Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение статистико - экономического анализа эффективности использования ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях Ульяновской области.
Задачами исследуемой  работы является производство группировки предприятий по главному группировочному признаку – окупаемости текущих затрат, а также оценка эффективности использования ресурсов по разным показателям. Также к задачам курсовой работы относится проведение индексного анализа массы прибыли и рентакбельности  и составление корреляционно – регрессионной модели зависимости окупаемости текущих затрат от факторов. И последнее: необходимо будет проанализировать рентабельность растениеводства в динамике.
Введение            3
Глава 1. Эффективность, как экономическая категория.
1.1. Сущность  эффективности, её виды      6
1.2. Критерий  и показатели эффективности использования ресурсов 7
1.3. Основные пути повышения эффективности  использования ресурсов в рыночных условиях         9
 
Глава 2. Статистический анализ эффективности использования ресурсов в сельскохозяйственных  предприятиях Ульяновской области.
 2.1.Анализ эффективности использования ресурсов методом статистических группировок        13
2.2. Индексный анализ основных факторов, влияющих на результаты производства          29
2.3.Корреляционно-регрессионный  анализ зависимости  результативных  признаков от факторных        32
Глава 3. Изучение тенденции развития явления в  динамике.
3.1. Изучение  динамики рентабельности растениеводства методом укрупнения  периодов и расчета по ним
средней и скользящей средней       36
3.2. Аналитическое  выравнивание ряда динамики рентабельности растениеводства          39
Выводы и  предложения         45
Список  литературы          47
 
Таким образом, проведя типологическую группировку по уровню и эффективности интенсификации с.-х. производства можно сказать о том, что значение показателей 1 и 5 групп очень сильно отличаются, это наблюдается практически во всех показателях. Вообще наибольший интерес представляют первая и пятая группы, поскольку сравнение проводится на основании показателей данных групп. Так значение показателя - работники, занятые в с.-х. в расчете на 100 га с.-х. угодий в пятой группе составляет половину значения этого же показателя в первой группе. Хотя значение показателя - среднегодовая оплата труда в расчете на 1 работника в пятой группе больше, чем в первой на 55,78 %.
Из таблицы 6 видно, что во всех группах выручка по растениеводству выше, чем по животноводству или эта отрасль занимает все производство. Это говорит о том, что предприятия специализируются на производстве продукции растениеводства. В первой и третьей группах также есть отрасль животноводства. Помимо этого в этих группах выручка за КРС больше выручки за молоко, что свидетельствует о мясном направлении предприятий, входящих в состав групп.
Проанализировав 
уровень и эффективность 
 
Для комбинационной группировки рассчитывается второй группировочный признак. В целом по совокупности рассчитывается среднее значение второго группировочного признака. В качестве второго группировочного признака будем использовать товарную продукцию в расчете на 1 работника, занятого в сельском хозяйстве или производительность труда. Каждая из полученных по главному группировочному признаку групп и вся совокупность в целом делятся на две подгруппы с уровнем ниже среднего значения второго группировочного признака и уровнем выше этого среднего значения.
Таким образом, проведя комбинационную группировку, и, сравнив по показателям все подгруппы с уровнем ниже среднего, видно, что производительность труда в 4 группе самая высокая 591,42 тыс.руб. Значения показателя 3 и 5 подгруппы приблизительно равны
2.2. Индексный анализ основных факторов, влияющих на результаты производства.
В статистике под индексом понимается относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с любым эталоном. Под индексным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. (6)
 
| Виды продукции | Реализовано продукции, ц. | Средняя цена реализации, тыс.руб. | Полная себестоимость, 1 ц. тыс.руб. | Выручено от реализации, тыс.руб. | Полная себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | Прибыль от реализации, тыс.руб. | |||||||||
| 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 | 1 | 5 | усл. | 1 | 5 | условная | ||
| q 0 | q1 | p0 | p1 | z0 | z1 | q0 p0 | q1p1 | q0 z0 | q1 z1 | q1 z0 | (p0-z0) q0 | (p1-z1) q1 | (p0-z0) q1 | (p0-z1) q1 | |
| Зерно | 2866 | 747 | 0,32 | 0,15 | 0,40 | 0,40 | 924 | 115 | 1146,4 | 298,8 | 298,8 | -229,28 | -186,75 | -59,76 | -59,76 | 
| Молоко | 4677 | - | 1,20 | - | 0,96 | - | 5493 | - | 4489,92 | 0 | 0 | 1122,48 | 0 | 0 | 0 | 
| КРС | 3871 | - | 5,55 | - | 8,62 | - | 21492 | - | 33368,02 | 0 | 0 | -11884 | 0 | 0 | 0 | 
| Итого | х | х | х | х | х | х | 27909 | 115 | 39004,34 | 298,8 | 298,8 | -10990,8 | -186,75 | -59,76 | -59,76 | 
Абсолютное изменение массы прибыли и рентабельности
∆прибыли = (p1-z1) q1 - (p0-z0) q0 = -186,75 – (-10990,80) = -10804,05 тыс.руб.
∆объема и структуры = (p0-z0) q1 - (p0-z0) q0 = -59,76 – (-10990,80) = -10931,04 тыс.руб.
∆себестоимости = (p0-z1) q1 - (p0-z0) q1= -59,76 – (-59,76) = 0 тыс.руб.
∆цены = (p1-z1) q1 - (p0-z1) q1 = -186,75 – (-59,76) = - 126,99 тыс.руб.
∆рентабельности 
= (p1-z1) q1/ q1 z1-(p0-z0) q0 /q1 z0*100=-186,75/298,8–(-10990,
∆структуры = (p0-z0) q1/ q1 z0 - (p0-z0) q0/ q0 z0*100 = -59,76/39004,34 – (-10990,80)/39004,34 = -0,002 – (-0,280) = -27,8 %-ных пункта
∆себестоимости = (p0-z1) q1 / q1 z1 - (p0-z0) q1/ q1 z0*100 = -59,76/298,8 –(- 59,76)/298,8 = 0 %-ных пункта
∆цены = (p1-z1) q1/ q1 z1 - (p0-z1) q1/ q1 z1*100 = -186,75/298,8 – (-59,76)/298,8 = -0,63 – (-0,20) = -43%-ных пункта
Взаимосвязь показателей
∆прибыли = ∆объема и структуры + ∆себестоимости + ∆цены = -10931,04 + 0 + (-126,99) = -10804,05 тыс.руб.
∆рентабельности = 
∆структуры + 
∆себестоимости + 
∆цены = -27,8 + 0 + (-43,0) = -35 %-ных пункта. 
Абсолютное изменение массы прибыли и рентабельности равны -10804,05 тыс.руб.и -35% -ных пункта, соответственно. Получается, что общее изменение массы прибыли и рентабельности сельскохозяйственной продукции уменьшилось на 35% или 10804,05 тыс.руб., за счет роста себестоимости значения прибыли и рентабельности не изменились, а за счет изменения цены снизились на 43% или 126,99 тыс.руб.
2.3. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости результативных признаков от факторных.
В параграфе 2.3 проводится корреляционно – регрессионный анализ зависимости результативного признака от факторных.
Для этого по 
каждому хозяйству 
Х1- окупаемость зерна, %;
Х2- окупаемость молока, %;
Х3- удельный вес выручки от продажи зерна в общей выручке, %;
Х4- удельный вес выручки от продажи молока в общей выручке, %.
Исходные данные 
для корреляционно-
Получим матрицу парных коэффициентов:
| у | Х1 | Х2 | Х3 | Х4 | |
| у | 0,808563 | 1 | |||
| Х1 | 0,414834 | 0,231706 | 1 | ||
| Х2 | -0,0911 | -0,14737 | 0,014252 | 1 | |
| Х3 | -0,14002 | -0,2429 | 0,339357 | -0,1661 | 1 | 
| Х4 | -0,3167 | -0,36411 | 0,014798 | 0,490864 | 0,186717 | 
| ВЫВОД ИТОГОВ | |
| Регрессионная статистика | |
| Множественный R | 0,518059 | 
| R-квадрат | 0,268386 | 
| Нормированный R-квадрат | 0,151327 | 
| Стандартная ошибка | 47,16793 | 
| Наблюдения | 30 | 
| Дисперсионный анализ | ||||||
| df | SS | MS | F | |||
| Регрессия | 4 | 20403,78 | 5100,944 | 2,292751 | ||
| Остаток | 25 | 55620,34 | 2224,814 | |||
| Итого | 29 | 76024,12 | ||||
| Коэффициенты | Стандартная ошибка | t-статистика | P-Значение | Нижние 95,0% | Верхние 95,0% | |
| Y | 102,7191 | 18,22103 | 5,637391 | 7,24 | 65,19 | 140,25 | 
| X 1 | 0,366951 | 0,194873 | 1,883023 | 0,07 | -0,03 | 0,77 | 
| X 2 | -0,06976 | 0,204624 | -0,34094 | 0,74 | -0,49 | 0,35 | 
| X 3 | -0,54182 | 0,33099 | -1,63697 | 0,11 | -1,22 | 0,14 | 
| X 4 | -0,18832 | 0,14262 | -1,32045 | 0,20 | -0,48 | 0,11 | 
| ВЫВОД ОСТАТКА | ||
| Наблюдение | Предсказанное Y | Остатки | 
| 1 | 9,528442 | 1,311558 | 
| 2 | 102,7191 | -64,3691 | 
| 3 | 92,17513 | -39,3351 | 
| 4 | 75,60781 | -10,9278 | 
| 5 | 98,6081 | -21,6581 | 
| 6 | 160,2718 | -80,7818 | 
| 7 | 89,58044 | -9,69044 | 
| 8 | 114,8175 | -30,9775 | 
| 9 | 101,4699 | -14,4799 | 
| 10 | 103,8505 | -10,6105 | 
| 11 | 102,7191 | -5,88906 | 
| 12 | 116,9308 | -15,5008 | 
| 13 | 95,72236 | 6,807644 | 
| 14 | 112,5232 | -9,88324 | 
| 15 | 109,0508 | -5,83077 | 
| 16 | 102,7191 | 0,660936 | 
| 17 | 113,332 | -8,922 | 
| 18 | 88,37682 | 20,19318 | 
| 19 | 102,7191 | 12,50094 | 
| 20 | 109,6494 | 6,220564 | 
| 21 | 97,7916 | 25,6184 | 
| 22 | 98,6081 | -21,6581 | 
| 23 | 123,8306 | 3,689431 | 
| 24 | 116,7582 | 14,10182 | 
| 25 | 143,4396 | -8,34959 | 
| 26 | 118,3664 | 21,2036 | 
| 27 | 128,4332 | 16,38678 | 
| 28 | 140,6374 | 13,0826 | 
| 29 | 151,8739 | 23,56614 | 
| 30 | 116,4097 | 193,5203 |