В-третьих, еще в советский период
низкая цена труда оказывала дестимулирующее
влияние на процесс замещения
труда капиталом. Однако при централизованных
инвестициях значение этого фактора
было не столь ощутимо, как в настоящее
время [4].
Глава 3. Цели, задачи и принципы региональной
политики в Российской Федерации
Основная цель региональной политики
в Российской Федерации – обеспечивать
сбалансированное социально-экономическое
развитие регионов страны, укрепляя
территориальную целостность государства,
способствуя росту благосостояния и качества
жизни граждан России и сокращению различий
между регионами по жизненному уровню.
Приоритетным является не решение
отдельных, пусть и очень важных
экономических задач, а создание
достойных условий для жизни и труда всех
граждан Российской Федерации, независимо
от места их проживания в стране. Повышение
уровня жизни населения регионов должно
происходить путем достижения устойчивого
экономического роста.
Региональная политика федерального
правительства осуществляется во имя
достижения общенациональных целей развития
страны и должна быть составной частью
государственных стратегических программ
развития страны [1].
Задачами региональной политики в
Российской Федерации являются:
- обеспечение равных возможностей для жителей всех частей страны в реализации своих социальных и экономических прав вне зависимости от места проживания;
- снижение территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни, в том числе поддержка кризисных регионов;
- стимулирование улучшения инвестиционного климата и инвестиционной активности на региональном уровне;
- диверсификация структуры экономики и занятости регионов и городов;
- преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений в социально-экономическом развитии территорий;
- максимально возможное использование преимуществ территориального разделения труда и совершенствования хозяйственной специализации регионов на базе их конкурентных преимуществ;
- совершенствование систем государственного управления и местного самоуправления
для осуществления целей региональной
политики;
- обеспечение свободного перемещения по территории страны людей, товаров, финансов и информации;
- поддержка развития территорий с особыми условиями хозяйствования, включая территории, обеспечивающие обороноспособность
страны и защиту ее геополитических интересов;
- стимулирование межрегионального и межмуниципального сотрудничества, а также создание механизма разрешения споров и конфликтов, возникающих между регионами;
- укрепление общегражданской идентичности, гармонизация
межнациональных отношений и содействие
этнокультурному развитию народов Российской
Федерации [18, с. 12-15].
Региональная политика в Российской
Федерации должна строиться и
осуществляться исходя из следующих
основных принципов:
1) одновременная и сбалансированная реализация
социально-ориентированной и экономической
региональной политики;
2) нацеленность на социально-экономическое
развитие, которое позволит со временем
сократить размеры государственной поддержки
отдельных субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований;
3) стимулирующий характер региональной
политики, преобладание косвенных механизмов
воздействия;
4) согласование федеральных интересов
с интересами конкретных территорий при
одновременном соблюдении принципов
верховенства общенациональных интересов
над региональными;
5) особое внимание к тем задачам, которые
можно решить лишь на федеральном уровне
или при кооперации нескольких субъектов
Российской Федерации;
6) право федерации осуществлять меры
региональной политики как в рамках границ
отдельных субъектов Российской Федерации
или их объединений, так и создавая зоны
воздействия, пересекающие границы субъектов
Российской Федерации;
7) сопряжённость с другими направлениями
государственной политики, программами
и мерами, принимаемыми Правительством
Российской Федерации;
8) принцип дифференцированности мер государственной
политики регионального развития, выработка
мер поддержки регионального развития
в зависимости от географических, ресурсных
и других особенностей регионов Российской
Федерации [18, с. 18-20].
Глава 4. Совершенствование системы
стратегического и территориального планирования
регионального развития
В целях создания в долгосрочном
периоде объектов государственной
и муниципальной инфраструктуры
и применения мер государственной поддержки,
направленных на развитие имеющегося
потенциала экономического развития в
регионах и преодоление диспропорций
в социально-экономическом развитии субъектов
Российской Федерации, необходимо внедрение
единой системы государственного стратегического
планирования в Российской Федерации.
Полномасштабное осуществление мероприятий
региональной политики в Российской
Федерации ограничивается отсутствием
единой системы государственного стратегического
планирования регионального развития
и её увязки с системой территориального
планирования.
К настоящему времени практически
во всех субъектах Российской Федерации
сформирован комплекс официальных
документов по стратегическому развитию
регионов, включающий в себя:
- стратегии социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации;
- схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
- программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;
- целевые программы, реализуемые за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации;
- и иные документы, соответствующие требованиям, установленным российским законодательством к документам стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Документы, разрабатываемые на региональном
уровне должны учитываться при подготовке
документов стратегического и территориального
планирования муниципальных образований.
Указанные документы разрабатываются
на основе принимаемых на федеральном
уровне Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, стратегий социально-экономического
развития федеральных округов (макрорегионов),
стратегий развития отраслей экономики
и социальной сферы [17].
Основной целью разработки стратегий
социально-экономического развития федеральных
округов (макрорегионов) является детализация
для уровня федерального округа (макрорегиона)
целей и приоритетов социально-экономического
развития Российской Федерации, определенных
Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации, и обеспечение согласованности
с данными целями и приоритетами стратегий
социально-экономического развития субъектов
Российской Федерации, входящих в состав
соответствующего федерального округа
(макрорегиона), а также стратегиями развития
отраслей экономики и социальной сферы.
В системе стратегического планирования
особые меры государственного регулирования
применяются как к геополитически
важным (Дальний Восток, Арктика, Северный
Кавказ), так и к проблемным субъектам
Российской Федерации, которые не имеют
возможности самостоятельно преодолеть
существенное отставание в уровне социально-экономического
развития.
Документы стратегического планирования
должны быть взаимоувязаны с документами
территориального планирования Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований, которые
в свою очередь представляют собой один
из инструментов управления комплексным
развитием территорий и создают пространственно-территориальную
основу для реализации стратегий и программ
социально-экономического развития регионов
и государства в целом [14].
Формирование единой системы документов
стратегического и территориального
планирования, предполагает:
- унификацию процессов планирования на уровне федеральных
округов (макрорегионов) и субъектов Российской
Федерации по методологическим подходам,
срокам (горизонтам) планирования, процедурам
межуровневого и межрегионального согласования,
использованию механизмов регионального
развития;
- создание механизма взаимного согласования и корректировки документов системы стратегического и территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровня на конкретных территориях;
- разработку системы мониторинга и оценки эффективности реализации документов
стратегического и территориального планирования,
что также должно осуществляться на единой
методологической основе, соответствующей
общей системе мониторинга и оценки эффективности
Российской Федерации.
Таким образом, должны быть скоординированы,
взаимосогласованы и взаимоувязаны следующие
документы:
- стратегии федеральных округов (макрорегионов) и стратегии развития субъектов Российской Федерации с федеральными отраслевыми стратегиями;
- стратегии развития субъектов Российской Федерации между собой;
- схемы территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации между собой и с документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и федеральных округов (макрорегионов).
Реализация данных положений,
в частности, имеет существенное значение
при определении приоритетных направлений
инвестирования и размещения крупных
инфраструктурных объектов на конкретных
территориях Российской Федерации [18,
с. 86-40].
Заключение
Исследования, проведенные в диссертационной
работе, позволяют представить основные
выводы и полученные результаты.
1) Современная профессионально-отраслевая
структура занятости в России
сформировалась под влиянием
сложного воздействия многих
факторов, и прежде всего глобальных
изменений, происходящих в эпоху инноваций
и становления постиндустриальной цивилизации.
Кроме факторов глобального масштаба,
на формирование структуры занятости
оказали воздействие структурные процессы,
происходящие на современном этапе в экономике
России, а также многие другие факторы.
В трудах российских ученых по исследованию
структурных процессов слабо отражено
воздействие разных факторов и, прежде
всего, инновационных технологий, на профессионально-отраслевую
структуру занятости населения.
2) Исследованы изменения, произошедшие
на современном этапе в экономике России
на примере воспроизводственной, отраслевой
и социально-экономической структур и
выявлено воздействие этих изменений
на формирование структуры занятости.
Анализ воспроизводственной структуры
России показал, что по важнейшим макроэкономическим
показателям Россия отстает не только
от развитых, но и от многих других стран.
Малая доля России, в мировом ВВП не соответствует
ее ведущему месту в мире по запасам природных
ресурсов и по производству отдельных
видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции. В воспроизводственной структуре
России за период с 2000 по 2009 гг. не прослеживается
положительная и активная динамика изменений.
Список использованной литературы
- Дежина И., Егерев С. Подготовка исследовательских кадров для российской
науки/ И. Дежина, С. Егерев// Вопросы экономики.
– 2009 – №8. – с. 141 - 145.
- Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: Учебно-методическое пособие (практикум)/ Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна. М.: Экономический факультет МГУ,
ТЕИС, 2004. – 458 с.
- Калашников С.В. Развитие рынка труда неотъемлемый элемент государственной политики/
С.В. Калашников// Человек и труд. – №5.
– 2005. – с. 41-44.
- Капелюшников Р.И. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические
иллюзии / Р.И. Капелюшников// Вопросы экономики.
– №4. – 2009. – с. 59-79.
- Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В., Луданик М.В. Экономика персонала: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. – 896 с.
- Колосова Р.П., Чижова Л.С., Разумова Т.О. Глава 5 «Рынок
труда в экономике знаний» из коллективной
монографии «Экономика знаний»/ Отв. ред.
д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. М.: ИНФРА-М,
2008.
- Корецкий В. Повышение оплаты труда как фактор преодоления «ресурсного проклятия»/ В. Корецкий // Человек и труд. –
№2 – 2008. – с. 32-35.
- Костин Л.А. Достойный труд не привилегия для избранных, а настоятельная необходимость для каждого занятого/ Л.А. Костин// Человек и труд. – №4
– 2007. – с. 12-17.
- Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг/ А. Кузьмина//
Вопросы экономики. – №1. – 2007 – с.144-146.
- Нестандартная занятость в российской экономике/ Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 400 с.
- Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.:
Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.
- Разумов A.A. Качество рабочей силы в системе национальных приоритетов
/ А.А. Разумов // Человек и труд. – №11. –
2006. – с. 11-14.
- Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях/
П. Савчекно, М. Федорова/ Экономист – №3.
– 2009 – с. 81-86.
- Седлов А. Состояние и перспективы развития общего рынка труда стран СНГ в контексте мировых интеграционных процессов / А. Седлов// Человек и труд. – №8.
– 2008. – с. 25 - 29.
- Соболева И. Парадоксы измерения человеческого
капитала / И. Соболева// Вопросы экономики.
– №9. – 2009. – с. 51-70.
- Сомавия Хуан. Причина глобального кризиса занятости – экономический рост, не ориентированный
на создание рабочих мест/ Х.Сомавия// Человек
и труд. – №1. – 2007. – с. 4 -8.
- Стратегия развития, информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации ВВ. Путиным 7 февраля 2008 г., №Пр-212. Правовые вопросы национальной безопасности – №3 - 4. – 2008.
- Стратегия России: общество знаний; или новое средневековье?
Материалы конференции; 3-4 апреля 2008 г./
Под общ. ред. A.B. Бузгалина, А.И. Колганова.
– М: ЛЕНАНД, 2008 – 248 с.
- Трудовая миграция и пути, преодоления нелегальной занятости . Сборник материалов ХУ1Г XVII Московско-берлинских семинаров; по актуальным
проблемам миграции. - М., 2008. - 176 с.
- Утинова С.С. Изоморфный рынок труда в России/ С.С.Утинова; Ин-т экономики. М.: Наука, 2003. - 205 с.