Электромеханические системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

Электропривод взаимодействует с системой электроснабжения или источником электрической энергии, с одной стороны, с технологической установкой или машиной, с другой стороны, и наконец, через информационный преобразователь ИП с информационной системой более высокого уровня, часто с человеком - оператором, с третьей стороны (рис. 1.1).
Можно считать, что электропривод как подсистема входит в указанные системы, являясь их частью. Действительно, специалиста по электроснабжению электропривод обычно интересует как потребитель электроэнергии, технолога или конструктора машин - как источник механической энергии, инженера, разрабатывающего или эксплуатирующего АСУ, - как развитый интерфейс, связывающий его систему с технологическим процессом или системой электроснабжения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
1.1. Определение понятия “электропривод”
1.2. Функции электропривода и задачи курса
1.3. Тенденции развития автоматизированного электропривода станков и промышленных роботов
1.4 Основные определения и классификация
ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА
2.1. Уравнение движения
2.2. Приведение моментов и моментов инерции
2.3. Механические характеристики
2.4. Регулирование координат электропривода
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА
3.1. Основные уравнения
3.2. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, U = const
3.3. Характеристики и режимы при независимом возбуждении, I = const
3.4. Характеристики и режимы при последовательном возбуждении
3.5. Номинальный режим. Допустимые значения координат
3.6. Регулирование координат в разомкнутых структурах
3.7. Регулирование координат в замкнутых структурах
3.8. Технические реализации. Применения
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
4.1. Простые модели асинхронного электропривода
4.2. Механические характеристики. Режимы
4.3. Номинальный режим
4.4. Двигатель с короткозамкнутым ротором - регулирование координат
4.5. Двигатель с фазным ротором - регулирование координат
4.6. Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов
4.7. Технические реализации. Применения
ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДАХ
5.1. Общие сведения
5.2. Переходные процессы при L = 0 и быстрых изменениях воздействующего фактора
5.3. Переходные процессы при L = 0 и “медленных” изменениях воздействующего фактора
5.4. Переходные процессы при L ¹ 0
5.5. Переходные процессы в системах
ЭНЕРГЕТИКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА
6.1. Общие сведения
6.2. Способы оценки энергетической эффективности
6.3. Анализ потерь в установившихся режимах
6.4. Анализ потерь в переходных режимах
6.5. Энергосбережение средствами электропривода
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
7.1. Общие сведения
7.2. Нагрузочные диаграммы. Стандартные режимы
7.3. Тепловая модель двигателя
7.4. Выбор двигателя и преобразователя
7.5. Оценка надежности и экономичности электропривода
Список литературы

Файлы: 1 файл

Электромеханические системы.doc

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Eг = kгФгwг,

то ее можно изменять, воздействуя  на напряжение цепи возбуждения Uвг = Uвх.

Рис. 3.25. Система генератор –  двигатель

 

К очевидным и важным достоинствам такой реализации УП относятся двусторонняя проводимость генератора, т.е. естественная возможность работы во всех четырех квадрантах, отсутствие искажений питающей сети, высокий коэффициент мощности.

Недостатки - две дополнительные вращающиеся машины, необходимость обслуживать генератор, инерционность цепи управления.

Система Г-Д до настоящего времени находит применение в металлургии, мощных экскаваторах и т.п.

Во втором случае, ставшем  в последние десятилетия основным, УП представляет собой статическое устройство - управляемый выпрямитель (рис. 3.26), собранный на тиристорах, включаемых схемой управления  СУ с задержкой на угол a против момента естественного включения, благодаря чему

Еa = Еa0 cosa,

где Еa0 - среднее значение ЭДС неуправляемого выпрямителя ( ).

Рис. 3.26. Система управляемый выпрямитель (тиристорный 

преобразователь) – двигатель

 

В электроприводе используются все типы управляемых выпрямителей - однофазные, трехфразные, многофазные; мостовые и нулевые; нереверсивные и реверсивные.

Преимущества УП, выполненных таким образом, - отсутствие вращающихся машин, не требуют обслуживания, имеют высокое быстродействие. Недостатки - низкий коэффициент мощности

,

искажение напряжения питающей сети, трудно компенсируемое при значительных мощностях, необходимость в двух комплектах вентилей для работы в четырех квадрантах, необходимость в сглаживающих и уравнительных реакторах, утяжеляющих конструкцию.

Система тиристорный преобразователь-двигатель (система ТП-Д) является штатным техническим решением практически везде, где используется электропривод постоянного тока и лишь в последние годы активно вытесняется частотно-регулируемым асинхронным электроприводом.

Источник тока (I = const) в системе “источник тока - двигатель” также может быть организован на основе управляемого выпрямителя с сильной отрицательной обратной связью по току, и такое решение будет обладать всеми перечисленными выше недостатками.

Интересны параметрические источники  тока, выполненные на основе резонансных LC - цепей. Рассмотрим кратко принцип действия таких источников тока - индуктивно-емкостных преобразователей (ИЕП) на примере схемы, показанной на рис. 3.27,а. Схема состоит из трех одинаковых реакторов переменного тока с реактивным сопротивлением хL и трех одинаковых батарей конденсаторов с реактивным сопротивлением хС. Точки А, В, С подключены к симметричной трехфазной сети переменного тока с напряжением U; к точкам a, b, c подключена нагрузка - три одинаковые резистора, соединенные в звезду, причем величина их сопротивления может изменяться от нуля до R2макс. В электроприводе нагрузкой является якорь двигателя, включенный через неуправляемый выпрямитель (рис. 3.27,б); тогда  

                             

а)                                                                       б)

Рис. 3.27. . Схема индуктивно-емкостного преобразователя, нагруженного резисторами (а) и подключение двигателя (б)

 

Принцип действия ИЕП основан на явлении резонанса напряжений в цепи L-C. Пусть U = const, f = const, хL = хС = хр.э, активные сопротивления реакторов и конденсаторов пренебрежимо малы. Так как схема симметрична, рассмотрение проведем для одной фазы; токи и напряжения в других фазах будут иметь соответственно одинаковые амплитуды, но будут сдвинуты по фазе на .

Для схемы на рис. 3.27,а  справедливы следующие уравнения, записанные в комплексных величинах:

Решая эти уравнения, с  учетом равенства реактивных сопротивлений получим:

,      (3.25)

то есть ток I2 не зависит от величины R2, а определяется лишь величинами U и хр.э - схема по отношению к нагрузке обладает свойствами источника тока.

Характеристики источника тока на рис. 3.27,а показаны на рис. 3.28 в относительных единицах; за базовые приняты I2 и U.

Рис. 3.28. Характеристики индуктивно-емкостного преобразователя

 

Рассмотренное устройство отличается простотой, высокой надежностью, высокими технико-экономическими показателями, мало искажает при работе на неуправляемый выпрямитель напряжение сети, не нуждается в трансформаторе для согласования напряжений сети и нагрузки.

Электроприводы по системе  “источник тока - двигатель”, практически не известные за рубежом, успешно применяются в отечественной практике в установках, транспортирующих гибкую ленту, полосу, нить, жилу кабеля с поддержанием натяжения при любой скорости (кабельная, текстильная промышленность, металлургия), в специальных лебедках с дозированным усилием, в нагрузочных устройствах испытательных стендов для создания заданных условий нагружения испытуемых двигателей, муфт, трансмиссий и т.п.

                                    

                                                        *

                                            *                      *

 

Мы весьма подробно рассмотрели  электроприводы постоянного тока, несмотря на то, что они в последние годы заметно сдали свои позиции. Если до недавнего времени практически  все регулируемые электроприводы выполнялись как электроприводы постоянного тока, то, по мнению европейских экспертов, в 2000 году они составят лишь 15% всех регулируемых электроприводов: их место во многих применениях занимает частотно-регулируемый асинхронный электропривод.

Вместе с тем, изучение электропривода постоянного тока позволяет лучше понять некоторые общие вопросы: энергетические режимы, регулирование координат, ограничения, накладываемые на координаты и т.п. К тому же в современных регулируемых электроприводах переменного тока с векторным управлением стараются приблизить свойства к свойствам электропривода постоянного тока - и в этой части его изучение полезно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

 

4.1. Простые модели  асинхронного электропривода

 

Принцип действия асинхронной машины в самом общем виде состоит в следующем: один из элементов машины - статор используется для создания движущегося с определенной скоростью магнитного поля, а в замкнутых проводящих пассивных контурах другого элемента - ротора наводятся ЭДС, вызывающие протекание токов и образование сил (моментов) при их взаимодействии с магнитным полем. Все эти явления имеют место при несинхронном - асинхронном движении ротора относительно поля, что и дало машинам такого типа название - асинхронные.

Статор обычно выполнен в виде нескольких расположенных в пазах катушек, а ротор - в виде “беличьей клетки” (короткозамкнутый ротор) или в виде нескольких катушек (фазный ротор), которые  соединены между собой, выведены на кольца, расположенные на валу, и с помощью скользящих по ним щеток могут быть замкнуты на внешние резисторы.

Несмотря на простоту физических явлений  и материализующих их конструктивов полное математическое описание процессов в асинхронной машине весьма сложно:

во-первых, все напряжения, токи, потокосцепления - переменные, т.е. характеризуются частотой, амплитудой, фазой или соответствующими векторными величинами;

во-вторых, взаимодействуют движущиеся контуры, взаимное расположение которых изменяется в пространстве;

в-третьих, магнитный поток нелинейно  связан с намагничивающим током (проявляется насыщение магнитной  цепи), активные сопротивления роторной цепи зависят от частоты (эффект вытеснения тока), сопротивления всех цепей зависят от температуры и т.п.

Рассмотрим самую простую модель асинхронной машины, пригодную для объяснения основных явлений в асинхронном электроприводе.

 

Принцип получения движущегося магнитного поля

Пусть на статоре расположен виток (катушка) А-Х (рис. 4.1,а,б), по которому протекает переменный ток  iA = Imsinwt; w = 2pf1. МДС FА, созданная этим током, будет пульсировать по оси витка

 FА = Fmsinwt

а)

б)

в)

 

г)


Рис. 4.1. К образованию вращающегося магнитного поля в машине

 

(горизонтальные штриховые стрелки  на рис. 4.1,в). Если добавить виток (катушку) В-Y, расположенный под углом 900 к А-Х, и пропускать по нему ток iB = Imcoswt, то МДС FВ будет пульсировать по оси этого витка (вертикальные стрелки):

 FВ = Fmcoswt.

Вектор  результирующей МДС имеет модуль

Его фаза a определится из условия

.

Таким образом, вектор результирующей МДС при принятых условиях, т.е. при сдвиге двух витков в пространстве в и при сдвиге токов во времени на , вращается с угловой скоростью , где f1 - частота токов в витках.

В общем случае для машины, имеющей р пар полюсов (р=1,2,3...), синхронная угловая скорость , рад/с, т.е. скорость поля, определится как

;      (4.1)

для частоты  вращения n0, об/мин, будем иметь:

,       (4.2)

т.е. при питании от сети f1=50Гц синхронная частота вращения может быть 3000, 1500, 1000, 750, 600... об/мин в зависимости от конструкции машины.

Выражения (4.1) и (4.2) имеют принципиальный характер: они показывают, что для  данной машины имеется лишь одна возможность  изменять скорость поля - изменять частоту источника питания f1.

 

Процессы при w = w0

Пусть ротор вращается со скоростью w0, т.е. его обмотки не пересекают силовых линий магнитного поля и он не оказывает существенного влияния на процессы.

В весьма грубом, но иногда полезном приближении можно представить  обмотку фазы статора как некоторую  идеальную катушку, к которой приложено переменное напряжение . Мы будем дальше либо обозначать его и другие синусоидально изменяющиеся переменные соответствующими заглавными буквами, если интерес представляют лишь их действующие значения, либо будем добавлять точку вверху, показывая тем самым, что речь идет о временнóм векторе, имеющем амплитуду и фазу j.

Очевидно, что приложенное  напряжение уравновесится ЭДС самоиндукции (рис. 4.2,а,б)

,     (4.3)

где w - число витков обмотки; kоб - коэффициент, зависящий от конкретного выполнения обмотки.

             
       

а)                           б)                                            в)

Рис. 4.2. Идеализированная модель асинхронной машины при w = w0 (а), векторная диаграмма (б) и кривая намагничивания (в)

 

Можно приближённо считать, что  магнитный поток определяется приложенным  напряжением, частотой и параметрами обмотки:

.     (4.4)

Ток в обмотке (фазе) статора - ток намагничивания определится при этом лишь магнитным потоком и  характеристикой намагничивания машины (рис. 4.2,в):

В серийных машинах при U1=U и f1=f, т.е. при номинальном магнитном потоке ток холостого хода I10 составляет обычно 30% - 40% от номинального тока статора I.

 

Процессы под  нагрузкой

При нагружении вала ; отличие скоростей w и w0 принято характеризовать скольжением

.     (4.5)

Теперь в роторной цепи появится ЭДС , наведенная по закону электромагнитной индукции и равная

=E1¢s;       (4.6)

штрихом здесь и далее отмечены приведенные величины, учитывающие  неодинаковость обмоток статора  и ротора. Частота наведенной ЭДС составляет

 f2=f1s       (4.7)

Ток I2¢ в роторной цепи, обладающей сопротивлением R2¢ и индуктивностью L2¢, определится как

или после простых преобразований

,    (4.8)

где Х2¢ - индуктивное сопротивление рассеяния вторичной цепи при частоте f1.

Мы получили уравнение, соответствующее  традиционной схеме замещения фазы асинхронного двигателя - рис. 4.3, в которой учтены и параметры статора R1 и Х1. Эта простая модель пригодна для анализа установившихся режимов при симметричном двигателе с симметричным питанием.

Рис. 4.3. Схема замещения фазы асинхронного двигателя

 

 

 

4.2 Механические характеристики. Энергетические режимы

 

Для получения механической характеристики ещё более упростим модель - вынесем контур намагничивания на зажимы - рис. 4.4,а, как это часто делается в курсе электрических машин.

             

а)                                                               б)

Рис. 4.4. Упрощенная схема замещения (а) и характеристики асинхронной машины (б)

 

Поскольку

,

где I - активная составляющая тока ротора,

y2 - угол между и ,

качественное представление о  механической характеристике М(s) можно получить, проследив зависимость каждого из трех сомножителей от s.

Информация о работе Электромеханические системы