Проблемы развития энергомашиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:33, реферат

Описание работы

Основная продукция энергетического машиностроения: паровые, гидравлические и газовые турбины, оборудование для атомных и геотермальных электростанций,парогазотурбинные установки, двигатели внутреннего сгорания (кроме автомобильных, самолетных, тракторных, локомотивных, которые выпускаются соответствующими отраслями промышленности), локомобили, газотурбинные компрессоры и нагнетатели, парогенераторы, паровые котлы, оборудование промышленной и коммунальной энергетики, тягодутьевые машины и др.

Содержание работы

1 История энергомашиностроения 4
2 Отрасли энергомашиностроения 10
3 Показатели 11
4 Энеромашиностроительные предприятия 14
5 Структура рынка энергомашиностроения 17
6 Анализ отрасли 18
7 Заключение 21
8 Список литературы 22

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

 

Рис. 1. Мировой рынок энергетического оборудования

 

В последние годы иностранные  производители стали проявлять  активность на российском рынке, а также на традиционных для России рынках энергетического машиностроения – в странах СНГ и Азиатского региона. При этом они используют все возможные методы, чтобы вытеснить российских производителей, в частности, демпинговые цены и кредитование потребителей на выгодных для них условиях. Государства, резидентами которых являются лидеры мирового машиностроения, активно поддерживают экспансию своих крупнейших налогоплательщиков.

В последнее время  в отрасли особенно отчетливо  стала проявляться тенденция  к консолидации активов: среди крупных  энергомашиностроительных корпораций проходят процессы слияний и поглощений, результатом которых должно стать более эффективное финансирование НИОКР и появление компаний, способных поставлять всю линейку продукции. В результате двух таких слияний, например, Alstom с ABB и Siemens с Westinghouse, появились отраслевые конгломераты. /2/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ ОТРАСИ ЭНЕРГИТИЧЕСКОГОМАШИНОСТРОЕНИЯ


С точки зрения конструктивных особенностей энергооборудования энергетическое машиностроение состоит из производства машин и теплообменной аппаратуры. Производство машин, в свою очередь, подразделяется на изготовление двигателей лопаточного (паровые, гидравлические и газовые турбины) и поршневого типа (двигатели внутреннего сгорания, локомобили).

В структуре энергетического машиностроения можно также выделить следующие  виды производственной деятельности (отраслей энергомашиностроения):

  • производство турбинного оборудования (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод);
  • выпуск электрических машин и электротехнического оборудования (Электросила, Сила, Уралэлектротяжмаш, Элсиб);
  • производство котельного оборудования (Подольский машиностроительный завод, Белэнергомаш, Красный котельщик, Сибэнергомаш);
  • производство трубопроводов, арматуры, труб и их элементов для энергетики и других отраслей промышленности (Чеховэнергомаш, Белэнергомаш, Сибэнергомаш, Завод турбинных лопаток, Невский завод);
  • производство насосного оборудования, тягодутьевых машин (ЛМЗ, Невский завод, Сибэнергомаш, Уралгидромаш);
  • металлургическое производство (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Пролетарский завод и др.);
  • выпуск специального оборудования для АЭС (ЭМК-Атоммаш, Петрозаводскмаш, Подольский машиностроительный завод);
  • комплексное проектирование электроэнергетических объектов./7/

 

 

 

 

 

 


3 ПОКАЗАТЕЛИ


Технологическое развитие сектора энергетики и энергомашиностроения в реализации сценария инновационного развития играет важнейшую роль, так как непосредственно связано с реализацией ряда национальных приоритетов научно-технологического развития. Технологическое развитие сектора направлено на обеспечение следующих национальных приоритетов в сфере технологической модернизации экономики по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства/6/:

Объём выпуска:

  • 2002 год — $1,5 млрд
  • 2003 год — $0,7 млрд
  • 2004 год — $1,0 млрд

Темп роста физического  объёма:

  • 2002 год — 58,9 %
  • 2003 год — −16,8 %
  • 2004 год — 1,3 %

Темп роста относительной  производительности труда:

  • 2002 год — 57,9 %
  • 2003 год — −19,8 %
  • 2004 год — 1,5 %

Объём отгруженной продукции  энергетического машиностроения в фактических отпускных ценах предприятий (без НДС и акциза):

  • 2003 год — 56,3 млрд рублей;
  • 2004 год — 40,6 млрд рублей;
  • 2005 год — 51,4 млрд рублей;
  • 2006 год — 55,6 млрд рублей;
  • 2007 год — 65,2 млрд рублей;
  • 2008 год — 80,8 млрд рублей;
  • 2009 год — 66,5 млрд рублей.

Объёмы производства в России паровых котлов (производительностью  свыше 10 т. пар/ч):

  • 2007 год — 26790 т. пар/ч;
  • 2008 год — 22490 т. пар/ч;
  • 2009 год — 23760 т. пар/ч;

Объёмы производства в России паровых турбин:

  • 2007 год — 2093 МВт;
  • 2008 год — 3085 МВт;
  • 2009 год — 2078 МВт;

Объёмы производства в России газовых турбин:

  • 2007 год — 1987 МВт;
  • 2008 год — 2213 МВт;
  • 2009 год — 2480 МВт;

Объёмы производства в России гидравлических турбин:

  • 2007 год — 2044 МВт;
  • 2008 год — 2624 МВт;
  • 2009 год — 2731 МВт;

В 2010 году отмечалось, что согласно данным Росстата, производственные мощности по выпуску основных видов энергетического оборудования составляют:

  • паровые турбины — 7,93 тыс. МВт/год;
  • газовые турбины — 2,63 тыс. МВт/год;
  • котлы паровые свыше 10 т.пара/час — 8,31 тыс. т.пара/час.

Средняя рентабельность продаж предприятий энергетического машиностроения в 2008 году составила: в производстве паровых котлов 14,3 %, в производстве турбин 7,6 %. Сальдированный финансовый результат предприятий отрасли превысил 4,3 млрд рублей.

В 2010 году отмечалось, что доля российских компаний на мировом рынке энергетического машиностроения составляет 2 %.

Внешнеэкономическая деятельность

        Объёмы экспорта энергетического оборудования из России выросли со $190 млн в 2003 году до $342 млн в 2008 году.

Доля импорта на внутреннем рынке и доля экспорта в объеме производства по разным видам энергетического  оборудования в 2008 году представлены в  таблице 4.

 

 

 

 

  • Табл. 4. Экспорт и импорт энергетического оборудования

Вид оборудования

Доля импорта, %

Доля экспорта в производстве, %

Паровые турбины

26

38

Гидравлические турбины  и водяные колеса

12

63

Газовые турбины

51

28

Паровые котлы и их составные части

12

10


  • По данным Росстата и ФТС.

Трудовые ресурсы


Численность занятых:

  • 2002 год — 83 тыс. чел
  • 2003 год — 76 тыс. чел
  • 2004 год — 67 тыс. чел

Средняя месячная заработная плата:

  • 2002 год — 146 евро
  • 2003 год — 189 евро
  • 2004 год — 251 евро
  • Инвестиции

Общий отраслевой объём  инвестиций в 2008 году составил 3133 млн рублей, что по сравнению с 2007 годом больше на 7,6 %. Затраты на НИОКР составили 182,5 млн руб. или 5,8 % от общего объема инвестиций./5/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ЭНЕРГОМАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  РОССИИ

Предприятия и  организации


Энергетическое  машиностроение России в целом насчитывает  более 50 предприятий. Среди них:[34]

  • АО «Электросила», Санкт-Петербург;
  • АО «Ленинградский металлический завод», Санкт-Петербург;
  • АО «Завод турбинных лопаток», Санкт-Петербург;
  • АО «Белэнергомаш», Белгород;
  • АО «Подольский машиностроительный завод (ЗИО)», г. Подольск Московской обл.;
  • АО «Чеховэнергомаш», г. Чехов Московской обл.;
  • АО «Уралэлектротяжмаш», Екатеринбург;
  • АО «ЭМК-Атоммаш», Ростовская обл.;
  • АО «Сибэнергомаш - Барнаульский котельный завод», Барнаул.
  • АО «Красный котельщик», Ростовская обл.;
  • АО «Элсиб», Новосибирск;
  • АО «Калужский турбинный завод», г. Калуга;
  • АО «Невский завод», Санкт-Петербург;
  • АО «Пролетарский завод», Санкт-Петербург.

Силовые машины

ОАО «Силовые машины» намереваются осуществить инвестиции в развитие производства в размере $1 млрд до конца 2010 года. При этом объем экспорта планируется увеличить более чем в 2 раза, однако с учетом прогнозируемого роста спроса на внутреннем рынке доля экспорта в общем портфеле заказов должна снизиться до 40 %.

Результатом реализации разработанной инвестиционной программы должно стать увеличение к 2015 году производственной мощности по комплектам «турбина-генератор» до 17 ГВт в год, при этом на долю паровых турбин различной мощности будет приходиться порядка 11 ГВт в год.[

Развивается сотрудничество между ОАО «Силовые машины» и Siemens. Логичным развитием сотрудничества в рамках лицензионного соглашения по ГТУ SGT5-2000E мощностью 165 МВт в рамках СП «Интертурбо», стало приобретение у Siemens лицензии на производство, продажу и сервисное обслуживание газовой турбины SGT5-4000F мощностью 285 МВт. Планируется запустить производство этих турбин на мощностях ОАО «Ленинградский металлический завод».

Сатурн

Производитель газовых турбин ОАО «Сатурн» в настоящее время имеет в производственной линейке энергетические турбины мощностью до 25 МВт и газовую турбину 110 МВт. За период с 2000 по 2009 год предприятие осуществило поставки турбин суммарной мощностью более 630 МВт, в том числе впервые без поддержки изначального разработчика и производителя (ГП НПКГ «Зоря-Машпроект», Украина) произвело газовую турбину мощностью 110 МВт. В планах НПО «Сатурн» заполнить пробел в мощностях между 10 МВт и 110 МВт, для чего сейчас ведутся разработки турбин мощностью 12 МВт, 16 МВт, 25 МВт и 65 МВт. Кроме того, разрабатываются и более мощные модели — 140 МВт и 160 МВт.

Уральский турбинный завод

ЗАО «Уральский турбинный завод», производитель паровых и газовых турбин. В настоящий момент номенклатура продукции завода представлена паровыми турбинами — от 30 до 315 МВт, газовыми турбинами — от 6 до 30 МВт. В ближайшие годы ЗАО «Уральский турбинный завод» (УТЗ) планирует направлять инвестиции на модернизацию производственных мощностей для производства паровых турбин. Потенциально УТЗ имеет возможность выпускать до 2,5 ГВт паровых турбин и до 0,5 ГВт газовых турбин.[

В стадии выполнения находится контракт ЗАО «УТЗ»  с «Группой Е4» на поставку паровой  турбины Т-113/145-12,4, предназначенной для ПГУ общей мощностью 410 МВт в рамках проекта «Расширение Краснодарской ТЭЦ». В состав парогазового блока также войдет газовая турбина компании MHI типа M701F4 номинальной мощностью 303,4 МВт.

В начале 2008 года была отгружена паровая турбина  для ПГУ-230, которая совместно  с газовой турбиной фирмы Alstom уже работает на Минской ТЭЦ-3.

В настоящие  время УТЗ разработал паровые  турбины практически для всех типовых размеров ПГУ (170, 180, 210, 230, 325, 400, 450 МВт). Благодаря перевооружению и внедрению современных технологий УТЗ рассчитывает к 2012 году выйти на выпуск паровых турбин общей мощностью 2160 МВт, газовых — 1700 МВт в год.[

В стадии выполнения находится контракт ЗАО «УТЗ»  с «Группой Е4» на поставку паровой  турбины Т-113/145-12,4, предназначенной для парогазовой установки (ПГУ) общей мощностью 410 МВт в рамках проекта «Расширение Краснодарской ТЭЦ». В состав парогазового блока также войдет газовая турбина компании MHI типа M701F4 номинальной мощностью 303,4 МВт.

Рассматривается вопрос о привлечении к сервисному обслуживанию оборудования производимого УТЗ, в том числе турбин швейцарской инжиниринговой фирмы SULZER, крупнейшим акционером которой является группа компаний «Ренова».

Таким образом, ЗАО «УТЗ» не только является одним  из базовым поставщиков современных  паровых турбин для проектируемых блоков ПГУ, но и активно разрабатывает сервисные программы своего оборудования.

Информация о работе Проблемы развития энергомашиностроения