Таможенная статистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Специальная таможенная статистика изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия специальной таможенной статистики 3
1.1 Понятие специальной таможенной статистики
1.2 Принципы ведения специальной таможенной статистики 6
2. Специальная таможенная статистика 9
2.1 Статистика декларирования
2.2 Статистика таможенных платежей 11
2.3 Статистика валютного контроля 13
2.4 Статистика таможенных правонарушений 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

Спец. там. статистика.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

- статистика  таможенных правонарушений.

2. Специальная таможенная статистика

2.1 Статистика  декларирования

таможенный  декларирование статистика платеж

Обязательное  таможенное декларирование участниками  ВЭД товаров, перемещаемых через  таможенную границу страны, введено  с 1 января 1989 г., то есть в период, когда начался переход экономики России на рыночные отношения. В сфере внешней торговли это нашло отражение в отходе от принципов государственной монополии на внешнюю торговлю и выходе на внешние рынки большого числа участников внешнеэкономических связей.

Таможенное  декларирование представляет собой заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры.

Таможенному декларированию подлежат товары:

– перемещаемые через таможенную границу;

– таможенный режим  которых изменяется;

– являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки  на таможенной территории и переработки  для внутреннего потребления;

– являющиеся остатками, ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;

– являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения;

– незаконно  ввезенные на таможенную территорию ТС и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному  перемещению.

ТК ТС предусматривает следующие формы таможенного декларирования:

1) письменную;

2) устную;

3) электронную;

4) конклюдентную.

В области ВЭД применяется  письменная форма ТД.

Для участников ВЭД альтернативой  ТД может служить:

– заявление (например, при  заявлении таможенного режима реэкспорта);

– транспортный документ (например, в случае перевозки товаров по процедуре международного таможенного  транзита);

– таможенный документ (в  случае временного ввоза товаров).

2.2 Статистика таможенных платежей

Таможенные  платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии Бюджетным кодексом РФ таможенные платежи относятся к налоговым доходам федерального бюджета. Виды таможенных платежей регламентируются ТК ТС.

Таможенная  пошлина - это косвенный налог, взимаемый  государством при перемещении отдельных  видов товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, регулирующий развитие внутреннего рынка и способствующий интеграции страны в мировое сообщество. Изменение таможенных пошлин является одним из важных механизмов регулирования экономической ситуации в стране. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Вместе с тем, оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать конкурентоспособность своей продукции, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. В то же время целесообразно использовать временное повышение таможенных пошлин для защиты отечественных товаропроизводителей от наполнения рынка импортными товарами-аналогами.

Для расчета таможенных пошлин применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом. Они дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны происхождения товара.

Таможенный  тариф - это инструмент государственного регулирования внешней торговли и внутреннего рынка, представляющий собой документ, содержащий правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу государства. Можно выделить 2 основных функции, присущие таможенному тарифу - фискальная и регулирующая.

Фискальная (от лат. «фиск» - государственная казна) обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Регулирующая  функция подразделяется на 3 вида:

1) Протекционистская  - защита отечественных товаропроизводителей  путем установления ввозных пошлин выше разницы между национальными и мировыми ценами;

2) Стабилизирующая  - выравнивание условий конкуренции  для товаров импортного и отечественного  производства путем применения  пошлин, которые не создают преимущества  для тех или других товаров, то есть ввозные пошлины устанавливаются в соответствии с ризницами между мировыми и национальными ценами;

3) Стимулирующая  - установление ввозных пошлин  ниже разницы между национальными  и мировыми ценами, тем самым  создавая более широкие возможности для импорта товаров.

В развитых государствах таможенно-тарифное регулирование  выполняет, в первую очередь, регулирующую функцию. В России же фискальная роль является преобладающей.

 

2.3 Статистика валютного контроля

Валютный контроль - это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.

Организация валютного  контроля в России строится на сочетании  трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в  себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.

2. Банковский  валютный контроль, объединяющий  деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов - уполномоченных банков. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.

3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет  государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Недостатками  такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования  деятельности контролирующих органов.

Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения.

В области осуществления  валютного контроля таможенными  органами ведется контроль за соблюдением  таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.

Работа в  области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.

2.4 Статистика таможенных правонарушений

Одним из главных направлений работы таможенной службы является соблюдение законности и контроль за соблюдением законодательства. Вся деятельность таможенных органов по соблюдению законодательства состоит из двух взаимосвязанных составляющих:

1. Жесткий контроль за соблюдением законодательства участниками ВЭД;

2. Строгое соблюдение  законодательства самими должностными  лицами таможенных органов независимо  от занимаемой должности.

В рамках первой составляющей деятельность таможенных органов нацелена на решение задач по обеспечению экономической безопасности государства, выявление и пресечение фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестными и связанными с криминалом участниками ВЭД.

Основную угрозу экономической безопасности РФ прежде всего создают:

– при ввозе (импорт) - незаконные операции с товарами с высоким налогообложением (легковой автотранспорт, бытовая аудио- и  видеотехника, оргтехника, мебель, одежда, обувь, ковры и ковровые изделия, алкогольная и табачная продукция);

– при вывозе (экспорт) - нелегальные операции с  сырьевыми товарами (лес, металлы  и др.).

Наибольшее  количество дел возбуждается в связи  с:

– недекларированием  товаров;

– недостоверным  декларированием товаров;

– несоблюдением  перевозчиком установленного таможенным органом срока внутреннего или  международного таможенного транзита либо маршрута перевозки товаров, а  также доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной в качестве места доставки;

– неосуществлением физическими лицами обратного ввоза  на таможенную территорию ТС временно вывезенных товаров, подлежащих обратному  ввозу.

Импорт товаров  в Россию осуществляется по 3 схемам:

1) «Белой» - абсолютно  легально, соответствуя требованиям  ФТС;

2) «Черной» - нелегально (контрабанда);

3) «Серой» (полулегально) - условное название большого  спектра технологий, существенно  различающихся по степени и  формам отклонения практики от нормативных требований.

«Серые» схемы  чрезвычайно многообразны, оперативно изменяются, приспосабливаясь к новациям таможенного контроля. Их суть - искажение  таможенных деклараций с целью снижения таможенных сборов по следующим направлениям: таможенные коды, количество ввозимых товаров в натуре, инвойсные цены.

В осуществлении  как «серых», так и «черных» схем, как правило, задействуются следующие  участники:

1) Продавец товара - это чаще всего крупная зарубежная  компания, которая может и не  знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;

2) Российский  банк, обеспечивающий перевод необходимой  суммы для закупки товара;

3) Компания, закупающая  товар и зарегистрированная, как  правило, в оффшоре;

4) «Черный брокер»,  имеющий «окно» на таможне;

5) Несколько  фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.

Вся эта цепочка  по закону несет ответственность  за нарушение таможенного режима.

Наводнение  внутреннего рынка дешевыми, часто  контрафактными товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, то есть не облагаются или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Масштабы такого теневого импорта варьируются по товарным позициям и странам-поставщикам.

Один из возможных  подходов к оценке и анализу теневой  составляющей внешней торговли состоит  в построении «зеркальной» статистики экспортно-импортных потоков, то есть в сопоставлении оценок, фиксируемых  в таможенной статистике одной страны, с соответствующими оценками тех же потоков статистике стран - торговых партнеров. Такой подход позволяет оценивать каждый отдельный поток с двух точек зрения: со стороны отправителя груза и со стороны его получателя. При этом предполагается, что оценки импортера и экспортера должны быть близки. Допустимые различия определяется соотношением цен CIF/FOB и принимаются в пределах 10%. Чтобы установить степень вовлеченности импортных товаров в ту или иную схему «растаможки», недостаточно одного лишь «зеркального» сопоставления импорт / экспорт по таможенной стоимости. Необходимо сравнить также физические объемы и цены.

В настоящее  время в таможенную практику происходит внедрение автоматизированной Системы  управления рисками (СУР), что качественным и количественным образом отражается на таможенном администрировании. Благодаря этой системе достигается переход от тотального контроля товаров, перемещаемых через границу, к выборочному. Использование СУР таможенными органами обеспечивает возможность таможенным постам не проверять все партии товаров, а сосредоточиться только на рисковых партиях. Автоматизированное выявление профилей риска - одна из самых важных задач автоматизации СУР. Если до применения СУР из всех проверенных парий товара лишь каждый трехсотый досмотр выявлял нарушения, то теперь эффективность СУР при ввозе составляет 8%, то есть результат дает в среднем каждый 13-й досмотр.

Несмотря на очевидные преимущества автоматизированной СУР, ее значительные возможности в  борьбе с таможенными нарушениями, она не лишена недостатков. Основные недостатки: несовершенство применяемых программных средств, необходимость высокой квалификации специалистов для работы с автоматизированной СУР.

Одним из важных элементов таможенного регулирования  является проведение контроля после выпуска товаров (постконтроль), который проводят подразделения таможенной инспекции. Это способствует решению задач по смещению акцента при проведении таможенного контроля с этапа таможенного оформления на таможенный контроль после выпуска товаров, а также по контролю за соблюдением участниками ВЭД, лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, и лицами, осуществляющими розничную или оптовую торговлю ввезенными товарами, таможенного законодательства таможенного союза.

 

Заключение

Таможенное  дело является важным инструментом в  выполнении экономических задач, стоящих  перед РФ. Однако и в таможенном деле есть свои недостатки и недоработки, над которыми надо сосредотачивать  свои усилия. Функции таможенной службы: сбор налогов и пошлин в таможенной сфере, валютно-экспортный контроль, борьба с нарушениями таможенного законодательства, контрабандой товаров, транспортных средств, в том числе оружия и наркотиков. Но основная задача таможенных органов - пополнение федерального бюджета.

Специальная таможенная статистика ведется таможенными  органами РФ в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств-членов таможенного союза. При этом используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в РФ. Документы и сведения для статистических целей представляются в соответствии с положениями ТК ТС о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля. Информация, предоставленная для статистических целей, является конфиденциальной.

Информация о работе Таможенная статистика