Микромеханические гироскопы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:05, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассматриваем мы хотим рассмотреть основные конструкционные особенности микрогироскопов, их принципы работы. Мы рассмотрим микрогироскопы L-L типа L-R типа и R-Rтипа, а так же камертонные и волновые микрогироскопы. Однако в работе представлены только те разработки что содержат приоритетные решения или являются коммерческой продукцией либо же реализованы настолько что разработчики уверенно заявляют и технические характеристики и планируют выпуск. Микромеханические, или микрогироскопы (МГ), являются электромеханическими системами, в которых энергия вынужденных (первичных) колебаний инерционной массы (ИМ) на упругом подвесе (резонатор) при появлении переносной угловой скорости преобразуется в энергию вторичных колебаний, которые содержат информацию об измеряемой угловой скорости

Файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 4.18 Мб (Скачать файл)

 

Противофазное движение ИМ со скоростью v (РД), синхронизируемое кинематической связью 14, обеспечивается гребенчатыми структурами электростатических приводов 8 (левого и правого). Информацию об этих движениях выдают емкостные измерители перемещений 10, которые могут быть включены в контур управления РД.

При возникновении угловой  скорости Ωz вокруг оси Z на каждую ИМ действуют силы инерции Кориолиса, которые создают вибрационный вращающий момент, вызывающий угловые движения элементов 3 вместе с ИМ вокруг оси Z (РЧ). Под электродами, сформированными на пластинах ИМ, расположены электроды 11 емкостных измерителей угловых перемещений ИМ в РЧ. На кремниевой подложке (основание МГ) выращен слой диоксида кремния, на котором находятся контактные площадки 6, 7, 9, 12 и идущие от них токопроводящие дорожки к соответствующим элементам конструкции.

 

 

Принципиальная    схема    МГ    разработки фирмы The Charles Stark Draper Laboratory, ЧЭ которого соответствует схеме на рис. 13, б (без кинематической связи между ИМ) приведена на рис.16.

ЧЭ состоит из двух ИМ 7, которые с помощью упругих  элементов 2, 4 подвеса и жесткого элемента 3 связаны с анкерами 5, скрепленными с подложкой. На последней   расположены   также   статоры гребенчатых структур электростатических приводов 6, 7, 9 (правого, центрального и левого) и неподвижные электроды 8 емкостных датчиков (измерителей) перемещений, подвижные электроды которых размещены на ИМ. Подвод электропитания и съем информационных сигналов осуществляется через токоподводы 10 и контактные площадки 11.

 

 

 

Режим движения ИМ в противофазе  осуществляется в направлении оси X со скоростью v. При появлении угловой скорости Ωz вокруг оси Z (ось чувствительности) ИМ под действием сил инерции Кориолиса выходят из плоскости XZ в противофазе,   вызывая   угловые   колебания рамки, имея в виду, что обеспечена малая жесткость на кручение вокруг оси Z упругих элементов 4. Колебания ИМ фиксируются емкостными измерителями.

Первые    образцы    прибора    имели дрейф 0,5... 1 %, который в дальнейшем был уменьшен. Фирма Boeing (США) освоила выпуск гироскопов и успешно применила их в автомобильной промышленности. Подобные гироскопы были использованы   в   разработанной   фирмой   The Charles Stark Draper Laboratory системе для управления и наведения реактивных снарядов ВМФ США. Дрейф гироскопов, входящих в систему, составлял 1000 °/ч.

1.3.4. Микрогироскопы RR-типа

В МГ RR-типа движение ИМ в РД и РЧ носит вращательный характер. Сочетание относительного, вращательного движения ИМ в РД и ее переносного, вращательного движения в РЧ приводит к возникновению момента сил инерции Кориолиса, который носит название "гироскопический момент".

А. Гироскопический  момент и          

ЧЭ микрогироскопов

В теории гироскопов введено  понятие "регулярная прецессия" вращающегося твердого тела, закрепленного в одной точке. Регулярной прецессией вращающегося с постоянной скоростью Ω вокруг своей оси z твердого тела (ротора) (рис. 17, а) называется такое движение, при котором ось z вращается с постоянной скоростью со вокруг неподвижной оси х, сохраняя с ней один и тот же угол. Ось z описывает в пространстве конус. Ось х этого конуса называется осью прецессии, а ω -угловой скоростью прецессии.

Найдем силу инерции Кориолиса, действующую на произвольную точку  ротора, вращающегося со скоростью  Ω вокруг оси z и одновременно вращающегося вокруг оси х со скоростью со (рис.17, б). Оси х и z взаимно перпендикулярны, а скорость Ω большая по сравнению с ω.

Так как ось z является осью симметрии тела, то центробежные силы относительного движения взаимно уравновешиваются. Центробежными силами переносного вращения ввиду малости угловой скорости ω пренебрегаем. Ускорение Кориолиса ак для одной точки, имеющей относительную скорость vr = Ωr (r - расстояние точки от оси вращения z), находится по формуле

ак =2ωvr   sincp = 2ωΩrsinφ.

Это ускорение направлено параллельно оси Z. Элементарная сила инерции Кориолиса для этой точки направлена в сторону, противоположную ускорению ак, и равна                                               

dFK =(2Ω ω r sin φ)dm = 2Ωωx dm, (12)

где х = r sin φ

. Представим ротор в виде диска со средней (экваториальной) плоскостью, совмещенной с плоскостью ху (рис.18), где расположена произвольная точка, на которую действует сила, описанная формулой (12).

Проекции элементарной силы [см. формулу (12)] на оси координат:

dFz = -2Ωωxdm;

dFy=0;        dFx=0;

а элементарные моменты                         

dMx = 2Ωωxydm;

dMy = 2ωx2 dm;        dMz = 0.

 

Поэтому для всего ротора Fz = -2Ωωʃxdm;   Fy=Fx=Mz = 0;

Mx = 2Ωωʃxydm;   My= 2Ωωʃx2dm.

Для интегралов имеют место  равенства:

ʃxdm = 0,   так   как   ЦМ  лежит на оси Z;

ʃxydm = 0 — вследствие симметрии;

действительно, каждой точке  в первой четверти с координатами (+х, -у) соответствуют в других четвертях симметричные точки с координатами (+х, +у; +у, -х; -х, -у).

Очевидно, что для этих четырех точек ʃxydm = 0, а так как весь ротор можно рассматривать состоящим из совокупностей по четыре такие точки в каждой, то   и   для   него   справедливо   равенство ʃxydm = 0.

Вследствие    симметрии   ясно,   что ʃх2 dm = ʃу2 dm, и поэтому

JZ=C=ʃr2dm = ʃ(x2 + y2)dm = ʃx2dm +ʃу2dm = 2ʃx2dm,

откуда   ʃx2dm =  1/2С, где С - осевой момент инерции ротора.

С учетом найденных величин  интегралов получим окончательно

 

Fx=Fy=Mx=Mz=0

и

Му=CΩω = Нω,

где Н = СΩ - кинетический момент ротора.

Следовательно, прецессия  симметричного тела вращения вызывает силы инерции Кориолиса, которые дают постоянный по величине и направлению момент.

Момент, создаваемый силами инерции Кориолиса, называется гироскопическим моментом, эффектом или реакцией и проявляется в давлении оси вращающегося тела на опоры. Гироскопический момент для случая, когда ось ротора z составляет с осью прецессии х постоянный

 

угол α (рис.19), находят, проектируя угловую скорость прецессии ω на направление оси ротора z и направление, перпендикулярное к ней. Гироскопический момент вызывается только перпендикулярной составляющей ωsinα, и величина его вычисляется по формуле

Mг=CΩωsinα.         (13)

 

 

Направление момента Мг определяется по одному из следующих правил (рис. 20):

1. Если между осью собственного вращения ротора и осью прецессии имеется угол (рис. 20, а), возникает момент, стремящийся совместить по кратчайшему пути

ось тела с осью прецессии  так, чтобы оба вращения совершались  в одну сторону.

2. Если оси собственного вращения ротора и его прецессии взаимно перпендикулярны, то направление гироскопического  момента получается, если  вектор угловой скорости прецессии ω повернуть вокруг оси ротора в сторону его вращения на 90° (рис. 20, б). Это же правило можно применить и к случаю неперпендикулярных осей, для чего предварительно проектируется угловая скорость прецессии на направление оси ротора и на направление, перпендикулярное   к   ней.   Направление, вектора гироскопического момента получается   при   повороте   перпендикулярной составляющей вокруг оси ротора в сторону его вращения на 90° (см. рис. 19).

Таким образом, прецессия  вызывает гироскопический момент Мг, и, на основании закона о равенстве действия и противодействия и согласно началу Д'Аламбера, следует, что момент Мв внешних сил должен уравновесить гироскопический момент, т.е. Мв + Мг = 0, или Мв = -Мг.

Итак, если мы наблюдаем прецессию  со вращающегося с угловой скоростью  Ω ротора, то момент внешних сил Мв, являющийся причиной прецессии, равен гироскопическому моменту и направлен в противоположную ему сторону.

Надо обратить внимание на то, что если вращающийся ротор  находится на вращающемся основании, то это переносное вращение основания для ротора аналогично прецессии и гироскопический момент определяется по приведенным выше правилам.

На рис.21 ротор с кинетическим моментом H заключен в рамку, которая различным образом может приводиться во вращение относительно любой оси, но не совпадающей с осью собственного вращения ротора. На рис.21, а (ось собственного вращения горизонтальна) и б (она вертикальна) показаны векторы угловых скоростей переносного вращения ω1 и ω2 вместе с рамкой и соответствующие им векторы гироскопических моментов, которые в соответствии с формулой (13) равны

Мг1 = Нω1;   Мг2=Нω2

Момент Мг1 на рис.21, а, б стремится развернуть рамку с ротором вокруг оси X, но в разных направлениях. Момент Мг2 на рис. 21 а стремится развернуть рамку с ротором вокруг оси у, а на рис.21, б - вокруг оси z.

В МГ RR-типа реализуется колебательное движение ИМ (ротора) в режимах первичных и вторичных колебаний. На рис. 22 ротор 1 укреплен относительно опоры-основания 3 на упругих элементах 2 подвеса, которые имеют малые жесткости на кручение вокруг оси y и на изгиб вокруг оси z.

 Жесткость упругих элементов вокруг оси х значительно больше. Таким образом, возможны колебания ротора вокруг осей z и y.

Привод обеспечивает колебательные  движения ротора со скоростью  = Ω вокруг оси z таким образом, что первую половину периода кинетический момент Н1 направлен в положительную сторону оси z, а вторую половину H2 - в отрицательную.    Достаточно    точно    соблюдается равенство Н1 = H2 = H = Jγγ (Jγ - осевой момент инерции ротора). Это режим первичных колебаний, т.е. РД. При появлении переносной скорости ω основания (для ротора - это прецессия) возникают гироскопические моменты Мг1  и Мг2 -соответственно  для  первого  и  второго полупериодов РД (Мг1 = Мг2 = Нω). Периодически меняющий направление гироскопический момент вызывает колебания ротора вокруг оси у. Это режим вторичных колебаний, т.е. РЧ.

 

Момент привода M0 sin pt (М0, р - амплитуда и частота момента) преодолевает инерционный момент, демпфирования и момент сил упругости подвеса вокруг оси z. Гироскопический момент преодолевает аналогичные моменты сил вокруг оси у. Таким образом, простейшие уравнения движения ротора имеют вид

Jαä + bαȧ + Gαα = Hω, (14)

где Jγ, Jα - осевой и экваториальный моменты инерции ротора; bγ, bα - коэффициенты демпфирования ротора в РД и РЧ; Gγ, Gα - жесткости упругих элементов подвеса вокруг осей z и у соответственно; γ, α - углы колебаний ротора в РД и РЧ.

Для установившегося РЧ из второго уравнения системы (14) следует угол поворота ротора вокруг оси y:

а =Hω/Gα                 (15)

Угол α содержит информацию об угловой скорости вращения основания, на котором находится гироскоп.

Принципиальные  схемы  ЧЭ  в  МГ RR-типа, которые определяются так же, как и ЧЭ МГ LL-типа,  приведены на рис.23 . ИМ 1 (ротор) относительно анкеров   3,   установленных   на   подложке, имеет подвес, включающий в себя упругие элементы 2, 5 и промежуточный, жесткий элемент 4. ИМ 1 может быть кольцевой формы, а также конфигурации с разнесением масс для увеличения инерционности ротора. Упругие элементы 2 отличаются малой жесткостью на кручение  и  обеспечивают  колебания  ротора относительно выходных (измерительных) осей в РЧ.

Упругие элементы 5 характеризуются малой изгибной жесткостью в плоскости первичных колебаний ротора и осуществляют РД. Элементы 5, показанные в виде   прямолинейных   стержней,   могут иметь более сложную форму, а также иное угловое расположение относительно входной (чувствительной) и выходной (измерительной) осей. В любом случае размещение элементов 5 в плоскости ротора должно гарантировать минимальные жесткости относительно выходных осей.

В схемах на рис.23, а, б передача вращающего момента привода осуществляется непосредственно на ротор. Элементы статора привода располагаются, как правило, снаружи ротора. Промежуточный элемент 4 имеет размеры, зависящие от элементов, находящихся на нем, а также от размеров упругих элементов 5. На рис.23, а пунктиром показано возможное изменение размеров элементов 2, 4,5.

В схеме на рис.23, в привод, обеспечивающий РД ротору 1, предпочтительно должен располагаться в пространствах, ограниченных внутренним контуром элемента 4. В этом случае передача вращающего момента привода на ротор реализуется через элемент 4 и торсионы 2. Очевидно, что возможна и непосредственная передача вращающего момента привода на ротор.

ЧЭ по рис. 23, а, в служат для измерения одной переносной угловой скорости основания, и на их основе может быть построены однокомпонентные МГ. Осью чувствительности для них является ось У, вокруг которой основание вращается со скоростью Ωу. РД происходит вокруг оси Z, вдоль которой направлены векторы переменного кинетического момента Н ротора. Переменные гироскопические моменты НΩy вызывают колебания ротора в РЧ вокруг выходных (измерительных) осей X (рис. 23, г, e).

Уравнения движения ЧЭ однокомпонентных МГ аналогичны системе (14).

ЧЭ по схеме на рис. 23, б служит для измерения двух угловых скоростей основания, и на его основе могут быть построены двухкомпонентные МГ. Осями чувствительности может  быть любая из осей X, Y.

 

 

 

 РД вокруг оси Z создает переменныи кинетический момент Н, и при

появлении угловых скоростей  ΩХ ,Ωу возникают   гироскопический   момент   НΩХ,

генерирующий  РЧХ,  и  гироскопический момент HΩy, генерирующий РЧГ

Уравнения движения ЧЭ двухкомпонентного  МГ описываются также системой (14), к которой необходимо добавить уравнение движения ротора вокруг второй измерительной оси:

(16)

где α, β, γ — углы поворота ротора вокруг осей X, Y и Z соответственно; Jα  Jβ,  Jγ -моменты инерции всех элементов (тел), вращающихся вокруг осей Х, Y, Z; bα, bβ, bγ - коэффициенты демпфирования относительно соответствующих осей; Gα, Gβ, Gγ — жесткости всех элементов подвеса при их деформациях относительно осей X, Y, Z соответственно; MB(t) - вибрационный момент привода.

Информация о работе Микромеханические гироскопы