Технология производства стеклянных елочных игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 18:46, доклад

Описание работы

В докладе представлены все этапы производства от дутья до покраски.

Содержание работы

Введение.
1. Виды стеклянных елочных игрушек.
2. Технология производства.
• Дутье изделий.
o Изготовление изделий свободной выдувки.
o Изготовление изделий формовой выдувки.
• Серебрение.
• Покраска украшений.
• Художественное оформление.
o Кистевая роспись изделия.
o Тональная роспись.
o Роспись изделия при помощи тампона.
o Декорирование изделий методом «резьба».
o Другие способы декорирования.
• Окончательная обработка.
3. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ!!!!!!!.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

  1. Виды стеклянных елочных игрушек.
  2. Технология производства.
    • Дутье изделий.
      • Изготовление изделий свободной выдувки.
      • Изготовление изделий формовой выдувки.
    • Серебрение.
    • Покраска украшений.
    • Художественное оформление.
      • Кистевая роспись изделия.
      • Тональная роспись.
      • Роспись изделия при помощи тампона.
      • Декорирование изделий методом «резьба».
      • Другие способы декорирования.
    • Окончательная обработка.
  3. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Елочные игрушки, выдувающиеся стеклодувами, кажутся эталоном качества и стеклодувного мастерства вообще. В настоящее время елочные украшения изготавливаются с применением новейших технологий, что делает их не только не менее красивыми, но еще и более качественными и долговечными в эксплуатации. Однако процесс производства стеклянных елочных игрушек до сих пор основан на применении ручного труда.

 

1. Виды елочных игрушек.

Разнообразие форм и расцветок елочных украшений, которые доступны сегодня, просто поражает.

Елочные игрушки делятся на:

  • Верхушки
  • Шары
    • Цветные однотонные шары
    • Стеклянные шары с ручной росписью
  • Формовые изделия
    • Стеклянные фигурки
    • Колокольчики
    • Подвески
    • Шишки
  • Гирлянды из шаров

 

 

2. Технология производства.

Дутье изделий.

Для  художественных стеклодувных работ рекомендуется так называемое молибденовое стекло, главной составной частью, которого является кремнезем. Молибденовое стекло имеет следующий химический состав, масс %:

SiO2 – 68,0;

B2O3 – 20,0;

Al2O3 – 3,0;

Na2O3 – 4,0;

K2O – 3,0.

Молибденовое стекло отличается механической стойкостью и термостойкостью. Главное его достоинство – способность выдерживать сложную обработку в пламени.

Исходным материалом для стеклодувных работ являются стеклянные трубки и стеклянные монолитные стержни различного диаметра. Стеклянные трубки, применяемые в стеклодувном искусстве принято называть стеклодротом.

 Стадии подготовки стекла к дутью производятся вручную и подразделяются на калибровку стеклотрубки, его промывку, сушку и протирку.  Для разных украшений используется стеклянная трубка своего диаметра и со своей толщиной стенок.

 

Изготовление изделий свободной выдувки

Изготовление декоративных, геометрических, сюжетных фигур производится вручную одно-, двух-, трех- и многоступенчатым способом.

Разогрев стеклотрубки стеклодув осуществляет на стеклоплавильной горелке. Отрегулировав размер пламени горелки для создания нужной температуры стеклотрубки (стеклодрота), стеклодув равномерно вращает стеклодрот, разогревает его до состояния полного размягчения, что определяется по цвету и текучести, затем вдувает воздух до полного формирования изделия.

Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, соблюдение равномерности вращения производится визуально и интуитивно - "на глазок".

Способность стекла быстро остывать создает внутреннее напряжение, поэтому для получения прочного тонкостенного стеклянного изделия требуется определенное умение. Тонкость этой работы заключается в том, что стеклодув должен набрать в лёгкие воздуха ровно столько, сколько нужно для создания шарика требуемого диаметра. При этом шар нужно постоянно вращать вокруг своей оси, иначе неостывшее стекло просто обвиснет. Несмотря на сложность процесса, стеклодувы легко выдувают шарики, укладываясь в допуск 0,2 мм. Тем не менее, после каждого выдува шарика он проверяется на специальном шаблоне.

Во время изготовления изделия ручным способом стеклодув использует от 6 до 23 приемов.

Елочные украшения дуются в один ус, в два уса, изготавливаются с припоем, могут иметь конусную поверхность, правильные грани, витые грани - все это достигается многоразовым помещением уже выдутой заготовки повторно в пламя горелки для размягчения стекла, поддувом воздуха изо рта после каждого размягчения.

Стеклодув придает изделию индивидуальную пластическую форму (применяет метод творческого варьирования). Чтобы создать изделие в виде традиционного "прожектора", стеклодув пользуется деревянным карандашом или штампом, на котором отображен задуманный художником рисунок.

Стеклодув разогревает определенную зону на шаре и вдавливает штамп или карандаш в размягченную зону шара, одновременно через "ус" втягивая воздух в себя.

Изготовление изделий формовой выдувки

Фигурные изделия, получают свою жизнь сначала на эскизах художников, которые затем лепят их образцы из пластилина, изготавливают гипсовые модели, а затем гипсовые формы.

После апробации этих форм и прохождения художественно-технического Совета на их основе изготавливается оснастка - металлические формы для изготовления изделий формовой выдувки.

Для получения изделий формовой выдувки разогретая "пулька" помещается в форму и раздувается воздухом, затем форма, состоящая из двух половинок, раскрывается, и игрушка обжигается на пламени стеклоплавильной горелки для снятия напряжения.

Использование форм позволяет иметь широкий ассортимент изделий не только свободной выдувки, но и более сложной конфигурации. 

 

 

Серебрение.

Процесс серебрения заключается в том, что стекло покрывают тонким слоем металлического серебра, отражающим свет. Отражающую пленку серебра наносят на поверхность стекла главным образом химическим способом. Сущность процесса химического серебрения основана на реакции восстановления металлического серебра из серебрильного раствора. При серебрении применяются окись серебра, нитрат серебра, водный раствор аммиака, а также водный раствор едкого натра. Серебрение елочных игрушек проводят двумя методами: холодным и горячим.

При холодном методе процесс серебрения протекает при комнатной температуре, но довольно медленно – в течение 15-20 мин. Этот метод применяют для изделий, имеющих два конца, т.е. для тех, которые могут находится в вертикальном положении, например палочка, состоящая из нескольких бусин.

Горючему серебрению подвергают полуфабрикат изделия, имеющий один отросток, например шары. Внутрь украшения впрыскивается серебрильный раствор. Ёлочная игрушка с этой смесью помещается в горячую воду нагретую до 90°С, происходит реакция и серебро осаждается (эта реакция называется «реакция серебряного зеркала»), закрепляясь на внутренних стенках. Украшение несколько раз встряхивается, чтобы серебро равномерно покрывало стенки. После чего оставшийся раствор выливается.

 

 

 

Покраска.

По сравнению с другими материалами стеклянные шары обладают поверхностью, не имеющей пор. Поэтому покраска обычными красками (например, масляными) малопригодна. По этой причине для покраски елочных игрушек, чаще всего, используют краски, называемые силикатными или минеральными. Различают прозрачные и непрозрачные силикатные краски. Последние правильнее называть эмалями. Силикатные краски закрепляются на стекле при температуре начала его размягчения (550°…570°С).

Посеребренные шарики протираются тряпочкой и обмакиваются в краску. При этом очень важна ее консистенция: если краска слишком густая, на шаре останутся потеки, если слишком жидкая — пробелы. Также погружать изделие надо, постепенно и одновременно вращая его, чтобы при погружении оно не увлекло за собой воздух, который в виде пузырьков может остаться под пленкой и испортить покрытие.

Выкрашенные изделие отправляют в печь — здесь они высыхают под лампами. Игрушки устанавливаются строго вертикально, чтобы не было затёков. Реостатом регулируется напряжение, подаваемое на лампы, и, соответственно, температура.

После просушки декоративного лакирующего слоя с "усиков" вручную ветошью удаляются остатки песка или опилок, и изделие складывается в лотки.

 

 

Художественное оформление.

Если оно не требуется, изделие может миновать этот этап и сразу уйти на обрезку.

Художественные свойства игрушки определяются различными способами декорирования поверхности.

При декорировании стеклянных елочных украшений широко используется метод творческого варьирования.

 

 

Кистевая роспись изделия

Основой декорирования неизменно остается многоцветная кистевая мазковая роспись, создающая широкое разнообразие.

В ручной росписи на сферических и сложных поверхностях используется изобразительный и орнаментальный рисунок. В сюжетных композициях фольклорные образы.

Для нанесения рисунка по контуру тонкими, прямыми, отрывистыми и волнистыми линиями используется "фунтик".

 

 

 

Тональная роспись

При тональной росписи изделий используется краскораспылитель: изделие многослойно окрашивается в разные краски и принимает мягкие тональные цветовые переходы или на поверхности изделия создается эффект "тумана".

Роспись изделия при помощи тампона

Тампон вручную окунается в краску. Лишняя краска снимается на стекло, затем краска на тампоне наносится на поверхность изделия по рисунку. Затем рисунок декорируется "фунтиком" или оттеняется мазковой росписью.

Декорирование изделий методом "резьба"

На предварительно подготовленную поверхность изделий карандашом наносится рисунок. Затем лакирующий и зеркальный слои снимаются с поверхности изделия по рисунку острым режущим инструментом.

Для завершения рисунок оформляется кистью, "фунтиком".

Другие способы декорирования

Декорирование изделий производится также методом присыпания акрилатовым порошком, присыпкой из полиэтилентерефталатной пленки, искусственным "снегом" и другими материалами по предварительно нанесенному на поверхность клеем или краской рисунку.

При всех методах декорирования широко используется варьирование рисунков и обработки поверхности.

Стоит заметить, что каждая художница может разрисовать от 50 до 100 шаров в день.

 

 

 

Окончательная обработка изделий.

Изделия поступают на обрезку усиков оставшихся после выдувки. Обрезка усов производится вручную стальным ножом на специальных стеклорезальных станках.

Стеклянные изделия, подлежащие обрезке, подносятся к вращающемуся диску. Работник медленно поворачивает изделие с усиком, слегка нажимая на усик ножом, и обрезает его на заданную длину.

Изделие после обрезки усиков армируется путем одевания на горловину колпачка с проволочкой. Готовые изделия упаковываются в индивидуальную красочную упаковку или формируются в наборы, после чего упаковываются в транспортную тару.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ланцетти А.Т., Нестеренко М.Л. Изготовление художественного стекла. – М: «Высшая школа», 1987 г.
  2. Сергеев Ю.П. Выполнение художественных изделий из стекла. –М: Высшая школа, 1984 г.
  3. Лапковский В.М., Овешникова Ф.И. Елочная игрушка.-М: Современник, 1969
  4. Легошин А.Т., Мануйлов Л.А. Стеклодувное дело. – М: «Высшая школа», 1985 г.
  5. Храмков В.П., Чугунов Е.А. Материалы для производства и обработки стекла и стеклоизделий. – М: «Высшая школа», 1987 г.
  6. Брудная Л.И., Гуревич З.М. Дмитриева О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев. – М: Респекс, 1996 г.
  7. Материалы с сайта www.christmasheaven.ru

 

 


 



Информация о работе Технология производства стеклянных елочных игрушек