Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;

Содержание работы

Введение 3
1 Проблемы пожилых людей 5
1.1 Пожилые люди как социальная общность 5
1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 13
2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста 20
2.1 Система учреждений социального обслуживания 20
2.2 Беседа с клиентом 25
2.3 Оценочный анализ и ведение записей 30
Заключение 35
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

tekhnologiya_social'noi_raboty_s_pozhilymi_lyud'mi.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета. Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в процессе оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида.

Оценочный анализ -это  процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно  рекомендовать:

1. Развивать в себе  самоконтроль при рассмотрении  полученных данных.

2. Быть способным противостоять  обладающим более высоким статусом  или властью и выступать против  их мнения, если это необходимо.

3: Рассматривать все  оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний. Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения  записей является улучшение качества услуг.

Одной из трудностей для  начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться. Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях  должны содержаться: суть проблемы или  ситуации; доступные и необходимые  источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным  разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников [13, с.250].

Карта мониторинга состоит  из одного листа, на котором изображена матрица - 7 дней недели. По вертикали - дни недели, по горизонтали -критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

Итак, в ходе исследования, автором было выявлено, что оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных, а ведение записей начинает признаваться как основное умение, где возможно, принимают участие их клиенты.

 

з 
Заключение

 

Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

    1. социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и т.п.
    2. из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.
    3. в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста.
    4. в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.
    5. главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода.
    6. установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими путями.
    7. выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя  итог исследования, автор достиг поставленной цели, выявил социальные проблемы пожилых людей, решив следующие задачи:

    1. определил основные социальные проблемы пожилых людей.
    2. исследовал проблемы взаимодействия социального работника и пожилого человека.
    3. выявил основные формы обслуживания граждан.
    4. изучил ведение беседы социального работника с клиентом.
    5. анализировал приоритетные направления социального работника с пожилым человеком.

Практическая значимость исследования состоит в том, что  результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к  которым подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие рекомендации:

1 правительствам всех  стран в области социальной  поддержки пожилых людей:

- разработать национальную  политику в отношении престарелых, тем самым укрепляя связь между поколениями;

- защитить пожилых  людей от экономических потрясений;

- обеспечить качество  жизни в специализированных учреждениях  для престарелых;

2 социальному работнику  при работе с клиентами необходимо:

- реагировать на проблему  клиента таким образом, чтобы  передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

- иметь навык межличностного  общения;

- пытаться устранить  барьеры общения, приводящие к  непониманию.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование условий жизни пожилых людей.

 

Список использованных источников

 

1 Холостова Е.И. Социальная  работа с пожилыми людьми: Учебное  пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.

2 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

3 Дементьева Н.Ф., Устинова  Э.В. Формы и методы медико-социальной  реабилитации нетрудоспособных  граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.

4 Холостова Е.И. Пожилой  человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологический институт, 1999.-320с.

5 Возраст мудрости  – возраст созидания / Программа  развития ООН. – М., 1999. -75с.

6 Черносвитов Е.В. Социальная  медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

7 Лексин В.Н., Шевцов  А.Н. Общая теория реформ. Теория  и практика организации проведения реформ – М., 1995. -123с.

8 Человек и труд, 1996, №11. – 55с.

9 Архитектурная среда  обитания инвалидов и престарелых  / Под ред. В.К. Степанова. М.: Стройиздат, 1989.-213с.

10 Кропоткин П. Взаимная помощь  как фактор эволюции. Т.7. – СПб., 1987. -350с.

11 Баранова М.Н., Черносвитов Е.В.  Неврозоподобные состояния в  общесоматической практике. Тбилиси, 1990. – 240с.

12 Толстой Л. О старости СПб., 1906. – 180с.

13 Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М., 1995. – 334с.

14 1 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф.  Социальная реабилитация: Учебное  пособие. – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2002. –340с.




Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми