Вышивка крестом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:51, творческая работа

Описание работы

Мне всегда нравилось и нравиться делать что-то своими руками. Вышивать меня научила бабушка, она давно занимается этим мастерством, я долго наблюдала как она вышивает, и мне очень понравилось , я тоже решила попробовать. Вышивать приятно для души, это не сложно и очень познавательно. Я уже вышила крестиком несколько картин. Картины вышитые крестиком можно кому-нибудь подарить , а также повесить дома на стену , ведь каждая такая картина будет радовать глаз.

Содержание работы

1. Выбор идеи, её обоснование.
2. История русской вышивки.
3. Оформление вышивки.
4. Выбор материалов.
5. Схема вышивки.
6. План последовательной декоративно-прикладной работы

Файлы: 1 файл

технология.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

БОУ «Средняя общеобразовательная  школа №67»

 

 

 

 

 

Творческий  проект

по  технологии на тему:

« Вышивка  крестом. Натюрморт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 8А класса

Белоножко Ирина                  

Руководитель проекта: Сарсембаева Римма Мергеновна

2013г.

Содержание:

1. Выбор идеи, её обоснование.

2. История русской вышивки.

3. Оформление вышивки.

4. Выбор материалов.

5. Схема вышивки.

6. План последовательной  декоративно-прикладной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковый этап:

1.Обоснование выбора проекта и формирование задач

Мне всегда нравилось и нравиться делать что-то своими руками. Вышивать меня научила бабушка, она давно занимается этим мастерством, я долго наблюдала как она вышивает, и мне очень понравилось , я тоже решила попробовать. Вышивать приятно для души, это не сложно и очень познавательно. Я уже вышила крестиком несколько картин. Картины вышитые крестиком можно кому-нибудь подарить , а также повесить дома на стену , ведь каждая такая картина будет радовать глаз.

Задача состоит  в том , чтобы вышить на уроке технологии небольшую картинку «Натюрморт».

2.История русской вышивки.

 
История возникновения  вышивки крестом. 
 
Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение — декоративное. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала оставляло желать лучшего, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.  
Вышивка — это украшение различных материалов или уже готовых изделий сюжетными рисунками или орнаментом, выполняемых вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д. В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания в зависимости от уровня развития цивилизации были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Причем переход от примитивных орудий труда к более совершенным привел к изменению способов вышивания, появлению новых приемов, расширению границ используемых рисунков и орнаментов.  
Вышивка всегда тесным образом была связана с природой, бытом и трудом человека. В ней нашли отражение не только представления об окружающем мире, художественные пристрастия, но и национальное своеобразие. Историческое наследие, дошедшее до наших дней, позволяет лучше понять особенности каждого народа, его чаяния и надежды на будущее. 
С глубокой древности, с самого момента возникновения декоративная вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила ее, не сделала «пережитком прошлого», а, напротив, придала вышивке ценность, значимость и актуальность во все времена.  
Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V веками до н. э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство этой страны оказало огромное влияние на рукоделие Японии, России и других стран.  
 Истоки русской вышивки  
На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Все женщины от мала до велика владели им в совершенстве. Это было связано не только со стремлением русского народа к красоте. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Особенно это касается вышивания крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить от нечистой силы, дурного глаза и прочих напастей. Вооружившись обычной иглой, мастерицы превращали простую ткань в настоящее произведение художественного творчества.  
Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и развивалось вышивальное искусство. Находки, относящиеся к IX-XII векам, служат бесспорным тому подтверждением.  
В языческие времена основными изделиями, которые украшались вышивкой, являлись полотенца, простыни, скатерти, занавески и различные покрывала. Кроме того, мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах. Широкое применение вышитые изделия нашли не только в быту, но и при проведении различных ритуалов. Свадебные наряды жениха и невесты, полотенца, предназначенные для убранства капищ языческих идолов, могильных крестов и священных деревьев, обязательно украшались вышивкой. Помимо этого, мастерицы создавали декоративные миниатюры, где отображали природные пейзажи, бытовые сюжеты и т. д.  
После прихода на Русь христианства вышитые изделия приобрели новое значение. Украшать вышитыми полотенцами стали окна, иконы и зеркала. На всех значимых праздниках — таких, как рождение ребенка, крестины, венчание и т. д., — в качестве необходимого атрибута выступали работы рукодельниц. Существовало мнение, что вышитые изделия (особенно вышитые крестом) обладают защитной силой. Особенно ценными в этом отношении считались полотенца обыденные, то есть «об один день сделанные». Как правило, над созданием его работали несколько мастериц одновременно. Если, начав работу на рассвете, они успевали закончить ее до того, как сядет солнце, изделие считалось безупречно чистым, способным оберегать от злых сил, стихийных бедствий и различных болезней.  
Мотивы, используемые вышивальщицами для своих работ, были разнообразными. Часто можно встретить изображение человеческой фигуры с поднятыми вверх руками, священного дерева, символических райских птиц и сказочных животных. В узорах и орнаментах рукодельницы скрывали особый смысл. Так, например, ромб и круг символизировали солнце, а крючковатый крест — пожелание добра и взаимопонимания.  
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. Вплоть до XVIII века этим видом рукоделия занимались монахини и представительницы знати. Материалом для работы им служили дорогие ткани — такие, как бархат или шелк, а также драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. Украшали подобной вышивкой не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была дочь печально известного русского царя Бориса Годунова — Ксения. До наших дней сохранилось покрывало на церковный престол, выполненное ею в 1601 году. Используя драгоценные камни, золотые и серебряные нити, рукодельница изобразила на бархате лик Пресвятой Девы Марии, сына ее Христа, Иоанна Предтечу и поклоняющихся им Никона и Сергия Радонежского.  
В то же время при светлицах цариц и княгинь устраивали вышивальные мастерские. При этом хозяйка, как правило, и сама занималась рукоделием. Например, при дворе князей Луговских в Ростове мастерскую устроила жена князя Алексея Михайловича — Мария. Ее работы также отличались высокой художественностью и торжественным великолепием.  
Начиная с XVIII века, вышивание перестает быть привилегией знати и переходит в разряд обязательных занятий простых крестьянских девушек. Их работы выполнялись, безусловно, не из дорогих материалов, но художественная ценность их от этого была ничуть не меньше. Умело подобранные узоры, сочетание цветов, техника выполнения стежков помогали создавать им настоящие шедевры. Недаром труд вышивальщиц был воспет известными живописцами (В. А. Тропинин «Золотошвейка», В. Э. Борисов-Мусатов «За вышиванием»).  
Начиная с семи-восьмилетнего возраста девочки из крестьянских семей начинали готовить себе приданое к свадьбе. В него входили не только праздничная и будничная одежда, но и полотенца, скатерти, подзоры в расчете на несколько лет. Кроме того, необходимо было вышить специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приданого. Представленные работы позволяли присутствующим по достоинству оценить трудолюбие, аккуратность и мастерство невесты.  
Исследователи разделяют русские крестьянские вышивки на две группы: вышивки среднерусской полосы и вышивки северных областей. Каждая из групп имеет свои особенности выполнения, сочетания цветов и разнообразие узоров. Так, например, для северной вышивки наиболее характерно использование красных нитей и белой ткани (или наоборот). Для работ среднерусской полосы более привычно использование нитей разных цветов и разнообразных тканей, которые также могут выступать в качестве элемента узора.  
Орнамент и в той и в другой группе геометрический, зеркально отображающий друг друга. Чаще всего для вышивания используются следующие виды швов: косичка, козлик, счетная гладь, набор, мережки и крест. Мотивы, встречающиеся в орнаментах, — птицы (павлины, петухи и т. д.), кони, змеи, лягушки, цветущие деревья и женские фигуры, символизирующие плодородие. На одежде располагались вышитые детали, как правило, вдоль соединительных швов, по краю рукавов, на подолах, воротниках и разрезах.  
Русская вышивка была очень подвержена влиянию рукоделия Византии. Поэтому переплетение стилей часто присутствует в работах мастериц. Сочетание исконно русских мотивов с наследием иностранных школ вышивания привносит в этот вид рукоделия особую прелесть и неповторимость.

3.Оформление вышивки:  

Важно не только аккуратно выполнить вышивку, но и грамотно ее оформить. Перед тем, как приступить к вышивке, желательно решить как она будет оформлена и предусмотреть припуски ткани по всему периметру от 2 до 10 см в зависимости от узора, размера и назначения изделия.

После завершения работы вышивку необходимо выстирать и отгладить. Стирать следует в теплой воде, нейтральным мылом или гелем для стирки цветного белья, сильно тереть вышивку не рекомендуется. Затем хорошо прополоскайте под проточной холодной водой. Выжимайте вышивку только руками, но не выкручивайте, затем расправьте и дайте немного подсохнуть.

Гладить готовую вышивку можно только с изнанки, предварительно подложив несколько слоев ткани, не слишком горячим утюгом. Только в этом случае ваша работа сохранит выпуклость и объемность, которая характерна только для ручной вышивки.

При изготовлении таких вышитых изделий, как салфетки или скатерти, необходимо аккуратно и правильно обработать края изделия. Сделайте подгибку и подшейте край потайным швом, или прострочите на швейной машине. Изделие можно оформить по краю бахромой, кистями, помпонами, а также обвязать крючком.

Если вышитое изделие предназначено для экспонирования в рамке, то припуски по его периметру должны быть достаточными, чтобы укрепить вышивку на основе.

Если вы вставляете вышивку в рамку с паспарту, то незаполненный вышивкой край картины должен быть достаточно большим, чтобы полностью закрываться паспарту, для этого перед работой, раскроите ткань для вышивки на внутренний размер рамки.

Если вышитая картина выполнена на тонком материале, после отглаживания желательно приклеить с изнанки кусок флезелина, выступающего за размеры вышивки на 1,5-2 см. Эта простая хитрость не позволит перекоситься вашей вышивке при натягивании на подложку, а заодно дополнительно закрепит нитки на изнанке.

Натягивание вышивки на подложку.

Для тонких тканей:

Вырежьте кусок картона (оргалита) по размеру вышивки с припуском с каждой стороны, учитывая вырез рамки. На изнаночной стороне вышивки поместите кусок картона; наметанные и карандашные линии должны совпасть. Загните края ткани по углам и прикрепите к картону клейкой лентой (рис.а).

Обработайте одну сторону, потом другую; заверните вверх края ткани, закрепите их кусочками ленты (на расстоянии 2,5 см друг от друга). Отогнутые углы также закрепите клейкой лентой, плотно прижимая ткань, чтобы поверхность была ровной (рис.б).

Для плотных тканей:

Положите вышивку изнанкой вверх, поместите на ней кусок картона; отверните вверх края ткани на двух противоположных концах при отогнутых под углом 45 градусов углах и прошейте поперек суровой ниткой; проделайте то же самое с двумя другими сторонами. Туго натяните канву на картоне; зашейте отогнутые углы. Работайте натянутой нитью.

Теперь нужно подобрать рамку нужного цвета и соответствующего размера. Цвета ниток на вышивке должны повторяться в рамке.

Если Вы используете паспарту, подбирайте его так, чтобы его цвет гармонировал как с картиной, так и рамкой. Если немного пофантазировать, можно ее украсить бисером, пуговицами, крупой, ракушками и т.д.

Главное помнить, чтобы ваша рама не затмевала собой вышивку, а органично ее дополняла. Обычно вышивка не вставляется в рамку под стекло.

Закрепите вышивку в раме маленькими гвоздиками с изнанки. На равном расстоянии ввинтите ушки, проденьте в них суровую нитку, на которой и будет держаться ваша картина на стене. Нить не должна быть длинной, чтобы ее не было видно из-за картины.

Постарайтесь не вешать картину под прямые солнечные лучи. Со временем нитки могут выгореть. Если это уже произошло, попробуйте освежить краски вашей вышивки слабым раствором уксуса. 

 

 

Технологический этап:

1.Выбор материала.

Вышивка  крестом  – один из самых популярных видов  рукоделия, уходящее своими корнями  в эпоху первобытной  культуры, когда люди использовали стежки каменными  иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

На сегодняшний день для  того, чтобы заняться вышивкой, достаточно приобрести в магазинах рукоделия  специальные наборы для вышивки  крестом, в состав которых входит всё необходимое для работы (канва, нитки, схема, игла). При выборе набора необходимо обратить внимание на размер вышивки, производителя и качество мулине. Мулине может быть шерстяным или хлопковым. В набор его вкладывают или целыми мотками, или развешивают на специальные органайзеры, или вкладывают порезанными в пучке. В последнем случае придётся разбирать мулине по тонам самостоятельно.

Мой материал:

2.Схема вышивки.

В наборе очень  важна схема, по которой вышивается картинка. Символы на схеме должны хорошо читаться, быть достаточно крупными и контрастными. Схема должна быть как чёрно-белой символьной, так и цветной с символами или без них. Сегодня в магазинах рукоделия и в киосках с прессой можно также найти множество журналов со схемами вышивок и подробными инструкциями и рекомендациями.

В наборе который я купила, уже входила схема вышивки «Натюрморт».

Заключительный  этап:

1.План последовательной декоративно-прикладной работы.

1.Обработать  края канвы клеем либо вручную.

2.Произвести разметку  канвы, определить центр вышивки и канвы.

3.Вышиваем рисунок по  схеме.

4.Производим  ВТО вышивки.

5.Оформление вышивки.


Информация о работе Вышивка крестом