Статистический анализ экспорта газа из России за 2011 год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Основная цель контрольной работы – произвести статистический анализ экспорта газа из России за 2011 год.
Поставлены задачи:
рассмотреть структуру Российского экспорта;
рассмотреть основные рынки сбыта;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Основные понятия ……………………………………………………………………5
1.1.Основные показатели внешней торговли…………………………………….5
1.2. Статистические методы используемые в анализе………………………….11
Внешнеторговый оборот России…………………………………………………….21
2.1. Экспорт газа из СССР……………………………………………………......21
2.2. Экспорт газа из России на современном этапе……………………………..26
2.2.1. Роль экспорта газа на экономическом развитии России на современном этапе………………………………………………………………………………..26
2.2.2. Государственное регулирование экспорта газа………………………….27
2.2.3. Основные рынки сбыта российского газа…………………………….......29
2.3.Динамика экспорта газа в сравнении 2010 и 2011 года…………………….30
2.4. Примерный прогноз экспорта газа…………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………39

Файлы: 1 файл

1.docx

— 159.45 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Таможенная статистика»

на тему «Статистический анализ экспорта газа из России за 2011 год»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила: студентка 2 курса,

                                                                                          группы 26 ТДс 111

                                                                                          Наталья Миронова

                                                                                          Проверил: Доцент, Юшков О.А.

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                 Дата

________________                                                                  ______________ 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………...3

  1. Основные понятия ……………………………………………………………………5

1.1.Основные показатели  внешней торговли…………………………………….5

1.2. Статистические методы  используемые в анализе………………………….11

  1. Внешнеторговый оборот России…………………………………………………….21

2.1. Экспорт газа из  СССР……………………………………………………......21

2.2. Экспорт газа из  России на современном этапе……………………………..26

2.2.1. Роль экспорта газа на экономическом развитии России на современном этапе………………………………………………………………………………..26

2.2.2. Государственное регулирование экспорта газа………………………….27

2.2.3. Основные рынки сбыта  российского газа…………………………….......29

     2.3.Динамика  экспорта газа в сравнении 2010 и 2011 года…………………….30

          2.4. Примерный прогноз экспорта  газа…………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Сейчас идет век нефти и газа. Добыча и потребление этих ресурсов, пришедших в начале века на смену дереву и углю, растет с каждым годом. В наше время контроль за топливно-энергетическими ресурсами и средствами их транспортировки играет не последнюю роль в определении геополитической ситуации той или иной страны. Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны. В силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего машино технических, в своем экспорте. Экспорт жидких углеводородов останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных поступлений и следовательно, основным источником финансирования импорта. Импорт необходим не только для наполнения потребительского сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и эффективных инвестиционных товаров.

    Предметом исследования контрольной работы являются структура и основные аспекты экспорта газа из России, проблема государственного регулирования экспорта энергоносителей, основные рынки сбыта газового сырья.

     В ходе написания работы я исследовала как мировой рынок  газа, так и российский. Представленные статистические материалы в виде таблиц и графиков, характеризующие состояние мирового рынка газа, структуру запасов и потребления дают более полное представление о значимости российского экспорта на мировом рынке энергоносителей. Так же в данной  работе уделено внимание структуре газовой отрасли России, претерпевшей значительные изменения после распада СССР, и проблемам, возникшим в связи с этим.

     Основная цель контрольной  работы – произвести статистический  анализ экспорта газа из России  за 2011 год.

     Поставлены задачи:

  • рассмотреть структуру Российского экспорта;
  • рассмотреть основные рынки сбыта;
  • рассмотреть государственное регулирование экспорта;
  • проанализировать влияние экспорта газа на экономику России;
  • произвести статистический анализ экспорта газа из России за 2011 год;
  • проанализировать динамику экспорта газа в сравнении.

     Стоит отметить, что ввиду своей актуальности данная проблема широко освещается как в специализированной, так и в общеэкономической периодической печати.

     Статистический материал  представлен в виде таблиц, диаграмм  и графиков, помогающих более  наглядно проследить основные  тенденции развития отрасли. При  обработке информации я использовала  метод сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные понятия

1.1. Основные показатели  внешней торговли

     Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений.

     Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

     Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), применительно к этим условиям уже правомерно рассматривать трансграничное движение товаров. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

     Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Становление рыночных отношений дало мощный импульс развитию международной торговли. Международная торговля претерпела существенные изменения, отражая переход к новым ступеням в развитии рыночного хозяйства. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны. В начале XXI в. воздействие НТП становится все более значительным, а связанные с ним изменения в международной торговле - все более динамичными. Фактором, способствующим динамичному развитию международной торговли, является вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом. Все более активную роль в развитии международной торговли играют современные государства.

     Начиная с 80-х гг. XX в. развитие международной торговли тесно связано с глобализацией экономики, когда происходит по существу «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами.

     Все более значительное место в современной международной торговле занимает электронная торговля (e-commerce, electronic commerce). В основе электронной торговли лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов.

     Существенное воздействие на развитие международной торговли оказывает деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние («интернальные») рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов международных экономических отношений (от ТНК с глобальными стратегиями и глобальными масштабами торговли - до отдельных физических лиц - «челноков»), экономические интересы которых часто не совпадают, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.

     Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира.

     Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

     Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

     Эффективность или неэффективность внешней торговли, открытость или наоборот закрытость национальных экономических систем оказывают весьма противоречивое воздействие на хозяйствующие субъекты и на население различных стран мира. Так, например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.

     Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.

     Технологический жизненный цикл товара проходит в международной торговле пять основных этапов. На первом этапе новый товар выходит на внутренний рынок. В процессе его завоевания качество товара совершенствуется. На втором этапе спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворяется, и товары начинают экспортировать. На этом этане государство-производитель (или фирма-производитель) обладает временной монополией в выпуске и реализации товара на мировом рынке. На третьем этапе возможности отработки технологии для производства товара внутри страны исчерпаны, большинство потенциальных покупателей на внутреннем рынке удовлетворили потребность в данном товаре. Перспективы повышения эффективности просматриваются в перенесении производства с унифицированной технологией в экономику других стран, имеющих более дешевые факторы производства, например, более дешевую рабочую силу. На этом этапе товар начинает выпускаться другими государствами по лицензии для их внутреннего рынка. На четвертом этапе увеличивается выпуск товара в странах, в которые было перенесено производство. Удовлетворив спрос на внутреннем рынке, они начинают завоевание рынков в других странах и, в частности, национального рынка страны-разработчика. Дешевизна рабочей силы обусловливает более низкие издержки производства в стране, воспринявшей товар, поэтому разворачивается ценовая конкуренция на национальном рынке страны-разработчика. Победа в этой борьбе остается за страной с более низкими издержками производства, и страна-разработчик вынуждена свернуть производство и прекратить экспорт. На пятом этапе страна-разработчик полностью прекращает производство товара, а оставшиеся потребности удовлетворяет за счет ею импорта. В этих условиях она вынуждена заняться разработкой принципиально нового товара.

     В международной торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как в стране-разработчике, так и в стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным внедрением эффективны для товаров с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.

     Участие страны в международной торговле обусловлено уровнем её экономического развития, размерами территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики.

     Экспорт - вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

     При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

     Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

     Объемы экспорта и импорта рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Информация о работе Статистический анализ экспорта газа из России за 2011 год