Статистический анализ экономических показателей деятельности предприятий Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Анализ позволяет не только выявить отклонения анализируемых показателей от намеченного (ожидаемого, планового и т.п.) уровня, но и установить причины отклонений, качественную связь между изучаемыми характеристиками. Данная работа поможет закрепить все знания, полученные на лекциях, практических занятиях, а также при самостоятельной работе с литературой по курсу «Статистика». Основными источниками статистических данных послужил российский статистический ежегодник за 2011 г., а также материалы официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Содержание работы

Введение 3
1. Общие понятия о системе экономических показателей 5
2. Основные экономические показатели деятельности предприятия 10
3. Статистический анализ экономических показателей деятельности предприятий Волгоградской области 16
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Анализ экономических показателей.docx

— 101.32 Кб (Скачать файл)

Доходы от внереализационных операций - это доходы от долевого участия  в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления  от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные  с реализацией продукции.

Расходы по внереализационным операциям - это затраты на производство, которое  не дало продукции.

Балансовая прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пвн
Чистая прибыль: Пч = Пб - отчсл. 
Нераспределенная прибыль:  Пнр = Пч -ДВ - проц.

Порядок распределения  прибыли

Прибыль может распределяться по направлениям указанным на рис.2.

Рис. 2. Распределение прибыли

Резервный фонд создается предприятием на случай прекращения его деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда для  предприятий отдельных организационно-правовых форм является обязательным. Отчисления в резервный фонд производятся в  соответствии с действующими нормативными актами.

Фонд накопления предназначен для  создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует  возможности предприятия по развитию и расширению.

Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий  по социальному развитию и материальному  поощрению персонала фирмы.

Ограниченность показателей экономического эффекта заключается в том, что  по ним нельзя сделать вывод о  качественном уровне использования  ресурсов и уровне доходности предприятия.

Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:

.

Часть таких показателей рассматривалась. Например, это показатели фондоотдачи  и коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, которые характеризуют  соответственно эффективность использования  основных фондов и оборотных средств.

Степень доходности предприятия можно  оценить с помощью показателей  рентабельности. Можно выделить следующие  основные показатели:

а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

б) рентабельность основной деятельности (Rод) - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:

где Пр.в.п - прибыль от реализации всей продукции;

Зпр.в.п - затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;

в) рентабельность активов (Rа) - отношение балансовой прибыли к итогу среднего баланса (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений, деловых партнеров и т.д.:

г) рентабельность основного капитала (Rо.к) - отношение балансовой прибыли (Пб) к средней стоимости основного капитала (Офс.г):

д) рентабельность собственного капитала (Rс.к) - отношение чистой прибыли (Пч) к средней стоимости собственного капитала (Кс.с):

,

Этот показатель характеризует, какую  прибыль дает каждый рубль, инвестированный  собственником капитала;

е) период окупаемости капитала (Т) - это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч).

.

Этот параметр показывает, через  сколько лет окупятся вложенные  в данное предприятие средства при  неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.

Точка безубыточного ведения  хозяйства. Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде простого вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать в целях возмещения произведенных при этом затрат.

Соответственно цены на продукцию  устанавливаются таким образом, чтобы возместить все условно-переменные затраты и получить надбавку, достаточную  для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

Как только будет продано количество единиц продукции (Qкр), достаточное для того чтобы возместить условно-постоянные и условно-переменные затраты (полную себестоимость), каждая проданная сверх этого единица продукции будет приносить прибыль. При этом величина прироста этой прибыли зависит от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре полной себестоимости.

Таким образом, как только объем  проданных единиц продукции достигнет  минимального значения, достаточного для покрытия полной себестоимости, предприятие получает прибыль, которая  начинает расти быстрее, чем этот объем. Такой же эффект имеет место  в случае сокращения объемов хозяйственной  деятельности, то есть темпы снижения прибыли и увеличения убытков  опережают темпы уменьшения объемов  продаж. Определение точки безубыточного  ведения хозяйства представлено на рис. 3.

Рис. 3. Определение точки безубыточного  ведения хозяйства

 

3. Статистический анализ экономических показателей деятельности предприятий Волгоградской области

 

Приведем  пример на основе документов предприятия ООО "Тамерлан ", который специализируется на розничной продаже товаров бытовой химии.

Таблица 1

Факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

Показатель

За  
предыдущий 
период

Фактически по  
ценам и себестоимости 
предыдущего периода

Фактически  
за отчетный  
период

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)  
   в оптовых ценах предприятия, тыс. руб. 
Полная себестоимость продукции, тыс. руб. 
Прибыль, тыс. руб

 

 

6 604

5 080

1 524

 

 
7 534 
4 364 
3 170

 

 
13 606 
9 910 
3 596


 

Из данных табл. 1 видно, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 2 072 тыс. руб. Это изменение находим следующим образом:

Здесь DП  – изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

П– прибыль отчетного периода;

П– прибыль базисного периода.

Задача  статистики состоит в оценке влияния  на этот результат каждого из четырех  вышеназванных факторов.

1. Влияние  изменения цен (тарифов) (DП(Р)):

Сопоставим  выручку от фактической реализации продукции (работ, услуг) в текущих  ценах   с выручкой от фактической реализации продукции (работ, услуг) в ценах предыдущего периода:

Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие  получило дополнительно 5 972 тыс. руб. прибыли.

2. Влияние  изменения себестоимости реализованной  продукции (работ, услуг) (DП(Z)) определим,  сопоставляя фактические затраты  на реализованную продукцию (работы, услуги)   с условными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

Увеличение  себестоимости на 5 546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.

3. Влияние  изменение объема реализации  продукции (работ, услуг) (DП(q)).

Для определения  влияния этого фактора вычислим индекс физического объема реализации (Iq):

Объем реализованной  продукции (работ, услуг) вырос на 14,09%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в  той же пропорции. Расчет произведем следующим образом:

4. Влияние  изменения структуры реализованной  продукции (работ, услуг).

Определяя влияние на изменение прибыли  этого фактора, будем рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции (работ, услуг) на уровне предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться

прибыли; при фактическом ассортименте это  соотношение составило

т.е. на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема реализации в ценах предыдущего  периода, получаем следующее влияние  изменения ассортимента на сумму  прибыли:

Влияние всех рассмотренных факторов на изменение  общей суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг) отражено в  табл. 2.

Таблица 2

Влияние факторов, обусловливающих изменение  прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в отчетном периоде

Фактор

Влияние фактора,  
тыс. руб.

Изменение оптовых цен

+5 972

Изменение себестоимости продукции

-5 546

Изменение ассортимента продукции

+1 431

Изменение объема продукции

+215


Данные  табл. 2 показывают, что сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции. Общее изменение прибыли составило +2 072 тыс. руб.

Как уже  говорилось, прибыль является основным показателем, характеризующим финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Однако по одному этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованных выводов об уровне рентабельности. Прибыль в 2 млн. руб. может быть прибылью разных по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала предприятий. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому при анализе рентабельности используют показатели, характеризующие размер прибыли на один рубль использованных ресурсов или произведенных затрат. Чаще всего анализ рентабельности проводится по показателям:

рентабельности  производства, рассчитанной как отношение  балансовой прибыли к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных  средств (запасов и затрат);

рентабельности реализованной продукции, исчисленной как отношение прибыли от реализации продукции к стоимости реализованной продукции в оптовых ценах предприятия.

В число  факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент  закрепления оборотных средств (оборачиваемость  оборотных средств). Для выявления  влияния указанных факторов преобразуем  формулу расчета рентабельности производства:

Разделим  и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:

Получаем R – рентабельность реализованной  продукции, или долю прибыли на 1 руб. реализованной продукции; F– фондоемкость, которую можно получить и как 1/Н; Н – уровень фондоотдачи; Кз – коэффициент закрепления, который может быть найден и как 1/К; К – коэффициент оборачиваемости.

Изучение  факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, производится в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Оценивая влияние названных  факторов, следует выполнить следующие  расчеты. Общее изменение рентабельности производства (DRпр):

В том  числе:

1) вследствие  изменения рентабельности продукции  –

2) вследствие  изменения фондоемкости продукции  (фондоотдачи):

3) вследствие  изменения коэффициента закрепления  (оборачиваемости) оборотных средств:

Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение рентабельности производства:

Рассмотрим  изложенную методику анализа на конкретном примере (табл. 11.7).

Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 пункта: DRпр = 12,93-12,09=0,84. Влияние отдельных факторов было следующим.

1. Увеличение  рентабельности реализованной продукции  (работ, услуг) привело к росту  уровня рентабельности производства  на 0,31 коп. на каждый рубль использованных  ресурсов:

2. Снижение  фондоемкости, т.е. увеличение фондоотдачи  основных производственных фондов, привело к повышению рентабельности  производства на 0,47 коп. на каждый  рубль:

Информация о работе Статистический анализ экономических показателей деятельности предприятий Волгоградской области