Статистическое измерение и оценка инфляционных процессов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что инфляционные процессы разнообразны по проявлению и затрагивают многие стороны общественно-экономической жизни. Предприятия, как основные участники рынка, неизбежно оказываются подверженными влиянию инфляции. Оценка эффективности их деятельности может быть существенно искажена инфляционным фоном. Это связано с тем, что статистика показателей хозяйственной деятельности предприятий базируется на их отчетности, оперирующей фактическими данными за прошедшие периоды времени. Каждый из них может иметь свои особенности (колебания цен на рынке; инфляционные ожидания; общее состояние экономики региона и т.д.). Однако, оценка конечных результатов экономической деятельности, как правило, не учитывает этих искажающих факторов и, следовательно, не может рассматриваться как вполне достоверная.

Содержание работы

Введение
1 Инфляционные процессы как объект статистического изучения
1.1 Сущность инфляции и инфляционных процессов
1.2 Характеристика основных теорий инфляционных процессов
1.3 Статистические методы измерения и учета инфляционных процессов
2 Анализ статистической оценки и учета инфляционных процессов в настоящее время
3 Совершенствование статистического учета инфляционных процессов в экономике
3.1 Анализ новых методик расчета индекса инфляции
3.2 Антиинфляционная политика
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсоваяработастатистика.docx

— 222.35 Кб (Скачать файл)

Рисунок 7 – Изменение среднего суверенного кредитного рейтинга

Для оценки тесноты связи между изучаемыми признаками нами были использованы коэффициенты Спирмена ( ) и Кендалла ( ), значения которых свидетельствуют о существовании статистически значимой отрицательной связи между средним суверенным рейтингом страны и агрегированным индексом инфляции.

Результаты, полученные на основе использования непараметрических показателей тесноты связи, имеют вполне рациональное объяснение с экономической точки зрения. Учитывая, что суверенные кредитные рейтинги характеризуют степень надежности заемщика, логично сделать предположение о том, что в случае повышения рейтинга заемщика (в данном случае суверенного рейтинга), ему становится значительно проще привлекать денежные ресурсы на финансовом рынке (например, путем выпуска облигаций). Повышение кредитного рейтинга  заемщика сопровождается увеличением его активности на долговом рынке, а привлеченные средства впоследствии направляются либо на рефинансирование полученных ранее кредитов, либо на реализацию новых инвестиционных проектов. В среднесрочной перспективе  это стимулирует рост реальных объемов производства товаров и услуг, что существенно снижает вероятность возникновения дисбаланса между денежной и товарной массой и приводит к замедлению инфляционных процессов в национальной экономике.

Еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на развитие инфляционных процессов, выступают инфляционные ожидания экономических субъектов, под которыми следует понимать их обобщенные представления об общей динамике инфляционных процессов в национальной экономике, а также прогнозируемые ими уровни инфляции.

В современной статистической теории и практике  рассматриваются три основные теории инфляционных ожиданий:

- теория адаптивных инфляционных  ожиданий;

- теория ретроспективных инфляционных  ожиданий;

- теория  рациональных инфляционных ожиданий.

Проведенные исследования показали, что эти теории не могут быть использованы для описания механизма формирования инфляционных ожиданий в Российской Федерации на современном этапе, поскольку они имеют ряд существенных недостатков.

В настоящее время в России имеют место искаженные инфляционные ожидания, которые наиболее точно описываются с помощью  предложенной автором модифицированной модели адаптивных инфляционных ожиданий.

Модифицированная модель адаптивных инфляционных ожиданий предполагает следующее:

- при формировании инфляционных  ожиданий экономические субъекты  ориентируются на фактический  уровень инфляции в последнем  периоде, а не на инфляционные  ожидания последнего периода, как  предполагает классическая теория  адаптивных инфляционных ожиданий;

- экономические субъекты, прогнозируя  уровни инфляции, учитывают точность  своих прогнозов за определенный  период времени;

- формирование инфляционных ожиданий  зависит от информационного поля, в котором находятся экономические  субъекты.

Таким образом, сущность модифицированной теории инфляционных ожиданий может быть выражена следующей формулой:

 

,                                                 (9)

где  – среднее расхождение между фактическим уровнем инфляции и

величиной инфляционных ожиданий;

 – коэффициент ошибочности прогнозов;

 – коэффициент информационного фона.

 

В данной модели предлагается определять по формуле:

,                                                       (10)

где   – фактический уровень инфляции в i-ом году;

 – инфляционные ожидания i-го года;

 – количество лет.

 

Необходимость включения этого показателя в модель обосновывается тем, что позволяет оценить величину средней ошибки прогнозов уровней инфляции экономическими субъектами за определенный период времени.

Второй показатель, применяемый в модели, – коэффициент ошибочности прогнозов, представляет собой отношение количества периодов, в которых инфляционные ожидания экономических субъектов совпали с реальностью к общему количеству периодов. Данный показатель позволяет оценить долю ошибочных прогнозов экономических субъектов в общем количестве прогнозов и, соответственно, будет принимать значения от 0 до 1. Коэффициент ошибочности прогнозов предлагается определять по данным последних пяти периодов.

Третий показатель, включенный в модель, – коэффициент информационного фона, характеризует инфляционные ожидания малой выборки авторитетных экспертов.

Для расчета данного показателя предполагается сформировать малую выборку экспертов в области изучения инфляции и провести опрос относительно прогнозируемых ими уровней инфляции на один период вперед; затем на основе полученных оценок по формуле средней арифметической простой определяется значение консенсус – прогноза. Следующим этапом расчета коэффициента информационного фона является разделение экспертов на две группы: «пессимистов» (их прогноз выше консенсус – прогноза) и «оптимистов» (их прогноз ниже консенсус – прогноза).

Если прогноз эксперта совпадает с консенсус – прогнозом, то при расчете коэффициента информационного фона этот прогноз не учитывается. Таким образом, коэффициент информационного фона рассчитывается по формуле:

 

.                                            (11)

Значение данного показателя заключается в том, что он в большей или меньшей степени отражает инфляционные настроения в обществе: в случае преобладания пессимистических настроений возможно увеличение спроса на отдельные виды товаров и услуг, что может дать дополнительный импульс инфляции, и наоборот.

Считается, что предложенная модель позволяет учитывать не только уровень ошибочности инфляционных ожиданий экономических субъектов в прошлом, но и преобладающий информационный фон, определяющий потребительское поведение экономических субъектов [19, с.139].

 

3.2 Антиинфляционная политика

К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. В данном случае принимаются антиинфляционные планы. Поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Таким образом, достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолжительный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры:

- политика доходов;

- ограничительная денежно-кредитная политика;

- структурная политика.

Политика доходов представляет собой прямое соглашение между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

Ограничительная денежно-кредитная политика обычно рассматривается как один из важных компонентов антиинфляционного регулирования.

Возможны два варианта такой политики:

1. Непосредственное  воздействие на величину денежной  массы и кредитного оборота. Контроль  за агрегатом МО, включающим наличную  денежную массу и величину  резервов, осуществляется практически  во всех развитых странах.

2. Косвенное  регулирование масштабов безналичного  оборота денег. Для сокращения  этого оборота применяются три  инструмента:

а) увеличение нормы обязательных резервных требований к коммерческим банкам, то есть ограничение их пассивов;

б) увеличение учетной ставки центрального банка, или ставки рефинансирования. Поскольку эта ставка есть ни что иное, как процент, под который коммерческие банки могут взять кредит в Центробанке, она, как правило, является нижним пределом их собственного процента по кредитам. Рост учетной ставки приводит к удорожанию кредитов и снижению спроса на них, а значит, и сокращению активных операций банков;

с) операции на открытом рынке – купля-продажа государственных ценных бумаг. Центробанк изымает часть денег из обращения путем продажи ценных бумаг правительства. Осуществляя противоположные действия, Центробанк соответственно увеличивает размеры безналичного оборота денег [6, с.76].

Структурная политика направлена либо на общее повышение производительности, либо на перераспределение ресурсов в те секторы, которые образуют «узкие места» в экономике.

В практике проведения антиинфляционной политики в развитых странах сложились три основные системы таргетирования:

1. Для достижения  относительной стабильности цен  стоимость национальной валюты  условно привязывается к иностранной  валюте страны с низкими темпами  инфляции. Преимущество - ясность данных  показателей. На практике это  означает обязательство центрального  банка ограничить выпуск национальной  валюты до уровня, сравнимого  с показателями той страны, к  валюте которой привязана национальная  денежная единица. Недостатком является  то, что страна, применяющая данный  метод, утрачивает контроль за  проведением национальной денежной  политики, которая не может ни  отражать особенности внутренней  экономической политики, ни ограждать  себя от негативных явлений, передающихся  из страны.

2. Таргетирование  денежных агрегатов – подход, использующийся в ряде развитых  стран, в первую очередь в Германии, предусматривающий установление  целевых ориентиров роста определенных  показателей денежной массы. Преимущество  заключается в том, что эти  показатели поддаются непосредственному  и быстрому контролю со стороны  центрального банка. Метод эффективен только в тех странах, где можно оценить соотношение между избранным в качестве ориентира денежным агрегатом и целевым уровнем инфляции. В условиях резкого колебания скорости обращения денег контроль за тем или иным денежным агрегатом со стороны центрального банка не приведет к достижению конечной цели стабильности цен.

3. Таргетирование  инфляции - установление целевых  ориентиров изменения внутренних  цен. Основано на признании факта, что динамика денежных агрегатов  не всегда определяет реальные  темпы инфляции, зависящие и от  неденежных факторов. Этот метод, в отличие от первых двух, предоставляет  центральному банку больше возможностей  действовать в соответствии с  нуждами экономики в краткосрочном  плане. Конкретные действия, направленные  на достижение целевого ориентира  изменения темпа инфляции, могут  принести эффект с некоторым  лагом. Поэтому достичь поставленной  цели при регулировании данным  способом значительно труднее

Основные условия, желательные для введения режима таргетирования инфляции:

- Институциональная независимость: центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции;

- Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика: для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать;

- Требования к структуре экономики: успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной;

Для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки [15, с.33].

 

Заключение

Официально публикуемые статистические данные, не полностью отражают реальную инфляционную ситуацию и, полученные на их основе количественные оценки носят весьма приближенный характер. Причин здесь много и, прежде всего – макроэкономического характера. Как следствие – это и нежелание самих субъектов предпринимательства предоставлять статистическим органам достоверные данные, и ограниченность статистических методик, и погрешность экономико-статистических методов обработки и т.д.

В курсовой представлен обобщающий анализ литературных данных относительно сущности инфляционных процессов с различных точек зрения. Рассмотрены классические подходы к проблеме инфляции, основные типы инфляции, факторы глобального и локального характера, формирующие ее градиент, а также основные тенденции ее изменения в зависимости от параметров макроэкономического окружения.

Информация о работе Статистическое измерение и оценка инфляционных процессов в Российской Федерации