Статистическое изучение уровня и качества жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является статистическое изучение уровня и качества жизни населения России.
Предметом курсовой работы является система показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения.
Объектом исследования является совокупность регионов Российской Федерации.
Субъектом исследования является взаимоотношение тех или иных регионов по уровню доходов, обеспеченности жильем.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................5 1.Теоретические основы статистического изучения уровня и качества жизни населения………………………………………………………..............................7
1.1 Понятия и задачи статистического изучения уровня и качества жизни населения..................................................................................................................7
1.2 Система показателей уровня и качества жизни населения....................10
1.3 Методы оценки уровня и качества жизни населения………………….14
2. Статистическое изучение уровня и качества жизни населения……………19
2.1 Анализ индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России и других странах мира…………………………………………………………...19
2.2 Уровень бедности в России как показатель уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………26
2.3 Перспективы развития уровня и качества жизни населения………….29
Заключение.............................................................................................................32
Список использованной литературы...........................

Файлы: 1 файл

реальный курсач по соцстату.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

Рейтинг стран по ИРЧП

ИРЧПН

Индекс ОПЖ (н)**

Индекс уровня образования (н)

Индекс дохода (н)

значение

потери, процент

изменение позиции*

потери, процент

44. Чили

0,652

19,0

-11

6,6

13,7

34,1

45. Аргентина

0,641

19,5

-13

9,7

12,1

34,4

57. Мексика

0,589

23,5

-15

10,9

21,9

35,6

101. КНР

0,534

22,3

-1

13,5

23,2

29,5

123. ЮАР

28,4

20,8

134. Индия

0,392

28,3

1

27,1

40,6

14,7

* Изменения рейтинга основаны на странах, для которых рассчитывается ИРЧПН.

**(н) – скорректированный с  учетом неравенства.

«…» означает отсутствие данных

Примечание – Страны расположены  в порядке убывания ИРЧПН


 

Закрепившись с середины 2000-х гг. в группе стран с высоким ИРЧП, Россия по-прежнему испытывает серьезный дисбаланс между основными компонентами человеческого потенциала. Россия относится к странам, в которых достижения в области национального дохода недостаточно трансформируются в достижения в области образования и особенно здоровья населения. Хотя на мировом фоне неравенство, существующее в российском обществе, оценивается на среднем уровне, политика его сокращения для минимизации потерь человеческого потенциала в России должна быть направлена на улучшение доступа различных слоев населения к образованию и здоровой жизни. 

 

2.2 Уровень бедности в России как показатель уровня и качества жизни населения

 

В разных странах термином "бедность" обозначают разные явления, отмечает Минфин. Для определения  границ бедности применяются несколько методов, в основном - статистический (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины).

Например, в США есть две линии бедности: статистическая, которая используется для сопоставления  на страновом уровне, и социальная. Именно эта линия, которая ниже статистической, применяется для идентификации  получателей социальной помощи. В странах ЕС помимо относительной, используемой для статистического мониторинга, широко применяются социальные линии бедности.

В России прожиточный  минимум рассчитывается нормативным  методом на основании потребительской  корзины. Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект об актуализации ее состава. Однако Минфин считает приоритетной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета. Это позволит устанавливать разные линии бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. Социальную политику Минфин предлагает осуществлять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.

В рамках этого подхода  будет установлен минимальный уровень потребления, необходимый для "физиологического выживания человека" (в целях регулирования адресных социальных программ для бедных), а также потребительский бюджет, обеспечивающий "расширенное воспроизводство населения" (для оценки уровня жизни, регулирования рынка труда).

Социальный уровень  бедности, по мнению Минфина, следует  устанавливать исходя из концепции "абсолютной бедности". Она выражается в неспособности граждан удовлетворить  основные потребности в пище, одежде и жилище. Эксперты, на которых ссылается министерство, считают, что социальный уровень бедности может быть "значительно ниже" нынешнего российского прожиточного минимума - в частности, благодаря эффекту экономии за счет общесемейного потребления [19].

Также Минфин предлагает "инвентаризировать" социальные гарантии, установленные в соотношении с прожиточным минимумом, и на основе различных вариантов его значений разработать комплексную систему размеров гарантий на долгосрочный период. Внедрение такой системы и применение дифференцированных уровней бедности позволят более эффективно осуществлять бюджетную политику и сосредоточить госсредства на наиболее важных направлениях соцобеспечения, считает министерство.

Согласно действующему законодательству, прожиточный минимум  в целом по России используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формирования федерального бюджета

Численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, по данным Росстата, в 2011 году выросла до 18,1 млн. человек с 17,9 млн. человек в 2010 году. Уровень бедности (процент от общей численности населения) в РФ в 2011 году увеличился до 12,8% с 12,6% в 2010 году [20].

Численность бедных выросла впервые с 2008 года - тогда она увеличилась до 18,8 млн. человек (уровень бедности - 13,4%) с 18,7 млн. человек в 2007 году (13,3%), а в 2009 году снизилась до 18,2 млн. человек (13%).

Прожиточный минимум  в 2011 году в среднем на 1 человека в I квартале составил 6473 рублей, во II квартале - 6505 рублей, в III квартале - 6287 рублей, в IV квартале - 6209 рублей.

В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5% (численность бедных достигала 49,3 млн. человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году - до 17,6% (25,2 млн. человек), в 2007 году снизился уже до 13,3%, но за последние 4 года темпы сокращения бедности резко замедлились - снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта, а численность бедных уменьшилась на 600 тыс. человек [16].

В ближайшие годы существенного  сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, также не предвидится. В 2012 году Минэкономразвития  ожидает снижения уровня бедности до 12,7%, в 2013 году - рост до 12,8%, а в 2014 году - опять снижение до 12,5%.

 

2.3 Перспективы развития уровня и качества жизни населения

 

Одним из главных аспектов развития страны является повышение  его уровня и качества жизни, как  одного из составляющих экономического развития. Для улучшения уровня жизни государство разрабатывает целый ряд мер по регулированию социальных процессов, которые должны быть нацелены на повышения уровня жизни. 

В настоящее время, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов и высокому уровню бедности. Так, реальные располагаемые доходы населения России по итогам 2006г. достигли 112,5% уровня 1990г., а фактическое конечное потребление домашних хозяйств превысило уровень 1990г. в 1,5 раза [5]. Эти показатели, не вызывают адекватной положительной реакции значительной части населения, поскольку и уровни доходов, и объемы потребления домашних хозяйств в России крайне неравномерны по различным группам населения. 

По имеющимся оценкам  ожидается, что разрыв в доходах  между верхней и нижней 10% группами населения (коэффициент фондов) за предстоящие 10 лет уменьшится примерно в 1,5 раза, а к 2020г. – вдвое [9]. Однако в 2006г. коэффициент фондов не только не уменьшился, но возрос в 15,3 раза по сравнению с 14,9 в 2005г. (в развитых странах он не превышает 6-8 раз). В 2006г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения РФ приходилось 30,2% общего объема денежных доходов населения (29,9% в 2005г.), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – как и в 2005г. – всего 2%. Еще хуже обстоят дела в отдельных регионах РФ. Так, в 2003г. во всех без исключения регионах Сибирского федерального округа уровень реальной заработной платы и пенсий не достигал 40% уровня 1991г., а во многих регионах и 30% [15]. 

Еще одним важным показателем  развития уровня и качества жизни  являются жилищные условия, поскольку  именно в нем тесно переплетаются  экономические возможности и  социальные приоритеты, личное благосостояние и бюджетные ограничения, индивидуальные предпочтения и государственные стратегии, частные и общественные интересы.  
Специфика «жилищного вопроса» состоит в том, что его решение представляет собой результат взаимодействия жилищной политики, вырабатывающей стратегическое направление развития, жилищного строительства – как сегмента инвестиционной активности и производственной отрасли, реализующей эту траекторию, и жилищно-коммунального хозяйства как комплекса, занимающегося эксплуатационным обеспечением наличного и строящегося фонда. 

Согласно государственной  программе по предоставлению жилья  категориям граждан, установленных  федеральным законодательством, предусмотрено  улучшить жилищные условия 76,2 тыс. семей. Это направление намечено профинансировать в объеме 41,7 млрд. руб. на выдачу субсидий в форме государственных жилищных сертификатов. 

Еще одной важной проблемой, с которой государство пытается бороться – увеличение площадей ветхого  и аварийного жилищного фонда. Так  в 2003г. по сравнению с 1995г. количество такого жилья увеличилось в 2,4 раза, а его удельный вес возрос в 2,3 раза [13], в то время как ввод в действие жилых домов сократилось на 11,8%, причем если в 1995г. ввод в действие жилой площади на 9% превышал размеры ветхого и аварийного фонда, то сопоставление данных за 2005-2010гг. приводит к нескольким неутешительным выводам:

1) удельный вес непригодного для проживания жилья в действующем фонде продолжает увеличиваться;

2) новое строительство по темпам не только не перекрывает, но и отстает от увеличения ветхого и аварийного жилого фонда более чем на 60%;

3) такое соотношение объективно снижает возможности для улучшения жилищных условий, так как все большие площади требуются для расселения из ветхих и аварийных строений. 

В целом можно предположить, что за счет активной политики государства, направленной на уменьшение бедности в стране, к 2020 году можно ожидать сокращение разрыва в уровне доходов примерно в два раза. Также нужно отметить, что существование в нашей стране большого количества ветхого и аварийного жилья, тоже играет отнюдь не положительную роль в развитии уровня и качества жизни, так за период с 1995 – 2005 годы его количество увеличилось в 2,4 раза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В целом можно сделать  вывод о том, что уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Важнейшая задача статистики уровня и качества жизни – выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как все страны, так и их регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Хотя снижение жизненного уровня населения – неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения – процесс регулируемый.

В настоящее время  перед правительством нашей страны стоит проблема улучшения уровня жизни населения, снижения числа  людей, находящихся за «чертой бедности», сокращения разницы между доходами наиболее обеспеченных и наименее обеспеченных слоёв населения. Понятие бедности в большинстве случаев достаточно субъективно. Как принципы определения этого понятия, так и количественное выражение минимального уровня доходов, ниже которого человека относят к категории бедных, обусловливаются, в конечном счете, решением властей исходя из конкретной социально-экономической ситуации и материально-финансовых возможностей государства.

В одном из последних  выступлений президента РФ В.В. Путина прозвучало, что реальные доходы населения в среднем за последние два года выросли в 2,5 раза, реальный размер пенсий также почти в 2,5 раза, т.е. намечается тенденция улучшения качества жизни граждан нашей страны.

Информация о работе Статистическое изучение уровня и качества жизни населения