Судовые поршневые двигатели внешнего сгорания (двигатели Стирлинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

В работе изложены принципы работы поршневого двигателя внешнего сгорания, особенности его термодинамического цикла. Рассмотрены основные конструктивно-компоновочные схемы, а также нагрузочные, экономические и виброаккустические характеристики на установившихся и динамических режимах работы.
Особое внимание уделено судовым энергетическим установкам, созданным на основе двигателей внешнего сгорания, сделан анализ их преимуществ перед установками других типов, определены рациональные области их применения.
Рассмотрены последние достижения в исследовательских и конструкторских работах зарубежных форм, связанных с созданием двигателей внешнего сгорания различного применения.

Файлы: 1 файл

Судовые поршневые двигатели внешнего сгорания (двигатели Стирлинга).doc

— 864.50 Кб (Скачать файл)
  • механическим разрывом поверхностной пленки;
  • формированием электрической дуги на поверхности;
  • введением капли воды на поверхность расплава.

После воспламенения наблюдалось стабильное горение, регулируемое изменением количества подаваемого окислителя. 

Сгорание лития в большинстве  случаев было полным. Получаемый в результате реакции осадок в тигле можно было соскоблить и отмыть горячей водой, что позволяет сделать вывод о возможности повторного использования реакторного контейнера в установках такого типа.

В закрытой системе осуществлялась беспламенная реакция. При подаче окислителя (фреоны, SF6) в расплав температура расплава увеличивалась, причем реакция легко регулировалась изменением подачи окислителя.

В Экспериментальной установке  сосуд-реактор с окислением лития  фреоном был помещен около  нагревателя двигателя

Ть°С 660

 

то

то

I

186

>1700

98

980

651

1400

186

815 Г

186

610




ЮГ ТП7

NaF,



Ж



ЦТ;



и ci,

Li ClA



 

 

VJ-



кВт- ч/м



кВт-ч/т



Li. С Clz Fj Li C3CVF4

с?аУз

TTCTFi

тш;

7000 6000 5000 mo mo 20001000 100 200 mm 500 soo 700 soo

Энергоемкость



 

Рис. 40. Энергетические характеристики систем окисления металла для  различных сочетаний металл—окнслнтель.

Г| — температура плавления топлива, °С; Т2 — температура реакции, °С.

Стирлинга мощностью 0,185 кВт. Несмотря на то что излучение было единственным способом теплопередачи к нагревателю (а это, естественно, ограничивало общие  характеристики системы), двигатель работал устойчиво с регулированием режима нагрузки в широком диапазоне.

Энергетическую установку подводного аппарата, состоящую из двигателя  Стирлинга и системы окисления  металлов, зарубежные специалисты предлагают скомпоновать следующим образом.

Окислитель размещают в эластичной емкости за пределами прочного корпуса. Давление паров окислителя при температуре  окружающей воды и давление воды обеспечивают подачу окислителя в реактор без насоса и испарителя. Окислитель вводится ниже поверхности расплава лития. Трубы нагревателя двигателя погружены прямо в реактор с расплавом. Для интенсификации теплопередачи к трубам нагревателя, а также для боль- 

Шей однородности концентрации и температуры  расплав постоянно размешивается.

При наблюдаемой температуре реакции (930—980° С) соли, получающиеся в результате реакции, плохо растворимы в литии. Поэтому образуются два слоя, один из которых состоит преимущественно из лития, а другой— из соли. Большая плотность второго слоя содействует отделению продуктов реакции от металлического топлива и поддержанию в зоне реакции богатого топливом раствора.

Параметрический анализ, выполненный  морской инженерной лабораторией ВМФ США [18, 30], позволил сопоставить

Рис. 41. Зависимость удельной массы различных энергетических систем мощностью 50 кВт для подводного использования от расчетного времени работы. Установки с различными типами двигателей:

    1. — аккумуляторные батареи:
    2. — атомная энергетическая установка; 3 — топливные элементы; 4 — установка с маховиком.

Установки с двигателями Стирлинга:

      1. — с тепловым аккумулятором;
      2. — со сжиганием металла в Fne; 7 —со сжиганием металла

в SFe-

удельные массы энергетических систем различного типа (рис. 41). Сравнение  проводилось для энергетической установки мощностью 50 кВт [30]. При расчете удельной массы не учитывали массу прочного корпуса и плавучих материалов, необходимых для обеспечения нулевой плавучести. Вместе с тем для малых расчетных периодов эксплуатации (до 10 ч) удельная масса установки с двигателем Стирлинга и топливным аккумулятором значительно меньше, чем удельная масса установки со свинцовокислотными аккумуляторными батареями и электродвигателями.

При времени эксплуатации от 10 до 100 ч масса установки с двигателем Стирлинга, работающим на Теплоте, получаемой от сжигания металлов, значительно меньше, чем масса энергетических систем всех других типов, в том числе установки с топливными элементами.

§21

Судовые холодильные установки, работающие по циклу Стирлинга

Двигатель Стирлинга очень легко  превратить в холодильную машину. Для этого достаточно к трубкам нагревателя, теперь уже конденсатора, подвести не теплоту, а охлаждаемую 

Среду и обеспечить вращение каШййы 6t ft6cf6Ј>0Hiief0 источника. Рабочий газ будет совершать цикл, характерный для холодильной машины: сжатие, охлаждение в холодильнике, омываемом водой, дополнительное охлаждение в регенераторе, расширение при низкой температуре с отбором теплоты от охлаждаемой среды через трубки конденсатора и дальнейшее изохор- ное перемещение газа в полость сжатия. В качестве рабочего газа используется водород или гелий. Холодопроизводительность


Рис. 42. Установка для сжижения этилена  на голландских

газовозах «Тевиот» и Тракуайр». /—холодильная машина; 2— трубопровод испарившегося этилена; 3— водяной холодильник; 4 — водяной насос; 5 — отсек управления; 6 — отсек холодильных машин; 7 — трубопровод сжиженного этилена; 4 —емкость; Р—баллоны с водородом.



 

установки определяется потребляемой мощностью и зависит от температуры  конденсации газа, температуры охлаждающей воды, среднего давления цикла и частоты вращения машины.

Холодильные машины, работающие по циклу  Стирлинга, целесообразно использовать в судовых установках, где требуется сжижение газа с охлаждением до температуры минус 100— 200° С. Они пригодны для сжижения перевозимого газа (этилена, метана) на газовозах, производства кислорода для самолетов на авианосцах, получения жидкого воздуха для замораживания ценной рыбы и крабов, производства чистого азота для изоляции взрыво- и пожароопасных грузов или жидкого азота для глубокого замораживания контейнеров на контейнеровозах.

В принципе холодильные машины, работающие по циклу Стирлинга, можно использовать и для сжижения газов с более  высокой температурой конденсации, таких, как этан (—88°С), пропилен (—47°С), пропан (—42°С), аммиак (—33°С), там, где в настоящее время применяются обычные фреоновые установки.

На рис. 42 показана установка для  сжижения этилена, примененная на голландских  газовозах «Тевиот» и «Тракуайр», вступивших в эксплуатацию в 1966 г. и  используемых для пе-


Рис. 43. Схема судовой холодильной  установки, работающей по циклу Стирлиига для получения жидкого воздуха.



 

1 — компрессор; 2 — водяной холодильник; 3 — фреоновый холодильник; 4—6 — абсорберы; 7 — теплообменник; 8 — холодильная машина; 9 — сосуд; 10— регулятор уровня; 11 — распределительный клапан; 12 — клапан; 13 — баллон.

ревозки этилена между Англией  и Нидерландами. Установка состоит из двух одноцилиндровых агрегатов, причем необходимая холодопроизводительность обеспечивается одним агрегатом. Второй агрегат составляет, в соответствии с требованиями классификационных обществ, 100%-ный резерв. Агрегатная и пост управления разделены переборкой.

Схема судовой холодильной установки  для получения жидкого воздуха дана на рис. 43. Атмосферный воздух сжимается в компрессоре 1 и охлаждается в водяном 2 и фреоновом 3 холодильниках, где от него отделяется водный конденсат. В одном из трех абсорберов 4, 5 или 6 воздух очищается от С02, и содержание водяных паров уменьшается до точки насыщения, 

Соответствующей —70° С. В теплообменнике 7 с противотоком воздух охлаждается до температуры сжижения и поступает в холодильную машину 8, работающую по циклу Стирлинга, где сжижается. Жидкий воздух-через сосуд 9, уровень в котором регулируется расширительным клапаном 11 и регулятором уровня 10, поступает в баллон 13, откуда и направляется потребителям. Испаряющийся воздух через клапан 12 поступает на теплообменник 7.

Параметры установки для получения  жидкого воздуха (фирмы Веркспур), которые включают холодильные машины, работающие по циклу Стирлинга, приведены в табл!. 4.

Таблица 4

Параметры установки для получения сжатого воздуха

 

Вид установки

Показатели

обычного исполнения

тропического исполнения

Температура воздуха и морской  воды, °С  

Температура охлаждающей пресной воды, °С . . . Производительность установки жидкого воздуха.

кг/ч 

Давление жидкого воздуха, кгс/см2 .Г 

Количество воздуха, подаваемого  в компрессор,

кг/ч 

Холодопроизводительность фреоновой  установки,

ккал/ч ... .

Потребление энергии, кВт:

компрессором 

фреоновой установкой  

холодильной машиной  

Количество теплоты для регенерации  абсорбера . .

7 15

129 1,1

157

549

9,9 0,2 112,6 4,5

32 40

119 1,1

145

2270

10,5 1,1 120,4 4,5

Итого, кВт 

127,2

136,5

Расход пресной охлаждающей  воды, м3/ч 

14

15




 

Параметры, приведенные в таблице, показывают, что установка обеспечивает достаточную холодопроизводительность как при нормальных атмосферных условиях, так и при плавании в тропических районах. При этом снижение количества производимого жидкого воздуха в тропиках не превышает 8%, а соответствующее увеличение мощности холодильной машины составляет около 6,5%. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появившись сто шестьдесят лет  назад, идея поршневого двигателя внешнего сгорания постоянно находила приверженцев, которые вносили ряд усовершенствований в создаваемые конструкции. Однако широкого развития двигатели этого типа так и не получили. Изобретенные на 80 лет позднее двигатели внутреннего сгорания очень быстро завоевали главенствующее положение во всех видах транспорта, в первую очередь в автомобильном и водном. Это объясняется тем, что дизели и карбюраторное двигатели отвечали в то время главной технической потребности общества, обеспечив создание достаточно экономичного, находящегося в постоянной готовности к действию двигателя с приемлемыми массогабаритными характеристиками.

Прошло семьдесят лет. Появились  и получили развитие типы двигателей с принципиально новыми качествами. Реактивные двигатели вытеснили поршневые машины из авиации. Газовые турбины успешно заменили дизели там, где требуется большая мощность в сочетании с малой массой и габаритом. Построены подводные лодки и мощные ледоколы с атомными энергетическими установками, имеющие практически неограниченною дальность плавания. И только в диапазоне малых мощностей двигатели внутреннего сгорания не приобрели серьезных конкурентов, поскольку предъявляемые к энергетике требования не выходили за пределы возможностей существующих дизелей и бензиновых двигателей.

65



Однако настало время, когда  достоинства двигателей внутреннего сгорания уже не являются столь бесспорными. Постоянный и все время усиливающийся энергетический кризис в странах Запада заставляет изобретать двигатели, где в каче-

5 Заказ М> 252 

стВе источника энергии использовались бы не только продукты переработки нефти. Процесс урбанизации приводит к перенаселению крупных городов, скученности населения и, как следствие, к повышенному загрязнению окружающей среды.

Загрязняют среду в первую очередь  выпускные газы; шум многочисленных двигателей различных видов транспорта заполняет улицы городов. Как меры борьбы с загрязнением атмосферы разработаны новые повышенные требования к составу выпускных газов и уровню шума, которым современные двигатели уже не удовлетворяют. Стоимость и массогабаритные показатели средств обесшумливания и очистки выпускных газов традиционных поршневых двигателей до уровня современных требований настолько велики, что внедрение их фирмами, строящими двигатели для городского транспорта, мало реально.

В наибольшей степени отвечает новым требованиям идея двигателя внешнего сгорания. Потенциальные качества много- топливности, малошумности, чистого выпуска делают создание этих двигателей особенно заманчивым, несмотря на трудности, с которыми это связано (в частности, применение жаропрочных материалов, отработка регенератора и др.)-'

Своеобразный тепловой баланс двигателя  Стирлинга — то, что наибольшее тепловыделение происходит в охлаждающую  среду — делает двигатель особенно целесообразным для водного транспорта, где в неограниченном количестве имеется охлаждающая среда — забортная вода — при постоянной для данной широты и сезона температуре. Сравнительно низкая температура охлаждающей среды (4—15° С для средних широт, 26— 30° для тропических районов) и, следовательно, большая разница температур нагревателя и холодильника позволяет обеспечить высокий к. п. д. двигателя.

Информация о работе Судовые поршневые двигатели внешнего сгорания (двигатели Стирлинга)