Структура занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Целью данной работы являются анализ и оценка изменений в профессионально-отраслевой структуре занятости России, определение влияющих на нее факторов и разработка предложений по совершенствованию формирования структуры занятости инновационного типа.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
исследовать процессы, происходящие на современном этапе в экономике России, и выявить их воздействие на изменение структуры занятости населения;
определить основные факторы, повлиявшие на формирование современной профессионально-отраслевой структуры занятости в России, и провести анализ их воздействия на изменение данной структуры;
выявить влияние сложившейся профессионально-отраслевой структуры занятости на сбалансированность спроса на рабочую силу и ее предложения на российском рынке труда;
разработать основные направления совершенствования профессионально-отраслевой занятости населения в России под воздействием инновационных технологий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Структура занятости населения и эволюция школы…………...5
Глава 2. Изменение структуры занятости………………………………...9
Глава 3. Цели, задачи и принципы региональной политики в Российской Федерации………………………………………………11
Глава 4. Совершенствование системы стратегического и территориального планирования регионального развития………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

referat_struktura_zanyatosti_naselenia.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, еще в советский период низкая цена труда оказывала дестимулирующее  влияние на процесс замещения  труда капиталом. Однако при централизованных инвестициях значение этого фактора  было не столь ощутимо, как в настоящее время [4].

 

Глава 3. Цели, задачи и принципы региональной политики в Российской Федерации

Основная цель региональной политики в Российской Федерации – обеспечивать сбалансированное социально-экономическое  развитие регионов страны, укрепляя территориальную целостность государства, способствуя росту благосостояния и качества жизни граждан России и сокращению различий между регионами по жизненному уровню.

Приоритетным является не решение  отдельных, пусть и очень важных экономических задач, а создание достойных условий для жизни и труда всех граждан Российской Федерации, независимо от места их проживания в стране. Повышение уровня жизни населения регионов должно происходить путем достижения устойчивого экономического роста.

Региональная политика федерального правительства осуществляется во имя достижения общенациональных целей развития страны и должна быть составной частью государственных стратегических программ развития страны [1]. 

Задачами региональной политики в  Российской Федерации являются:

  1. обеспечение равных возможностей для жителей всех частей страны в реализации своих социальных и экономических прав вне зависимости от места проживания;
  2. снижение территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни, в том числе поддержка кризисных регионов;
  3. стимулирование улучшения инвестиционного климата и инвестиционной активности на региональном уровне;
  4. диверсификация структуры экономики и занятости регионов и городов;
  5. преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений в социально-экономическом развитии территорий;
  6. максимально возможное использование преимуществ территориального разделения труда и совершенствования хозяйственной специализации регионов на базе их конкурентных преимуществ;
  7. совершенствование систем государственного управления и местного самоуправления для осуществления целей региональной политики;
  8. обеспечение свободного перемещения по территории страны людей, товаров, финансов и информации;
  9. поддержка развития территорий с особыми условиями хозяйствования, включая территории, обеспечивающие обороноспособность страны и защиту ее геополитических интересов;
  10. стимулирование межрегионального и межмуниципального сотрудничества, а также создание механизма разрешения споров и конфликтов, возникающих между регионами;
  11. укрепление общегражданской идентичности, гармонизация межнациональных отношений и содействие этнокультурному развитию народов Российской Федерации [18, с. 12-15].

Региональная политика в Российской Федерации должна строиться и  осуществляться исходя из следующих  основных принципов:

1) одновременная и сбалансированная реализация социально-ориентированной и экономической региональной политики;

2) нацеленность на социально-экономическое развитие, которое позволит со временем сократить размеры государственной поддержки отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) стимулирующий характер региональной политики, преобладание косвенных механизмов воздействия;

4) согласование федеральных интересов с интересами конкретных территорий при одновременном соблюдении принципов верховенства общенациональных интересов над региональными;

5) особое внимание к тем задачам, которые можно решить лишь на федеральном уровне или при кооперации нескольких субъектов Российской Федерации;

6) право федерации осуществлять меры региональной политики как в рамках границ отдельных субъектов Российской Федерации или их объединений, так и создавая зоны воздействия, пересекающие границы субъектов Российской Федерации;

7) сопряжённость с другими направлениями государственной политики, программами и мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации;

8) принцип дифференцированности мер государственной политики регионального развития, выработка мер поддержки регионального развития в зависимости от географических, ресурсных и других особенностей регионов Российской Федерации [18, с. 18-20].

 

Глава 4. Совершенствование системы стратегического и территориального планирования регионального развития

В целях создания в долгосрочном периоде объектов государственной  и муниципальной инфраструктуры и применения мер государственной поддержки, направленных на развитие имеющегося потенциала экономического развития в регионах и преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, необходимо внедрение единой системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации.

Полномасштабное осуществление мероприятий  региональной политики в Российской Федерации ограничивается отсутствием  единой системы государственного стратегического  планирования регионального развития и её увязки с системой территориального планирования.

К настоящему времени практически  во всех субъектах Российской Федерации  сформирован комплекс официальных  документов по стратегическому развитию регионов, включающий в себя:

  1. стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  2. схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
  3. программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации на среднесрочный период;
  4. целевые программы, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  5. и иные документы, соответствующие требованиям, установленным российским законодательством к документам стратегического планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Документы, разрабатываемые на региональном уровне должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований.

Указанные документы разрабатываются  на основе принимаемых на федеральном уровне Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегий социально-экономического развития федеральных округов (макрорегионов), стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы [17].

Основной целью разработки стратегий  социально-экономического развития федеральных  округов (макрорегионов) является детализация  для уровня федерального округа (макрорегиона) целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и обеспечение согласованности с данными целями и приоритетами стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа (макрорегиона), а также стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы.

В системе стратегического планирования особые меры государственного регулирования  применяются как к геополитически важным (Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ), так и к проблемным субъектам Российской Федерации, которые не имеют возможности самостоятельно преодолеть существенное отставание в уровне социально-экономического развития.

Документы стратегического планирования должны быть взаимоувязаны с документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые в свою очередь представляют собой один из инструментов управления комплексным развитием территорий и создают пространственно-территориальную основу для реализации стратегий и программ социально-экономического развития регионов и государства в целом [14].

Формирование единой системы документов стратегического и территориального планирования, предполагает:

  1. унификацию процессов планирования на уровне федеральных округов (макрорегионов) и субъектов Российской Федерации по методологическим подходам, срокам (горизонтам) планирования, процедурам межуровневого и межрегионального согласования, использованию механизмов регионального развития;
  2. создание механизма взаимного согласования и корректировки документов системы стратегического и территориального планирования федерального, регионального и муниципального уровня на конкретных территориях;
  3. разработку системы мониторинга и оценки эффективности реализации документов стратегического и территориального планирования, что также должно осуществляться на единой методологической основе, соответствующей общей системе мониторинга и оценки эффективности Российской Федерации.

Таким образом, должны быть скоординированы, взаимосогласованы и взаимоувязаны следующие документы:

  1. стратегии федеральных округов (макрорегионов) и стратегии развития субъектов Российской Федерации с федеральными отраслевыми стратегиями;
  2. стратегии развития субъектов Российской Федерации между собой;
  3. схемы территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации между собой и с документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и федеральных округов (макрорегионов).

Реализация данных положений, в частности, имеет существенное значение при определении приоритетных направлений инвестирования и размещения крупных инфраструктурных объектов на конкретных территориях Российской Федерации [18, с. 86-40].

 

Заключение

Исследования, проведенные в диссертационной работе, позволяют представить основные выводы и полученные результаты.

1) Современная профессионально-отраслевая  структура занятости в России  сформировалась под влиянием  сложного воздействия многих  факторов, и прежде всего глобальных  изменений, происходящих в эпоху инноваций и становления постиндустриальной цивилизации. Кроме факторов глобального масштаба, на формирование структуры занятости оказали воздействие структурные процессы, происходящие на современном этапе в экономике России, а также многие другие факторы. В трудах российских ученых по исследованию структурных процессов слабо отражено воздействие разных факторов и, прежде всего, инновационных технологий, на профессионально-отраслевую структуру занятости населения.

2) Исследованы изменения, произошедшие на современном этапе в экономике России на примере воспроизводственной, отраслевой и социально-экономической структур и выявлено воздействие этих изменений на формирование структуры занятости.

Анализ воспроизводственной структуры  России показал, что по важнейшим макроэкономическим показателям Россия отстает не только от развитых, но и от многих других стран. Малая доля России, в мировом ВВП не соответствует ее ведущему месту в мире по запасам природных ресурсов и по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. В воспроизводственной структуре России за период с 2000 по 2009 гг. не прослеживается положительная и активная динамика изменений.

 

Список использованной литературы

  1. Дежина И., Егерев С. Подготовка исследовательских кадров для российской науки/ И. Дежина, С. Егерев// Вопросы экономики. – 2009 – №8. – с. 141 - 145.
  2. Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения: Учебно-методическое пособие (практикум)/ Под ред. Р.П. Колосовой, Г.Г. Меликьяна. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. – 458 с.
  3. Калашников С.В. Развитие рынка труда неотъемлемый элемент государственной политики/ С.В. Калашников// Человек и труд. – №5. – 2005. – с. 41-44.
  4. Капелюшников Р.И. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии / Р.И. Капелюшников// Вопросы экономики. – №4. – 2009. – с. 59-79.
  5. Колосова Р.П., Василюк Т.Н., Артамонова М.В., Луданик М.В. Экономика персонала: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009. – 896 с.
  6. Колосова Р.П., Чижова Л.С., Разумова Т.О. Глава 5 «Рынок труда в экономике знаний» из коллективной монографии «Экономика знаний»/ Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В.П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008.
  7. Корецкий В. Повышение оплаты труда как фактор преодоления «ресурсного проклятия»/ В. Корецкий // Человек и труд. – №2 – 2008. – с. 32-35.
  8. Костин Л.А. Достойный труд не привилегия для избранных, а настоятельная необходимость для каждого занятого/ Л.А. Костин// Человек и труд. – №4 – 2007. – с. 12-17.
  9. Кузьмина А. Потенциал рабочей силы и рынок образовательных услуг/ А. Кузьмина// Вопросы экономики. – №1. – 2007 – с.144-146.
  10. Нестандартная занятость в российской экономике/ Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – 400 с.
  11. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.
  12. Разумов A.A. Качество рабочей силы в системе национальных приоритетов / А.А. Разумов // Человек и труд. – №11. – 2006. – с. 11-14.
  13. Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях/ П. Савчекно, М. Федорова/ Экономист – №3. – 2009 – с. 81-86.
  14. Седлов А. Состояние и перспективы развития общего рынка труда стран СНГ в контексте мировых интеграционных процессов / А. Седлов// Человек и труд. – №8. – 2008. – с. 25 - 29.
  15. Соболева И. Парадоксы измерения человеческого капитала / И. Соболева// Вопросы экономики. – №9. – 2009. – с. 51-70.
  16. Сомавия Хуан. Причина глобального кризиса занятости – экономический рост, не ориентированный на создание рабочих мест/ Х.Сомавия// Человек и труд. – №1. – 2007. – с. 4 -8.
  17. Стратегия развития, информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации ВВ. Путиным 7 февраля 2008 г., №Пр-212. Правовые вопросы национальной безопасности – №3 - 4. – 2008.
  18. Стратегия России: общество знаний; или новое средневековье? Материалы конференции; 3-4 апреля 2008 г./ Под общ. ред. A.B. Бузгалина, А.И. Колганова. – М: ЛЕНАНД, 2008 – 248 с.
  19. Трудовая миграция и пути, преодоления нелегальной занятости . Сборник материалов ХУ1Г XVII Московско-берлинских семинаров; по актуальным проблемам миграции. - М., 2008. - 176 с.
  20. Утинова С.С. Изоморфный рынок труда в России/ С.С.Утинова; Ин-т экономики. М.: Наука, 2003. - 205 с.

 


Информация о работе Структура занятости населения