Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Начало развития информационных технологий приходится на 60-е годы XX века, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет в конце 90-х годов XX века вызвали бурный рост отрасли информационных технологий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….3
1. Организационно-экономическая сущность стратегического менеджмента на предприятии………………………………………………………………………5
2. Функциональные задачи стратегического менеджмента. Их реализация в условиях ИТ………………………………………………………………………...10
3. ИТ стратегического менеджмента на предприятии……………………...18
Заключение…………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………….......27

Файлы: 1 файл

Реферат по инф.тех.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Российский государственный  профессионально – педагогический университет»

Институт информатики

Кафедра информационных технологий

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Автоматизированные информационные технологии в экономике»

на тему: «Информационные  технологии стратегического менеджмента  на предприятии»

Специальность        050501    Профессиональное обучение

                                             (экономика и управление)

Специализация                                  Государственное и муниципальное

                                        управление экономикой

 

Выполнил                               Студентка гр. ЗЭТ – 519

                                                Манакова Наталья Николаевна

                                                Шифр зачетной книжки 086353

 

Проверил 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

1. Организационно-экономическая сущность стратегического менеджмента на предприятии………………………………………………………………………5

2. Функциональные задачи стратегического менеджмента. Их реализация в условиях ИТ………………………………………………………………………...10

3. ИТ стратегического менеджмента на предприятии……………………...18

Заключение…………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………….......27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Начало развития информационных технологий приходится на 60-е годы XX века, вместе с появлением и развитием  первых информационных систем (ИС). Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет в конце 90-х годов XX века вызвали бурный рост отрасли информационных технологий.

Под информационными  технологиями (ИТ, от англ. information technology, IT) понимается совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

Однако специфика современных  ИТ заключается в том, что они  проникают прежде всего в сферу  интеллектуального труда.

Возникновение современных  ИТ имеет своим последствием создание интеллектуальной технологии, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории мировых цивилизаций и культур. Этот феномен состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческого мозга и традиционных средств связи, но и с помощью совершенно новых технических устройств, заложивших материальную базу информационного общества.

Следовательно, роль современных  ИТ не сводится к чисто количественным показателям, как, например, освобождение от рутинных и громоздких операций. Основное значение от внедрения современных ИТ - радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества.

Информационные технологии являются катализатором возможного создания действительно интегрированной  мировой экономики и порождают важные вопросы, касающиеся политики, экономики и общества в целом.

С точки зрения интересов  компаний ИТ являются основным средством  глобализации, инноваций в области  производства и обслуживания и оказывают  влияние на стратегические вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационно-экономическая  сущность стратегического менеджмента  на предприятии

Под стратегическим менеджментом на предприятии понимается система  поведения предприятия на длительный период времени, означающая выбор одного из альтернативных направлений его экономического развития и механизма выживания в цивилизованных рыночных отношениях. Выбор направления развития предполагает определение долгосрочных целевых установок с учетом внутренних возможностей предприятия и реальных условий внешней среды, формулирование взаимосвязанных стратегических задач для достижения цели и разработку мероприятий для их реализации. Механизм выживания связан с корректировкой, целевых установок, стратегических задач и мероприятий. Необходимость корректировки определяется новыми проблемами, возникающими в процессе реализации целевых установок.

Вопрос длительности периода времени для стратегического  менеджмента является дискуссионным  в зарубежной и отечественной  литературе. Установлены несколько  временных уровней — от одного года до трех лет, от трех до пяти, от пяти до десяти, от десяти до пятнадцати, от пятнадцати до двадцати лет. Однако понятие стратегии может использоваться при необходимости управления объектом во временные периоды менее одного года и также менее месяца, например, на неделю. Общепризнанным является рассмотрение стратегических целевых установок на период от двух до пяти лет. Стратегический менеджмент опирается на три основных направления экономического развития предприятия. Первые два управления ориентированы на расширение производства и освоение новых рынков сбыта. Одно из них связано с диверсификацией экономической деятельности предприятия, т. е. расширением разнообразия выпускаемой продукции, которое может выходить за рамки основной деятельности. В этом случае предприятие стремится к реализации следующих целевых установок: повышению общего объема производства и продаж, увеличению доли на сложившихся рынках и освоению новых рынков сбыта. Второе направление представляет собой диверсификацию производства, что предполагает расширение номенклатуры выпускаемой продукции только по основной деятельности предприятия. Целевые установки предприятия направлены на снижение сроков освоения новых видов продукции, увеличение объемов их производства, проникновение на новые рынки сбыта и вытеснение устаревших видов продукции. Третье направление предполагает максимальное использование возможностей сложившегося состояния производства и существующих рынков сбыта. В связи с этим целевыми установками являются повышение качества продукции и увеличение доли сервисных услуг. Критерием правильного выбора стратегического направления является прирост прибыли в установленные временные периоды. Формулирование стратегических задач для достижения цели предполагает выбор стратегических решений по внедрению новых технологий в производство и управление, совершенствованию организации производства и управления, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Концептуальная схема стратегического менеджмента на предприятии представлена на рис. 1.

Рис. 1. Концептуальная схема стратегического менеджмента на предприятии

 

Разработка мероприятий  по реализации стратегических задач  связана с их определением и распределением по временным периодам и ответственным исполнителям, что находит отражение в бизнес-плане. Бизнес-план представляет собой комплексный документ, состоящий из разделов, структура и содержание которых строго не регламентированы. Основными разделами являются следующие:

• цели и задачи стратегической деятельности предприятия;

• обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии;

• характеристика продукции;

• анализ и оценка конъюнктуры  рынка сбыта;

• производственная программа;

• ресурсное обеспечение;

• финансовый план;

• эффективность стратегических решений;

• организационный план реализации стратегических целевых  установок.

Бизнес-план является основополагающим документом, раскрывающим организационно-экономическую  сущность стратегического менеджмента на предприятии как одной из функциональных подсистем управления.

Организационная сущность стратегического менеджмента находит  отражение в строгой регламентированной последовательности разработки составных  частей бизнес-плана. Указываются подразделения предприятия, ответственные за выполнение соответствующих разделов, и устанавливаются взаимоотношения между предприятием и внешними организациями, к которым относятся администрация региона, банки, экологические службы и предприятия — поставщики оборудования, ресурсов и информационных технологий. Стратегический менеджмент в экономическом отношении представляет собой последовательный расчет комплекса показателей функциональных задач, реализующихся в различных разделах бизнес-плана и определяющих их взаимосвязь (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь комплекса показателей функциональных задач по разделам бизнес-плана

 

1. Раздел «Цели и задачи стратегической деятельности предприятия» является ориентиром к внедрению стратегических направлений, целевых установок и задач.

2. В разделе «Обобщенное резюме, основные параметры и показатели стратегии» раскрывается значимость данного предприятия для: экономического и социального развития страны или региона, представлены основные параметры стратегии в виде сводных финансовых показателей, характеризующих размер инвестиционных вложений в реализацию стратегических направлений с указанием внешних и внутренних источников финансирования.

3. В разделе  «Характеристика продукции» отражаются технические показатели потребительских свойств диверсифицируемой продукции, особенности технологии ее производства, преимущества по сравнению с аналогичной продукцией в отрасли и на международном рынке, предполагаемый срок жизненного цикла продукции, предполагаемые направления сбыта продукции, перспектива замены данного продукта другим, а также ожидаемая рыночная цена продажи продукции.

4. Раздел «Анализ  и оценка конъюнктуры рынка  сбыта» отражает, прежде всего, особенности сегментов рынка, на которые ориентируются стратегические целевые установки предприятия. Анализируется место предприятия на рынке (монополия, олигополия, монопсония и др.).

5. «Производственная  программа» предусматривает отражение номенклатуры и количества диверсифицируемой продукции, калькулирования себестоимости, расчетной цены продажи каждой номенклатурной позиции продукции, прогнозируемого объема продажи в стоимостном выражении (доход от продажи, или выручка от реализации).

6. Раздел «Ресурсное  обеспечение стратегических целевых установок» предусматривает определение состава и стоимости основного оборудования, форм и норм амортизационных отчислений, номенклатуры и норм расхода используемых сырья и материалов с указанием предполагаемых цен, основных и альтернативных поставщиков, а также состава, квалификации и требуемой численности работников производства и управления персоналом, форм и систем оплаты труда.

7. «Финансовый  план» является центральным разделом, в котором находят отражение смета затрат, или общие производственные издержки по годам реализации бизнес-плана, расчет суммы первоначальных фиксированных инвестиционных издержек (расход на покупку или аренду земли, зданий, оборудования), величина затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, общий размер основных капитальных вложений, чистый оборотный капитал, инвестиционные издержки в целом.

8. В разделе  «Эффективность стратегических  решений» осуществляется оценка экономической и финансовой деятельности предприятия по годам с позиции достижения стабильных финансовых результатов.

9. Раздел «Организационный  план реализации стратегических  целевых установок» предусматривает реализацию стратегии в части организации обеспечения функционирования производства и управления (средствами труда, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами).

2. Функциональные  задачи стратегического менеджмента. Их реализация в условиях ИТ

Как следует из понятия  организационно-экономической сущности стратегического менеджмента, основным его направлением деятельности является прогнозирование финансового состояния предприятия во времени. В связи с этим она призвана предусматривать наиболее оптимальные пути развития предприятия с учетом влияния внешних и внутренних факторов. Сложность учета влияния на деятельность предприятия этих факторов зависит от их неопределенности, неожиданности возникновения и воздействия на деятельность предприятия. К факторам, характеризующим неопределенность ситуации относятся: снижение спроса на продукцию, появление более конкурентоспособной продукции, политические решения, социальные ситуации (снижение уровня жизни, безработица, забастовки и т.д.), инфляция, экологические изменения и др.

Перечисленные факторы  выдвигают на первое место необходимость  поддержания устойчивости работы предприятия. В свою очередь, это связано с точностью, достоверностью, полнотой, оперативностью, актуальностью информации, необходимой для принятия решения группой руководителей совета директоров. В связи с этим возрастает роль информационного обслуживания стратегического, менеджмента, которое в настоящее время возможно только в условиях применения информационных технологий (ИТ).

Использование автоматизированных информационных технологий в стратегическом менеджменте опирается на системно-информационный подход, являющийся теоретико-методологической концепцией ИТ.

Концепция системно-информационного  подхода позволяет представить  стратегический менеджмент системно в  виде трех этапов преобразования информации в сложных системах и блоков функциональных задач, а также информационно с указанием специфики внешней и внутренней входной и выходной информации, используемой для решения задач различных блоков. Системно-информационный подход кардинально изменяет организацию стратегического менеджмента на предприятии, значительно сокращает трудовые и финансовые затраты на обработку информации, повышает точность расчетов и оперативность данных и позволяет осуществить стратегию экономического развития предприятия в реальном масштабе времени. Стратегический менеджмент характеризуется большими объемами оперативной и аналитической информации и объективно предполагает необходимость практически мгновенной реакции системы на изменения со стороны внешней среды.

Первый этап преобразования информации включает в себя процедуры  сбора и обработки информации, поступающей из внешней и внутренней среды предприятия, для формулирования направлений стратегического развития предприятия. На втором этапе осуществляются процедуры обработки информации стратегического менеджмента на основе сформулированной идеи. Третий этап является долговременной процедурой по претворению в жизнь стратегических задач и достижению целевых установок, исходя из конкретных условий функционирования предприятия во внешней среде.

Функциональные задачи стратегического менеджмента структурированы и могут быть объединены в следующие блоки: инвестирование стратегических целевых установок, стратегическая товарная политика, прогнозируемая производственная программа, прогноз, потребности в ресурсах, стратегическая финансовая политика, оценка стратегической деятельности предприятия. Каждому блоку стратегического менеджмента соответствует свой перечень задач.

Информация о работе Информационные технологии стратегического менеджмента на предприятии