкомена, он в 1784 году построил двигатель, который годился для любых нужд. Изобретение Уатта было принято на ура. В наиболее развитых странах Европы ручной труд на фабриках и заводах все больше и больше заменялся работой машин. Универсальный двигатель стал необходим производству, и он был создан. В двигателе Уатта применен так называемый кривошипно-шатунный механизм, преобразовывающий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение колеса. Уже потом было придумано «двойное действие» машины: направляя поочередно пар то под поршень, то сверху поршня, Уатт превратил оба его хода (вверх и вниз) в рабочие. Машина стала мощнее. Пар в верхнюю и нижнюю части цилиндра направлялся специальным парораспределительным механизмом, который впоследствии был усовершенствован и назван «золотником». Затем Уатт пришел к выводу, что вовсе не обязательно все время, пока поршень движется, подавать в цилиндр пар. Достаточно впустить в цилиндр какую-то порцию пара и сообщить поршню движение, а дальше этот пар начнет расширяться и перемещать поршень в крайнее положение. Это сделало машину экономичней: меньше требовалось пара, меньше расходовалось топлива.


 

 

Виды тепловых двигателей

 

К тепловым двигателям относятся: паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая и газовая турбины, реактивный двигатель. Их топливом является твёрдое и жидкое топливо, солнечная и атомная энергии.

 

Паровая машина — тепловой двигатель внешнего сгорания, преобразующий энергию нагретого пара в механическую работу возвратно-поступательного движения поршня, а затем во вращательное движение вала. В более широком смысле паровая машина — любой двигатель внешнего сгорания, который преобразовывает энергию пара в механическую работу. Для привода паровой машины необходим паровой котёл. Расширяющийся пар давит на поршень или на лопатки паровой турбины, движение которых передаётся другим механическим частям. Одно из преимуществ двигателей внешнего сгорания в том, что из-за отделения котла от паровой машины они могут использовать практически любой вид топлива — от дров до урана. Основным преимуществом паровых машин является то, что они могут использовать практически любые источники тепла для преобразования его в механическую работу. Это отличает их от двигателей внутреннего сгорания, каждый тип которых требует использования определённого вида топлива. Наиболее заметно это преимущество при использовании ядерной энергии, поскольку ядерный реактор не в состоянии генерировать механическую энергию, а производит только тепло, которое используется для выработки пара, приводящего в движение паровые машины (обычно паровые турбины). Кроме того, есть и другие источники тепла, которые не могут быть использованы в двигателях внутреннего сгорания, например, солнечная энергия. Интересным направлением является использование энергии разности температур Мирового Океана на разных глубинах. Подобными свойствами также обладают другие типы двигателей внешнего сгорания, такие как двигатель Стирлинга, которые могут обеспечить весьма высокую эффективность, но имеют существенно большие вес и размеры, чем современные типы паровых двигателей.

 

Двигатель внутреннего сгорания (сокращённо ДВС)

 В  качестве энергетических

установок автомобилей наибольшее распространение получили двигатели

внутреннего  сгорания,  в которых процесс сгорания

топлива с выделением теплоты и превращением ее в  механическую  работу

происходит  непосредственно  в  цилиндрах.  На большинстве современных

автомобилей установлены двигатели внутреннего сгорания.

Наиболее экономичными являются поршневые и комбинированные двигатели

внутреннего сгорания.  Они  имеют  достаточно большой  срок службы,

сравнительно  небольшие габаритные размеры и массу.  Основным недостатком

этих двигателей следует считать  возвратно-поступательное движение   поршня,

связанное  с наличием  кривошатунного  механизма, усложняющего  конструкцию

и  ограничивающего  возможность   повышения частоты вращения, особенно при

значительных размерах двигателя.

А теперь  немного  о  первых  ДВС.  Первый  двигатель   внутреннего сгорания

(ДВС)  был  создан  в 1860 г.  французским инженером Этвеном Ленуаром, но эта

машина была еще весьма несовершенной.

В 1862   г.   французский   изобретатель   Бо де Роша  предложил использовать

в двигателе внутреннего сгорания четырехтактный цикл:

1.     всасывание;

2.     сжатие;

3.     горение и расширение;

4.     выхлоп.

Эта идея была использована немецким изобретателем Н.Отто, построившим в 1878

г. первый  четырехтактный  двигатель  внутреннего  сгорания.  КПД  такого

двигателя достигал 22%,  что  превосходило  значения,  полученные  при

использовании двигателей всех предшествующих типов.

Быстрое распространение ДВС  в  промышленности,  на  транспорте,  в сельском

хозяйстве и стационарной энергетике была обусловлена рядом их положительных

особенностей.

Осуществление рабочего цикла ДВС в одном цилиндре с малыми потерями и

значительным  перепадом  температур  между  источником  теплоты и

холодильником  обеспечивает  высокую  экономичность  этих  двигателей.

Высокая экономичность - одно из положительных качеств ДВС.

Среди ДВС  дизель  в  настоящее  время  является  таким двигателем, который

преобразует химическую энергию топлива в механическую работу с наиболее

высоким  КПД  в  широком  диапазоне изменения мощности.  Это качество дизелей

особенно важно,  если  учесть,  что  запасы  нефтяных топлив ограничены.

К положительным особенностям ДВС стоит отнести также  то,  что  они могут

быть  соединены  практически с любым потребителем энергии.  Это объясняется

широкими   возможностями    получения    соответствующих характеристик

изменения мощности и крутящего момента этих двигателей. Рассматриваемые

двигатели  успешно   используются на автомобилях, тракторах,

сельскохозяйственных    машинах, тепловозах, судах, электростанциях и т.д.,

т.е. ДВС отличаются хорошей приспособляемостью к потребителю.

Сравнительно невысокая начальная стоимость,  компактность  и  малая масса

ДВС  позволили  широко  использовать  их на силовых установках, находящих

широкое применение и имеющих  небольшие  размеров  моторного отделения.

Установки с ДВС обладают большой автономностью. Даже самолеты с ДВС могут

летать десятки часов без пополнения горючего.

Важным положительным качеством ДВС является возможность их быстрого пуска   в

обычных   условиях.   Двигатели,   работающие  при  низких температурах,

снабжаются специальными устройствами для  облегчения  и ускорения  пуска.

После  пуска  двигатели  сравнительно  быстро могут принимать  полную

нагрузку.  ДВС  обладают   значительным   тормозным моментом,  что  очень

важно  при  использовании  их  на  транспортных установках.

Положительным качеством   дизелей   является   способность   одного двигателя

работать  на  многих  топливах.  Так  известны  конструкции автомобильных

многотопливных  двигателей,  а также судовых двигателей большой  мощности,

которые  работают  на  различных  топливах  -   от дизельного до котельного

мазута.

Но наряду  с   положительными   качествами   ДВС   обладают   рядом

недостатков.  Среди них ограниченное по сравнению, например с паровыми и

газовыми  турбинами  агрегатная  мощность,  высокий  уровень  шума,

относительно  большая  частота  вращения  коленчатого вала при пуске и

невозможность непосредственного соединения  его  с  ведущими  колесами

потребителя,  токсичность  выхлопных  газов,  возвратно-поступательное

движение поршня, ограничивающие частоту вращения и являющиеся причиной

появления неуравновешенных сил инерции и моментов от них.

Но невозможно было бы создание двигателей внутреннего сгорания,  их развития

и применения,  если бы не эффект теплового расширения. Ведь в процессе

теплового расширения нагретые  до  высокой  температуры  газы совершают

полезную  работу.  Вследствие  быстрого  сгорания  смеси  в цилиндре

двигателя внутреннего сгорания,  резко  повышается  давление, под

воздействием которого происходит перемещение поршня в цилиндре. А это-то и

есть та самая нужная технологическая  функция,  т.е.  силовое воздействие,

создание  больших  давлений, которую выполняет тепловое расширение,  и  ради

которой  это  явление  применяют   в   различных технологиях и в частности в

Информация о работе История создания тепловых двигателей