Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 13:02, контрольная работа
Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности. Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней абсолютная величина, характеризующая уровень признака отдельной единицы совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям.
1. Теоретическое задание на тему: «Структурные средние величины».
Структурные средние
Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности. Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней абсолютная величина, характеризующая уровень признака отдельной единицы совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся к разным совокупностям. Вычисление среднего – один из распространенных приемов обобщения; средний показатель отрицает то общее, что характерно (типично) для всех единиц изучаемой совокупности, в то же время он игнорирует различия отдельных единиц. В каждом явлении и его развитии имеет место сочетание случайности и необходимости. При исчислении средних в силу действия закона больших чисел случайности взаимопогашаются, уравновешиваются, поэтому можно абстрагироваться от несущественных особенностей явления, от количественных значений признака в каждом конкретном случае. В способности абстрагироваться от случайности отдельных значений, колебаний и заключена научная ценность средних как обобщающих характеристик совокупностей.
Для характеристики структуры статистической совокупности применяются показатели, которые называют структурными средними. К ним относятся мода и медиана. Также кроме моды и медианы могут быть использованы такие показатели, как квартили, делящие ранжированный ряд на 4 равные части, децили -10 частей и перцентили — на 100 частей.
В данном теоретическом задании мы будем рассматривать Моду и Медиану.
Мода — это наиболее часто встречающийся вариант ряда. Мода применяется в коммерческой практике для изучения покупательского спроса, например при определении размера одежды, обуви, пользующейся наибольшим спросом у покупателей, а также для регистрации цен. Модой для дискретного ряда является варианта, обладающая наибольшей частотой. При вычислении моды для интервального вариационного ряда необходимо сначала определить модальный интервал (по максимальной частоте), а затем — значение модальной величины признака по формуле:
где:
Мода зависит от величины групп, от точного положения границ групп.
Мода – число, которое в действительности встречается чаще всего (является величиной определенной), в практике имеет самое широкое применение.
Медиана — это значение признака, которое лежит в основе ранжированного ряда и делит этот ряд на две равные по численности части.
Для определения медианы в дискретном ряду при наличии частот сначала вычисляют полусумму частот , а затем определяют, какое значение варианта приходится на нее. (Если отсортированный ряд содержит нечетное число признаков, то номер медианы вычисляют по формуле:
Ме = (n(число признаков в совокупности) + 1)/2,
в случае четного числа признаков медиана будет равна средней из двух признаков находящихся в середине ряда).
При вычислении медианы для интервального вариационного ряда сначала определяют медианный интервал, в пределах которого находится медиана, а затем — значение медианы по формуле:
где:
Пример. Найти моду и медиану.
Возрастные группы  | 
  Число студентов  | 
  Сумма накопленных частот ΣS  | 
До 20 лет  | 
  346  | 
  346  | 
20 — 25  | 
  872  | 
  1218  | 
25 — 30  | 
  1054  | 
  2272  | 
30 — 35  | 
  781  | 
  3053  | 
35 — 40  | 
  212  | 
  3265  | 
40 — 45  | 
  121  | 
  3386  | 
45 лет и более  | 
  76  | 
  3462  | 
Итого  | 
  3462  | 
  
Решение: 
В данном примере модальный интервал находится 
в пределах возрастной группы 25-30 лет, 
так как на этот интервал приходится наибольшая 
частота (1054).
Рассчитаем величину моды:
Это значит, что модальный возраст студентов равен 27 годам.
Вычислим медиану. Медианный интервал находится в возрастной группе 25-30 лет, так как в пределах этого интервала расположена варианта, которая делит совокупность на две равные части (Σfi/2 = 3462/2 = 1731). Далее подставляем в формулу необходимые числовые данные и получаем значение медианы:
Это значит, что одна половина студентов имеет возраст до 27,4 года, а другая свыше 27,4 года.
2. Решение задачи.
Списочная численность работников предприятия на начало каждого месяца составляет (чел):
Дата  | 
  Количество (чел)  | 
01.01.2009  | 
  367  | 
01.02.2009  | 
  373  | 
01.03.2009  | 
  371  | 
01.04.2009  | 
  370  | 
01.05.2009  | 
  366  | 
01.06.2009  | 
  369  | 
01.07.2009  | 
  374  | 
01.08.2009  | 
  375  | 
01.09.2009  | 
  371  | 
01.10.2009  | 
  372  | 
01.11.2009  | 
  378  | 
01.12.2009  | 
  372  | 
01.01.2010  | 
  370  | 
Требуется рассчитать среднюю численность работников:
- каждого месяца
- каждого квартала
- каждого полугодия
- годовую численность
Используя данные:
- на начало и конец года
- на начало, середину и конец года
- на начало каждого квартала
- на начало каждого месяца
Представить численность работников в относительных величинах, в %.
Решение
Вычислим среднемесячную численность сотрудников за каждый месяц квартала как среднее между численностью работников на начало и конец данного месяца. Используем формулу простой средней арифметической.
т.е. средний уровень ряда равен сумме уровней ряда, деленной на их число.
Тогда:
Месяц  | 
  Среднемесячная численность  | 
январь  | 
  (367+373)/2=370  | 
февраль  | 
  (373+371)/2=372  | 
март  | 
  (371+370)/2=370,5  | 
апрель  | 
  (370+366)/2=368  | 
май  | 
  (366+369)/2=367,5  | 
июнь  | 
  (369+374)/2=371,5  | 
июль  | 
  (374+375)/2=374,5  | 
август  | 
  (375+371)/2=373  | 
сентябрь  | 
  (371+372)/2=371,5  | 
октябрь  | 
  (372+378)/2=375  | 
ноябрь  | 
  (378+372)/2=375  | 
декабрь  | 
  (372+370)/2=371  | 
Вычислим среднюю численность сотрудников за квартал.
1квартал  | 
  (367+370)/2=368,5  | 
2квартал  | 
  (370+374)/2=372  | 
3 квартал  | 
  (374+372)/2=373  | 
4 квартал  | 
  (372+370)/2=371  | 
Вычислим среднюю численность сотрудников за полугодие используя данные на начало, середину и конец года
1 полугодие  | 
  (367+374)/2=370,5  | 
2 полугодие  | 
  (374+370)/2=372  | 
Вычислим среднюю численность сотрудников за год используя данные:
- на начало и конец года: 367+370/2=368,5
Представим численность работников в относительных величинах, в %.
Дата  | 
  Количество (чел)  | 
  Абсолютный прирост, чел  | 
  Темп роста в %  | 
01.01.2009  | 
  367  | 
  ||
01.02.2009  | 
  373  | 
  6  | 
  101,6  | 
01.03.2009  | 
  371  | 
  -2  | 
  99,5  | 
01.04.2009  | 
  370  | 
  -1  | 
  99,7  | 
01.05.2009  | 
  366  | 
  -4  | 
  98,9  | 
01.06.2009  | 
  369  | 
  3  | 
  100,8  | 
01.07.2009  | 
  374  | 
  5  | 
  101,4  | 
01.08.2009  | 
  375  | 
  1  | 
  100,3  | 
01.09.2009  | 
  371  | 
  -4  | 
  98,9  | 
01.10.2009  | 
  372  | 
  1  | 
  100,3  | 
01.11.2009  | 
  378  | 
  6  | 
  101,6  | 
01.12.2009  | 
  372  | 
  -6  | 
  98,4  | 
01.01.2010  | 
  370  | 
  -2  | 
  99,5  |