Критерии эффективности применения образовательных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

В последнее десятилетие особое внимание уделяется проблемам теоретического обоснования, разработки и внедрения в образовательный процесс современных технологий, ориентированных на достижение высоких и устойчивых результатов педагогической деятельности. Достижение эффективности и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической и практической направленности, совершенствование педагогических технологий являются ведущими целями и задачами современного образования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
Основная часть
Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях
Понятие технологии и понятие образовательной технологии……………………………………………………………...
Современные образовательные технологии
(по классификации Г.Селевко и Н.Запрудского)…………………….
Системные признаки образовательной технологии…………………
Глава 2. Критерии определения эффективности
применения образовательной технологии
2.1. Определение понятия «критерий»…………………………………….
2.2. Критерии эффективности педагогических технологий …………….
2.3. Некоторые аспекты определения критериев
эффективности применения образовательных технологий…………
2.4. Критерии эффективности педагогических технологий
для предметно-ориентированных технологий……………………….
2.5. Критерии эффективности педагогических технологий
для личностно-ориентированных технологий………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Критерии эффективности применения образовательных технологий.docx

— 55.15 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Государственное учреждение образования 

«Академия последипломного  образования»

Факультет руководящих  работников и 

специалистов  образования высшего звена

 

Кафедра педагогики и философии образования

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Критерии эффективности  применения

образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….

Основная часть

Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях

    1. Понятие технологии и понятие образовательной технологии……………………………………………………………...
    2. Современные образовательные технологии

(по классификации Г.Селевко  и Н.Запрудского)…………………….

    1. Системные признаки образовательной технологии…………………

Глава 2. Критерии определения  эффективности

 применения образовательной технологии

2.1. Определение понятия «критерий»…………………………………….

2.2. Критерии эффективности педагогических технологий …………….

2.3. Некоторые аспекты определения критериев

эффективности применения образовательных  технологий…………

2.4. Критерии эффективности педагогических технологий

для предметно-ориентированных  технологий……………………….

2.5. Критерии эффективности педагогических технологий

для личностно-ориентированных  технологий………………………..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………...

4

 

 

 

5

 

7

8

 

 

10

11

 

13

 

14

 

16

19

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее десятилетие  особое внимание уделяется проблемам  теоретического обоснования, разработки и внедрения в образовательный  процесс современных технологий, ориентированных на достижение высоких  и устойчивых результатов педагогической деятельности. Достижение эффективности  и высокого качества образования, развитие его гуманитарной, экологической  и практической направленности, совершенствование  педагогических технологий являются ведущими целями и задачами современного образования.

«Не мыслям надо учить, а  мыслить», – эти слова И. Канта в полной мере выражают то, чему должен следовать современный учитель, обдумывая стратегию, тактику, методику преподавания своего предмета. Современный, ежеминутно меняющийся мир требует от учителя готовности, желания и умения быть на передовом рубеже современной науки, так как обучение требует научного подхода в системе передачи знаний учащимся: в современном образовательном пространстве меняются формы, методы преподавания; умения быть гибким, мобильным; умения меняться вместе с миром. Школа – один из самых консервативных общественных институтов (что не является отрицательной характеристикой – именно консерватизм придает устойчивость школьному образованию), вместе с тем невозможно игнорировать те процессы, которые происходят в современном образовательном пространстве и невозможно не меняться вместе с миром, чтобы быть интересным, креативным, успешным учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Глава 1. Общее представление об образовательных технологиях

 

    1. Понятие технологии и понятие образовательной технологии

 

Последние десятилетия в  педагогической науке были окрашены в «цвета» технологизации учебного процесса. Точки зрения по вопросу  применения в обучении различных  образовательных технологий высказывались  полярные: от категорического отрицания  возможности технологизировать  учебный процесс как процесс, находящийся в сфере гуманитарных дисциплин, до полного одобрения  технологий. Более того, в энциклопедии «Википедия» в статье «Образовательные технологии» говорится: «понятие не является общепринятым в традиционной педагогике…»1 [3], что может являться косвенным подтверждением того, что педагогическая наука до сих пор по-разному относится как к термину «образовательная (педагогическая, школьная) технология», так и к самому факту существования образовательных технологий (вплоть до отрицания их существования). Вместе с тем невозможно не принимать во внимание тот факт, что в современной педагогической литературе существует множество исследований, посвящённых описанию, детальной характеристике, описанию способов применения образовательных технологий.

Понятие «технология» находим  в словарях (причем речь идет сугубо о производственном процессе): «Технология (от греч . techne – искусство, мастерство, умение и ...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов»2 [14, с.1321]. Как видим, в статье словаря, изданного в 80-е гг. прошлого столетия, нет даже намека на возможность применения понятия «технология» в образовательной области как гуманитарной сфере общественной жизни. Но в настоящее время мы слышим об избирательных технологиях, о технологиях «раскрутки» того или иного явления, события, т.е. в современном мире мы сталкиваемся с тем, что понятие «технология» давно проникло в гуманитарную сферу не только в качестве термина, употребляемого «по привычке», но и в силу того, что технология подразумевает четко описанный алгоритм, систему действий, которые приведут к некоему гарантированному результату. Именно поэтому современные педагогические словари дают определение педагогической (образовательной) технологии: «Образовательная технология –  
1) это процессная система совместной деятельности учащихся и преподавателя по проектированию, планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата; 2) (Education technologies) – это систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;  
3) решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определениям»3 [9, с.71]. «Образовательные технологии – система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования»4 [2, с.174].

Вместе с тем в современной  педагогической науке существуют различные  взгляды на технологию или разными  участниками образовательного процесса по-разному осознается и понимается понятие «технология»: технология как  разработка, применение технических  средств обучения; как способ коммуникации; как область знаний, которая конструирует оптимальные образовательные системы; как процесс, включающий в себя все  вышеперечисленные аспекты. Современная  педагогическая наука, несмотря на многолетний  опыт использования в педагогической практике образовательных технологий, ещё определяет свое отношение к  этому явлению.

Вследствие вышесказанного представляется актуальной проблема не только и не столько понимания сути образовательной (педагогической, школьной) технологии, сколько понимание эффективности тех сущностных моментов технологизации образования, которые убедят педагогическую общественность, родителей, учащихся в том, что использование в практике преподавания технологий ведет к качественному улучшению образования, способствует развитию учащихся. Но понимание этого невозможно без определения эффективности применения образовательной технологии, т.к. основной задачей образования является не только передача определенной суммы знаний учащимся, но обучение учащихся способам мыслительной деятельности, умению получать знания самостоятельно. Проблема эффективности образовательного процесса (как следствие – возможность и необходимость применения в повседневной педагогической практике современных образовательных технологий) приобретает особую актуальность в связи с инновационными процессами, происходящими в образовании на современном этапе, в связи с современными требования, предъявляемыми к качеству образования. Оценка эффективности образовательной технологии очень важна, поскольку помогает сориентироваться в выборе направления движения педагога по принятию технологии, по способу их использования, по совершенствованию и развитию как технологий, так и процесса обучения – своего труда.

Целью данной работы является освещение вопросов, посвященных проблеме определения критериев эффективности применения образовательных технологий.

Задача представляемой работы – определить возможные критерии эффективности применения образовательных технологий.

 

 

    1. Современные образовательные технологии

(по классификации  Г.Селевко и Н.Запрудского)

 

Принимая во внимание тот  факт, что существуют научно сформулированные понятия образовательной технологии, кратко опишем существующие классификации  технологий, применяемых в образовании. Г.К.Селевко выделяет следующие образовательные  технологии:

  • Современное традиционное обучение.
  • Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.
  • Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
  • Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса.
  • Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
  • Частнопредметные педагогические технологии.
  • Альтернативные технологии.
  • Природосообразные технологии.
  • Технологии развивающего обучения.
  • Педагогические технологии авторских школ5 [12].

За прошедшие с момента  издания книги Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии» годы классификация образовательных  технологий уточнялась, переосмысливалась, и поэтому актуальной стала следующая  мысль: «В настоящее время все  активнее проявляют себя две ведущие  тенденции модернизации педагогического  процесса: первая связана с технологическим  подходом к его проектированию и  осуществлению, вторая – с гуманизацией и гуманитаризацией образования»6 [6, с.6]. Исходя из вышеназванной тенденции, выделяют предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. Значит, существуют различные подходы в работе с технологиями, находящимися в области предметно-ориентированных и, соответственно, в области личностно-ориентированных, это, следовательно, означает, что будут различными критерии в оценке эффективности применения данных технологий.

 

 

    1. Системные признаки образовательной технологии

 

Технологию определяет рад  системных признаков – критериев, которые позволяют провести четкую границу, разграничить понятия «методика» и «технология». Г.К.Селевко определяет следующие критерии технологичности  образовательного процесса:

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философ психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повтор воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами7 [12, с.17].

Таким образом, «главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений»8 [4, с.15].

Информация о работе Критерии эффективности применения образовательных технологий