Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей по художественному ручному труду и конструированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Проблема формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией сегодня становится все более актуальной. Это связано с тем, что изобразительная деятельность и, в частности, аппликация заключают в себе большие возможности для формирования этого качества личности: структура занятий по аппликации от целеполагания, ориентировочной части до получения наглядного результата и его оценки предполагает освоение детьми целого комплекса интеллектуальных и технологических умений.

Файлы: 1 файл

Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей.docx

— 42.72 Кб (Скачать файл)

Деятельность воспитателя направлена также на расширение знаний дошкольников о форме окружающих предметов. Дети пятого года жизни учатся различать и правильно называть такие геометрические формы, как прямоугольник, квадрат, полоса, круг, треугольник, овал и лишь трапецию по- прежнему определяют путем образных сравнений (крыша, лодка). На этой основе составляются предметные изображения более сложного строения. В связи с этим, главное внимание стоит уделить уточнению представлений детей о предметах с помощью:

- исследования предмета  движениями руки по его контуру;

- использования различных  дидактических игр;

- рассматривание картинок, иллюстраций, открыток;

- наблюдение за окружающей  действительностью.

Количество деталей, используемых дошкольниками в работе, в средней группе возрастает: например, сооружая домик, они не только приклеивают стены и крышу, но и несколько окон, дверей. Большое внимание при этом следует уделить развитию различных пространственных представлений и ориентировок, познакомить с такими понятиями, как: между, на одинаковом расстоянии, с края и т.д. Кроме того, необходимо закреплять те знания, которые дети усвоили во второй младшей группе. Поэтому в течение учебного года следует иногда предлагать им несложные сюжетные композиции: колобок – на лесной дорожке, снеговик – на горке, цыплята – на лужайке, грибы – в траве.

На занятиях дети работают не только индивидуально, но и коллективно: могут сделать большой аппликационный ковер, витрину магазина с разными овощами и фруктами, изобразить самолеты в воздухе. Наряду с развитием композиционных навыков важно совершенствовать чувство ритма, так как в средней группе дети не только выполняют декоративные аппликации, но и занимаются декоративным рисованием.

Методы обучения, применяемые на занятиях аппликацией, тесно связаны не только с темой, программным содержанием, но и с тем, что и как дети усвоили ранее. Одним из ведущих является информационно - рецептивный метод, включающий рассматривание и анализ предмета, который предстоит изобразить. Воспитатель активизирует внимание детей, давая возможность им самим рассказать о предмете, его качествах и способах изображения.

Составляя предметное изображение из отдельных частей, дети учатся вырезать форму, передавать строение предмета, сохраняя при этом величинные соотношения (из большей бумажной заготовки вырезают большую часть, из меньшей – маленькую).

В средней группе впервые вводиться вырезание. Поэтому основное внимание направлено на освоение техники работы с ножницами. На первых занятиях воспитатель показывает, как нужно правильно держать ножницы: большой и средний пальцы правой руки вставляют в кольца ножниц, указательный палец поддерживает их снизу, концы лезвий направлены от себя, вперед. Демонстрируя приемы разрезания бумаги, воспитатель должен показать, что сначала нужно раскрыть лезвия, левой рукой вложить в них узкую полоску бумаги, нажать на кольца ножниц – и получиться полосочка – прямоугольник. При разрезании широких полос бумаги необходимо показать приемы продвижения ножниц вперед: развести лезвия, продвинуть их по бумаге – ножницы «шагают».

В процессе обучения детей приемам вырезания округлых форм следует направить их внимание на то, что у квадрата, прямоугольника нужно срезать только самый уголок (чтобы он «отпал»), слегка поворачивая бумагу в руке. Этот прием – один из самых трудных для детей: сначала следует давать для упражнений простую бумагу, а уж потом цветную. Когда требуется применение знакомого приема вырезания той или иной формы, целесообразно вызывать отдельных детей, которые могут продемонстрировать его. Это повышает заинтересованность дошкольников, чувство ответственности за качество работы.

Все показываемые действия воспитатель должен сопровождать четкими словесными пояснениями, указаниями, иногда прибегая к образным сравнениям: «Начну вырезать овал с серединки маленькой стороны так, чтобы уголок отпал…» и т.д. Однако более эффективно задать детям вопрос: «Из какой бумажной заготовки и как можно вырезать овал?» Подумав, дошкольники ответят, что эту форму нужно вырезать из прямоугольника, обрезав углы. Воспитатель должен уточнить, что уголки срезают, закругляя их.

Постепенно дети понимают, что овладение техникой вырезания – залог успеха получения интересных и разнообразных аппликационных изображений . Способы составления наиболее трудных изображений можно демонстрировать на фланелеграфе и на доске при помощи легкого смазывания форм. При этом следует развивать у детей способность активно мыслить, находить правильное решение, опираясь на прежний опыт.

В течение учебного года дети должны овладеть элементарными приемами вырезания: научиться правильно держать ножницы и пользоваться ими, разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы округлой формы.

Однако овладение приемами вырезания не должно стать самоцелью: умение вырезать нужно для того, чтобы изобразить задуманное.

Технические приемы работы ножницами дети осваивают постепенно. Овладение тем или иным способом вырезания – процесс длительный, требующий неоднократных повторений, упражнений, но интересных и доступных для дошкольников.

Следует совершенствовать также технику наклеивания. Воспитатель должен направлять внимание детей на изобразительные стороны аппликации. Детей обучают предметной, декоративной и сюжетной аппликации, соблюдая принцип постепенного усложнения – от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и форм.

Необходимо постоянно помнить, что связь с игровой деятельностью повышает интерес к работе. Каждое последующее занятие должно «звучать» иначе, чем предыдущее. Например, на одном из первых занятий дети делают «билеты» и «чеки» для игры в «магазин». Чтобы избежать однообразия и многотонности в процессе разрезания бумаги по прямой линии, можно использовать в отдельных случаях готовые формы и силуэты. Простые предметные изображения, составленные из нарезанных детьми полосок и дополненные силуэтами, помогают создать более выразительный образ, иногда небольшой сюжет. Например, такие популярные «объекты», как лесенка, забор, скамеечка, ворота, станут более интересными, если при выполнении аппликации использовать их готовые контуры: по лесенке карабкается мишка, на скамеечке сидит кошка, на заборе кукарекает петушок, а под воротами проезжает машинка. Из полосок можно сделать тележку для любой игрушки, построить кукольную мебель, домик, сделать елочку, снежинку. На последующих занятиях дети будут способны уже изобразить дом с крышей и окнами, лодку с парусом, чашку с блюдцем, флажок с вырезом. Наиболее трудным представляется обучение приемам вырезания округлых форм – кругов и овалов. Поэтому, отбирая предметные изображения, нужно учитывать посильность объема работы: дети средней группы могут вырезать снеговика, неваляшку, фрукты, самолет, пирамидку, забавную игрушку.

Работа с ножницами, введенная в средней группе, достаточно сложна для детей, поэтому большую роль следует отводить индивидуальному обучению. Однако при этом необходимо предоставлять возможность выполнять аппликации по своему желанию: сделать открытку для мамы, вырезать любимую игрушку, украсить несложным узором готовый силуэт (фартучек, варежку, шапочку), выполнить всю аппликацию по своему замыслу.

Вместе с тем, работая с одним ребенком, нужно постоянно следить за деятельностью всей группы: напоминать детям порядок работы, обращать внимание на качество вырезания и наклеивания, побуждать добиваться большей изобразительности и выразительности в аппликации.

Анализировать работы нужно при самом активном участии детей. Лучше это делать с помощью вопросов, помогающих детям назвать причины своих неудач, плохого качества работы, ошибок. Например, дети рассматривают свои аппликации на тему «Колобок катиться по лесной дорожке». Воспитатель отмечает, что не все колобки получились круглыми, и спрашивает, почему. Отвечая, дети еще раз уточняют способы вырезания круглой формы. Важно обращать внимание дошкольников и на выразительность созданного образа: спросить, у кого колобок получился веселый, добрый; как это удалось сделать. Например, дети замечают, что у веселого колобка большой рот, а глаза маленькие, поэтому кажется, что он смеется.

 

Заключение

 

Нами были рассмотрена аппликация как продуктивный вид деятельности, который имеет художественно-образное начало и носит моделирующий характер. Моделируя предметы окружающего мира в процессе изобразительной и конструктивной деятельности, ребенок подходит к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явлении, ситуации получают материальное воплощение в условно-плоскостном изображении. Аппликация может быть: предметной, сюжетной и декоративной.

На занятиях по аппликации воспитатель должен создавать педагогические условия для реализации ребенком имеющегося опыта (знаний, умений, навыков, способов действия) и проявления элементарной творческой самостоятельности. Для этого педагог должен:

· создавать на занятии обстановку творческого сотрудничества ребенка и взрослого;

· обеспечивать на занятии положительную эмоциональную обстановку, проявлять заинтересованность в результате деятельности детей;

· давать свободу выбора темы для аппликации, расположения фигур на листе бумаги, выбора способа создания аппликативных изображений и т.д.;

· включать в процесс обучения детей аппликации проблемно-игровые ситуации;

· показывать варианты конструкций, цветового решения, различного расположения, используя вариативные образцы;

· демонстрировать, как одними и теми же элементами можно по- разному украсить предмет;

· обучать комбинированию, предоставляя детям свободу выбора способов действия;

· при создании аппликаций вариативного характера нужно давать детям советы, которые бы стимулировали их активность и индивидуальные творческие способности, меньше опекать детей;

· не торопится с подсказкой, стараться косвенно подвести ребенка к правильному решению.

Мы считаем, что при соблюдении данных педагогических условий у детей можно успешно формировать самостоятельность, инициативу и развивать творческие способности.

 

Литература

 

  1. Амоков А.Б. Искусство аппликации. Кн. Для занятий с детьми младшего и среднего возраста. - М., Шк. Пресса ,2002,-228с.
  2. Афонькин С.Ю.Оригами и аппликация / Авт.-сост. С.Ю. Афонькин, Л.В. Лежнева, В.П. Пудова. - СПб.: ООО «Кристалл»,2001,-299с.
  3. Березина Т.А. Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте.- СПб.,1996,с.48.
  4. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Учеб. пособие. - М.: Просвещение,1988,-219с.
  5. Буре Р.С. Я сам: Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста. / Наш малыш,1995,-204с.
  6. Гусакова М.А. Аппликация: учеб. пособие. - М., Просвещение,1987,- 56 с.
  7. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  8. Михайленко О.А. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сб. статей.- СПб.,2000,-190с.
  9. Петрова И.М. Объемная аппликация.- СПб., Детствт-Пр.,2000,-48с.
  10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., Академия, 1996,- 336с.

 

 

 


Информация о работе Аппликация как средство формирования самостоятельности у детей по художественному ручному труду и конструированию