Статистические методы изучения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение статистических методов анализа рентабельности предприятия, расчета ее показателей и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить показатели рентабельности
- рассмотреть анализ рентабельности деятельности предприятия
- научиться использовать статистическую информацию в решении задач
- провести анализ показателей рентабельности деревообрабатывающей промышленности Новосибирской области.

Содержание работы

Введение 2
1. Статистические методы изучения уровня рентабельности 4
1.1. Показатели рентабельности 4
1.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 7
II. Практическая часть 13
Задача №1 13
Задача №2 20
Задача №3 25
Задача №4 27
III. Аналитическая часть 30
Заключение 38
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Статистич. методы изучения рентабельности Вариант 17.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

межгрупповая  дисперсия, находится по формуле:

= = 218,723.

Определяем  коэффициент детерминации:

=0,934 или 93,4%

93,8% вариации  выпуска продукции организациями  обусловлено вариацией уровнем  рентабельности предприятий, а  6,2%- влиянием прочих факторов.

Эмпирическое  корреляционное отношение  оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется по формуле:

= √ = √

Рассчитаем  :

=√0,934 = 0,97.

Согласно  шкале Чэддока связь между  уровнем рентабельности и выпуском продукции организаций является весьма тесной.

Задача №3

По результатам  выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

    1. Ошибку выборки среднего уровня рентабельности и границы, в которых будет находиться средний уровень рентабельности в генеральной совокупности.
    2. Ошибку выборки доли организаций с уровнем рентабельности продукции 23,9% и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.

 

 

 

1. Определяем среднюю ошибку выборки (выборка механическая)  по следующей формуле: μ

если  Р=0,954, то t=2. т.к. выборка механическая 20%-ная, то N=150

Таблица 11

P

t

n

N

 

0,954

2

30

150

22,008

12,328


 

μ = = 0,329%

Рассчитаем  предельную ошибку выборки:

= 2 * 0,329 = 0,658%

Определим доверительный интервал для генеральной  средней:

22,008 –  0,658 ≤

≥ 22,008 + 0,658

21,35  ≤ 

≥ 22,666

На основании  проведенного выборочного обследования с вероятностью 0,954 можно утверждать, что для генеральной совокупности фирм средняя величина уровня рентабельности находится в пределах от 21,35 до 22,66%.

2. Рассчитаем выборочную долю ω = ;

ω = = 0,3

Предельную  ошибку выборки  для доли определяем по формуле:

;

= 0,150

Определим доверительный интервал генеральной  доли:

0,3-0,150≤  р ≤ 0,3+0,150

0,15 ≤  р ≤ 0,45

или

15% ≤  р ≤ 45%.

С вероятностью 0,954 можно утверждать, что в генеральной  совокупности фирм региона доля фирм с уровнем рентабельности 23,9% и  более будет находится в пределах от 15% до38%.

Задача №4

Таблица 12

Имеются следующие данные по организации  о прибыли от продажи продукции  и ее рентабельности:

Вид продукции

Прибыль от продажи продукции,  млн. руб.

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным (+,-),      %

Базисный период

Отчетный период

А

0,8

0,88

10

Б 

0,5

0,62

12

В

1,1

1

-2


 

Определите:

  1. Индекс рентабельности реализованной продукции по трем видам продукции вместе.
  2. Абсолютное изменение прибыли от реализации  продукции в результате роста рентабельности.

Сделать выводы.

1. Для проведения необходимых расчетов построим дополнительную таблицу:

 

 

 

 

Таблица 13

Вид про-дук-ции

Прибыль от продажи продукции,  млн. руб.

Изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным

(+,-),      %    Rотч - Rбаз

I рент = Rотч/Rбаз 

Сотч/

Сбаз 

Базисный период

Отчетный период

А

0,8

0,88

10

1,1

1,00000

Б 

0,5

0,62

12

1,12

1,10714

В

1,1

1

-2

0,98

0,92764

ИТОГО

2,4

2,5

     

 

1) Индекс  рентабельности – это отношение  рентабельности отчетного периода  к ее уровню в базисном периоде.

Для определения  уровня рентабельности нам необходимо знать величину прибыли от продажи  продукции и ее себестоимость. Поскольку  себестоимость неизвестна, но имеются  индивидуальные индексы рентабельности по трем видам продукции, мы можем  определить темп роста себестоимости  в отчетном году по сравнению с  базисным (Сотч/Сбаз).

Для того, чтобы определить общий индекс рентабельности – нужно суммировать показатели по всем трем видам продукции. Определим общий индекс рентабельности реализованной продукции по формуле:

Итак, общий  индекс рентабельности составил 1,04, то есть в отчетном периоде по сравнению с базисным  общий уровень рентабельности всей реализованной продукции увеличился на 4%.

2) Абсолютное  изменение прибыли от продажи  продукции в результате роста  рентабельности рассчитаем следующим образом:

 или 12,44%.

Рост  рентабельности продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным на 4 % (по продукции А, Б, В) позволил увеличить прибыль от продажи этой продукции на 12,44% или на 100 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Аналитическая часть

Таблица 14

Рентабельность производства и определяющие ее факторы по «Пищекомбинату» за год [177;8]

Показатель

Усл. обозначения

Предыдущий      год (2004)

Отчетный год(2005)

1. Выручка от реализации продукции  (работ, услуг)    в оптовых ценах (без НДС), тыс. руб. 
2. Балансовая прибыль, тыс.руб. 
3. Среднегодовая стоимость ( осн-х ср-в)  
4. Среднегодовая стоимость (оборотных)   
5. Среднегодовая стоимость (осн.+оборт.)  
6. Фондоемкость продукции (коп. на 1руб.) 
7. Коэффициент закрепления (коп. на 1руб.) 
8. Рентабельность продукции (коп. на 1руб.) Рентабельность производства

РП 
  
ПБ 
 
 
+  
1/Н 
1/К 

Rпр

212 352 
  
26 164  
187 428   
29 014   
216 442   
88,26 
13,66 
12,32 
12,09

223 430 
  
28 238 
188 836   
29 480   
218 316   
84,52 
13,19 
12,64 
12,93  


3. Уменьшение коэффициента закрепления  материальных оборотных средств,  т.е. ускорение их оборачиваемости,  привело к увеличению рентабельности  производства на 0,06 коп.:

Таким образом, общее увеличение рентабельности по всем проанализированным факторам

на каждый рубль использованных ресурсов.

Таково общее изменение рентабельности производства по сравнению с данными  за предыдущий год (12,93-12,09 = 0,84 коп.)

Рентабельность отдельных изделий  зависит от их рыночных цен и себестоимости.

Влияние этих факторов рассмотрим на следующем примере (табл. 15). Расположение на рабочем листе Excel исходных данных и расчетных формул (в формате Excel) представлено на рис. 3.

Рис. 3. Шаблон выходной таблицы влияния рыночной цены и себестоимости изделия на его рентабельность

Рис. 4. Результирующая таблица с выходными данными

Рентабельность изделия увеличилась  на 2%, на это изменение оказало  влияние повышение цены и удорожание себестоимости. Для определения  влияния каждого фактора произведем следующие расчеты.

где DR(Р) – изменение рентабельности изделия в результате изменения  цены;

– условная рентабельность изделия  при базисной себестоимости и  цене отчетного года;

Следовательно, увеличение рыночной цены привело к повышению рентабельности изделия на 10,6 %.

 

Увеличение себестоимости изделия  снизило его рентабельность на 8,6%.

Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило (%): 10,6+(-8,6) = 2, что соответствует данным табл. 15. (Заметим, что альтернативный вариант анализа дает )

Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд  лет, выявляя влияние соответствующих  факторов.

Рассмотрим уровень рентабельности промышленных предприятий Новосибирской области.

   Важным направлением  в изучении предпринимательства  является анализ уровня   рентабельности  предприятий, его абсолютное и  относительное изменение по    сравнению с базисным.

   Общая рентабельность  предприятия определяется по  формуле:

 

Ро б /Ф ,

 

   где где Пб –- балансовая прибыль (убыток);

 

   Ф    - среднегодовая стоимость основных производственных средств,

   нематериальных активов  и материальных оборотных средств.

 

   Показатель рентабельности  предприятия характеризует размер  прибыли на один    рубль стоимости производственных фондов (основных и оборотных средств).

   Если исчисленное значение Ро >1, то предприятие считается рентабельным,

 если Ро   <1 - убыточным,

 если Ро   =1 - безубыточным.

   Повышению рентабельности  предприятия способствует увеличение  прибыли на    основе роста производства и реализации продукции, снижения её    себестоимости, лучшего использования машин и оборудования, экономного    расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов,    сокращения потерь и простоев, повышения производительности труда.

   Нам известны следующие  данные, характеризующие промышленность Новосибирской    области, которые необходимы для определения уровня рентабельности    промышленности нашего региона. Эти данные представлены в таблице 16.

                                                            Таблица 16

Основные показатели деревообрабатывающей промышленности

Год

2002

2003

2004

2005

Прибыль в фактически действующих  ценах млн.руб.

16647

21947

35500

73087

Основные фонды промышленности на конец года млн.руб.

39871

55518

63957

75502


  

 

   Рассчитаем уровень  рентабельности по известным  нам данным. Вычисления    представим в таблице. Расчёты будем проводить с помощью табличного    редактора MS Excel (рис. 4, 5).

 

 

                                           

Рис. 4. Шаблон выходной таблицы для расчета уровня рентабельности промышленности Новосибирской области

 

  

 

 

Рис. 5. Результирующая таблица с выходными данными  расчета уровня рентабельности промышленности Новосибирской области

 

 

Расчет показателей анализа  ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл.17.

 

 

 

 

 

 

Таблица 17

Формулы расчета показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

(1)

(2)

(3)

Темп роста

(4)

(5)

(6)

Темп прироста

(7)

(8)

(9)

Информация о работе Статистические методы изучения рентабельности