Технология изготовления лыж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:01, контрольная работа

Описание работы

Охотничьи лыжи делаются из дерева, срубленного, по возможности, зимой, или из досок В последнем случае доска, предназначенная для лыжи, должна быть толста, суха, прямослойна и без сучков При работе из инструментов необходимы рубанок, стамеска и острый нож Качество лыж, сделанных из досок, будет много хуже.

Файлы: 1 файл

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОХОТНИЧЬИХ ЛЫЖ.docx

— 172.95 Кб (Скачать файл)

От составителя. Обтянутые камусом лыжи – вещь очень ценная, требуют бережного хранения. Самым страшным врагом камуса является моль и кожеед. За одно, лето при неправильном хранении, моль может полностью уничтожить ворс камуса. Рекомендуют перед укладкой камусных лыж на хранение Сложить их скользящими сторонами друг к другу и проложить между ними газету, смоченную керосином. Наверняка, моль и кожееда это отпугнёт, а, заодно, и всех домашних жителей. Зимой вас будут чувствовать за версту. Хороший, современный способ мне подсказал опытный таксидермист – берутся два больших п/этиленовых пакета, одеваются сверху и снизу на связанные скользящими сторонами друг к другу лыжи и в пакеты впрыскивается «Дихлофос». Стык пакетов заклеивается скотчем, пакеты завязываются. Через сутки пакеты снимаются и ещё через сутки исчезает запах «Дихлофоса». Такая обработка производится два раза в год – в марте и в июле. (В.С.)

КРЕПЛЕНИЕ ЛЫЖ 

Окрестности нашей полярной станции  изобилуют неровными холмами, оканчивающимися  обрывами, крутыми склонами, оврагами. Зимой кое-где снег «по уши», а  кое-где желтеет прошлогодняя трава. Охота по куропаткам и проверка капканов требуют умения делать резкие повороты, преодолевать крутые спуски и подъемы. На лыжах с обычным полужестким  креплением нередко «гремишь костями», сам того не ожидая, гораздо удобнее  простое крепление, применяемое  большинством наших охотников.

Схема крепления лыж.

Основной ремень (стоящий на скобе) захватывает носок обуви сразу  же за пальцами ноги. К нему крепится ремешок, затягиваемый на подъеме в  перекрест (см. рис. ). Для «ведущей» ноги (у меня для левой) этот ремешок перекрещивается дважды. Тогда лыжа сидит на этой ноге прочно, а нога «чувствует» лыжу. Натяжение ремешка должно позволять в любой момент (например, при падении) выдернуть носок из-под переднего ремня крепления. Вторая лыжа крепится так же, но крепление облегает обувь свободнее, носок уходит под передний ремень глубже, второй ремешок перекрещивается один раз. Общий вид крепления лыжи на ноге показан на рисунке. На крутых подъемах правая лыжа заменяет мне палку.

При падении или при желании  сойти с лыж рекомендуемое  нами крепление позволяет освобождать  ноги почти автоматически. Оно не раз спасало меня от ушибов и вывихов.

 

Эта незначительная «модернизация» крепления  превратила мои стандартные лесные лыжи в сущие вездеходы.

СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ЛЫЖ 

 

Я охотник- любитель с 10 лет, сейчас мне 45 лет, и в последние годы я  увлекся охотой на лис с норной собакой А при этой охоте приходится неоднократно снимать и одевать лыжи. Я перепробовал много креплений на лыжи, но все они меня не устраивали И я придумал свой способ крепления, может, кому он и пригодится.

Берется валенок, подшивается, а на носок пришиваю войлок от валенка  и обшиваю кожей, а на лыжу ставлю прорезиненный ремень от гужа. Ремень шириной 2-4 см я подгоняю точно по валенку. Теперь остается вдеть в  ремень валенок, и лыжа крепко держится на ноге. Чтобы снять лыжу, нужно  только приподнять пятку - и лыжа снимется. Валенок я обрезаю коротко, так  как поверху надеваю маскхалат. Под кожу на носок накладываю два  слоя войлока, прошиваю, а потом обшиваю кожей Кожа должна быть до сгиба, так как прорезиненный ремень протрет валенок. Кожа берется от хромового сапога.

Кому лень шить, может отрезать от автомобильной камеры резиновое  кольцо и надеть под носок валенка  и на пятку Камера берется от грузового  автомобиля. Ремень тоже прорезиненный 

 

 

 

Старый охотник из г. Нижнеудинска П. И. Ляпцин пишет, что крепить лыжи ремнями долго, на морозе за это время успевают закоченеть руки. На своем опыте он убедился, что гораздо проще на носке валенка пришить дратвой валяный же бобышек (см. рис. ). Достаточно повыше приподнять пятку ноги, сунуть под ремень носок валенка с бобышкой - и лыжа надета.

УДОБНЫЕ КРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ  ОХОТНИЧЬИХ ЛЫЖ 

На охоте обычные лыжные крепления  неудобны и зачастую очень сильно досаждают охотнику.

Приспособление для крепления  лыж к обуви: а - проволочный крючок, б - пряжка крепежного ремня, в - свободный  конец крепежного ремня, г - ушки крючка, д - крепление в сборе и в соединении с лыжей

Наша местность, примыкающая к  Карелии, изобилует оврагами, холмами  и лощинами. Кроме того, в лесу приходится преодолевать завалы деревьев, густые заросли кустарника и т. п. Поэтому большинство охотников  пользуется лыжами с одним носковым ремнем без пяточного крепления, что также очень неудобно. Все это заставило меня задуматься над усовершенствованием лыжного крепления Вот уже несколько лет я применяю простое и удобное приспособление, которое не уступит любым другим креплениям (см. рис)

Носковый, основной, ремень можно сделать с пряжкой, сшитый или, как встречается у имеющихся в продаже мягких креплений, с концами, затягиваемыми сыромятными ремешками. Для надежной связи ноги с лыжей я беру кусок нежесткой проволоки диаметром в 4-4, 5 мм и делаю загиб высотой 15-20 мм. Затем на свободных концах этого крючка делаю ушки высотой 25-30 мм, а концы закручиваю или запаиваю, предварительно пропустив их через прорези ремня, имеющего ширину 20-25 мм. Ремень предназначен для прочного соединения проволочного крючка с обувью. Конец ремня, имеющий пряжку, должен быть оставлен такой длины, чтобы она приходилась сбоку, снаружи голеностопного сустава ноги. Крепежный ремень можно, соединять с ушками крючка и с помощью завязи узлов, оставив между ушками расстояние в 25-30 мм. Свободный конец ремня нужно оставить длиннее, чтобы было удобнее застегивать приспособление на голенище сапог или валенок.

Длину крючка из проволоки нужно  сделать по размеру своей обуви, чтобы загиб приходился над большим  пальцем ноги

При ходьбе в любых условиях лыжи не спадают, а при падении или  при какой-либо другой необходимости  от них можно мгновенно освободиться.

ЛЫЖНОЕ КРЕПЛЕНИЕ С  ФИКСАЦИЕЙ ПЯТКИ

 

Лыжное крепление. 1 – носовая  бобышка (фанера 6 мм), 2 – задняя подкладка (фанера 4 мм), 3 – листовая резина S =2 мм), 4 – гибкая площадка (транспортерная лента S =6 –10 мм), 5 – скоба (сналь-нержавейка S =0,5, ширина – 25 мм), 6 - кольца треугольные 25 х 25 х 35 мм (проволока o3мм), 7 – носковый ремень, 8 – подъёмный ремешок (нейлоновая лента шириной 35 мм), 9 – пяточный ремень (нейлоновая лента шириной 25 мм).

Традиционные крепления охотничьих лыж относятся к «мягким» креплениям. Правильно подогнанные по обуви  носковые петли креплений охватывают стопу только до места сгиба пальцев. Применение такого типа крепления очевидно – оно позволяет использовать любую обувь, быстро сбросить лыжи в случае необходимости. В то же время эти крепления имеют и существенный недостаток – при ходьбе трудно повернуть лыжу. Поднятая на весу лыжа, упершись в прутик толщиной чуть толще спички ни в какую не хочет поворачиваться, хотя пятка ноги уже повернулась градусов на сорок пять. Попытка отгрести в сторону носком лыжи снег становится весьма затруднительной. Длинный пяточный ремень, идущий от носкового, часто спадает с пятки (если на заднике обуви нет специального «прилива». Полностью этот недостаток устранён в предлагаемом креплении.

Конструкция крепления и его  работа понятны из рисунка. Размеры  не даны специально, т.к. они определяются габаритами обуви.

Немного об изготовлении. Толщина  носовой бобышки должна быть равной сумме толщин листовой резины и задней подкладки. Если резина будет более  тонкая, то придется срезать один слой шпона фанеры, Если резина более  толстая, то нужно будет изготовить носовую бобышку или из двух слоёв 4 мм фанеры или из 10 мм, срезав один или два слоя шпона. Фанерные детали (носовую бобышку и заднюю подкладку) надо, перед установкой, покрыть  лаком со всех сторон. Если этого  не сделать, то они начнут подгнивать снизу и под ними начнет гнить  древесина лыжи. Ширина окна между  носовой бобышкой и задней подкладкой равна ширине носкового ремня.

Листовую резину, вырезают на 2 мм шире и длиннее, чем задняя подкладка. А прибивают резину скобочками вровень  с краями задней подкладки. Резина вспучивается небольшим «горбом» и не даёт образовываться льду под подвижной частью гибкой площадки. Скобочки, изготовленные  из нержавеющей стальной проволоки  ( нержавеющая контровочная проволока o1 мм) забиваются степлером в лыжу, проходя насквозь резинку и подкладку.

Гибкая площадка изготавливается  из транспортёрной ленты. В моём распоряжении была транспортёрная лента толщиной 10 мм. Было очевидно, что, сгибая такую  толстую площадку, подъемная лента  будет сильно давить на обувь и  подъем ступни. Для уменьшения усилия изгиба на ленте был вырезан поперечный паз треугольного сечения. Паз прорезан только в резине и не затрагивает  корд ленты. Оказалось, что достаточно прорезать паз только с одной  стороны. Если бы этого было мало и  усилие изгиба осталось большим, то пришлось бы вырезать аналогичный паз и  в нижней поверхности гибкой площадки. Уверен, что при изготовлении гибкой площадки из транспортёрной ленты толщиной 5 – 6 мм никакого паза вообще не потребуется.

 

Скоба с треугольными кольцами устанавливается  на гибкой площадке напротив лодыжек. К 10 мм транспортерной ленте гибкой площадки она прикреплена тремя  оцинкованными шурупами o4 мм с головками «в потай» (на рисунке не показаны). Выступающие концы шурупов спилены. При более тонкой гибкой площадке скобу придётся приклепать к ней заклёпками.

Треугольные кольца изготовлены из 3 мм проволоки (стальная, покрытая медью  – используется при устройстве линий  электропередач.). Кольца гнулись с  использованием в качестве оправки  стального уголка 25 х 25 мм. Стык концов проволоки кольца сделан посередине длинной стороны и спаян оловянным припоем. Спайка не только упрочняет кольцо, но и предохраняет капроновую ленту от протирания по месту стыка концов проволоки.

Гибкая площадка устанавливается  поверх резины и носовой бобышки, перекрывая окно для носкового ремня. Крепится оцинкованными шурупами o5 мм с головками «в потай». Два ряда шурупов устанавливаются по краям окна для носкового ремня. Передний ряд проходит насквозь через носовую бобышку в дерево лыжи. Задний ряд проходит насквозь через лист резины и подкладку в дерево лыжи. В случае необходимости, дополнительно, можно прикрепить площадку по переднему контуру, не выходя за контуры носовой бобышки. Если считаете нужным, то можно зафиксировать носковый ремень в окне, пропустив шуруп сквозь гибкую площадку.

Засверливая отверстия под шурупы ни в коем случае не просверлите лыжу насквозь! Тщательно рассчитайте и проверьте длину крепёжных шурупов, чтобы они не прошли лыжу насквозь.

Подъёмный и пяточный ремни могут  быть пришиты к кольцам одним  концом, а вторым продеваться в  другое кольцо и крепиться «репейной  застёжкой». Могут быть и съёмные, с пряжкой.

 

ЛЫЖИ 

Хорошая лыжа не имеет сучков. Взгляните  вдоль скользящей поверхности голицы: ее желобок (иногда охотничьи лыжи делаются и без желобка) должен быть прямым. Проверить, не «скрутилась» ли при сушке  лыжа, совсем нетрудно. Для этого  положите на концы ее скользящей поверхности  по карандашу (поперек) и снова взгляните  вдоль лыжи так, как вы смотрите на свет стволы своего ружья. Если карандаши  при этом окажутся параллельными, то лыжа не перекручена.

Лыжи должны быть достаточно упругими. Очень «мягкие» обычно непрочны, а  «жесткие» не пружинят на буграх и  впадинах; ходить на таких лыжах  тяжело.

Вернувшись с охоты, следует  удалить с лыж снег, протереть  их тряпкой и поставить (в голицы) распорки.

Не менее двух раз за зиму скользящую поверхность голиц надо пропитывать  смолой или жидкой оттепельной лыжной мазью. Для этого смола наносится  толстым слоем, а затем прогревается паяльной лампой над примусом, керосинкой и т. п. Невпитавшаяся смола удаляется сухой тряпкой. Пропитавшаяся же поверхность принимает ровный темно-коричневый цвет. Пропитанные смолой лыжи сырости не боятся.

 

РЕМОНТ ЛЫЖ 

Накладка из деревяшки. Скрепление гвоздиками

Мелкие выбоины и царапины на скользящей стороне лыж можно  зашлифовать наждачной шкуркой  или осколком стекла. При нужде  на поврежденное место врезается  заплата из жести.

Треснутые места лыжи заклеиваются казеиновым, рыбным или столярным  клеем. Затем дрелью (диаметром 1, 5 мм) по краям трещины провертываются отверстия, через которые пропускается медная или железная проволока. Концы  проволоки закрепляются на ребрах лыж  в уровень с поверхностью. Поверх лыжи на трещину положите жесть или  фанеру, закрепите их мелкими гвоздиками или шурупами.

Небольшие трещины можно заделать замазкой, рекомендуемой заслуженным  мастером спорта, кандидатом технических  наук В. Поликарповым: смесью мелко  раздробленной сосновой коры, воска  и древесных опилок. Эту замазку  применяют в нагретом виде.

РЕМОНТ ЛЫЖ 

Промысловые лыжи делаются тонкими - в 6-8 мм толщины, иначе они были бы слишком тяжелыми и недостаточно упругими. Для прочности и хорошего скольжения, а главное - для того чтобы они не «буксовали» при  подъеме в гору, лыжи подклеиваются  камусом, т. е. шкурой с ног оленей.

Такие лыжи, изготовление которых  требует известного мастерства, обычно дороги, их трудно достать, и поэтому  охотник должен уметь их ремонтировать. Это часто бывает необходимо непосредственно  на охоте, например при поломке их.

Для этого из мерзлой березовой  палки делают так называемый «бычок»  и подвязывают его с нижней стороны дратвой. Бычок представляет собой полуметровую палку толщиной 10-12 мм, концы которой застругиваются на конус. Одна сторона бычка, примыкающая  к камусу, делается плоской, тогда как другая остается полукруглой.

Передний конец бычка вводится через сделанный прорез под камус, а середина и задний конец плотно подтягиваются к камусу дратвой. Чтобы дратва не мешала скольжению лыжи и не перетиралась в бычке, необходимо прорезать для него соответствующие углубления. Дерево берется сырое (мерзлое), так как оно хорошо скользит и обладает достаточной прочностью. Для того чтобы сделать ремонт, надо иметь при себе шило, иглу и дратву. Добавочный вес к лыже оказывается настолько незначительным, а погиб его в месте излома так невелик, что на отремонтированных лыжах я проходил еще два промысловых сезона. Нередко передние концы лыж от долгой работы выпрямляются. Лыжи начинают нырять в снег. Это очень утомляет охотника, заставляя его часто останавливаться, стряхивать с лыж зачерпнутый снег, а иногда и отказаться от дальнейшей охоты.

Информация о работе Технология изготовления лыж