Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг…………………………………….…………………..5
Население как предмет изучения статистики……………….………………5
Статистические методы изучения потребления и их особенности…..……7
Изучение потребления населением основных продуктов питания………12
Особенности прогнозирования и планирования поведения потребителей…………………………………………………………………16
Расчётная часть………………………………………………………………..……18
Аналитическая часть……………………………………………………….………35
Заключение…………………………………………………………….……………41
Список использованной литературы…………………………...……

Файлы: 1 файл

статистика курсач практика не подходит.doc

— 751.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг…………………………………….…………………..5

    1. Население как предмет изучения статистики……………….………………5
    2. Статистические методы изучения потребления и их особенности…..……7
    3. Изучение потребления населением основных продуктов питания………12
    4. Особенности прогнозирования и планирования поведения потребителей…………………………………………………………………16

Расчётная часть………………………………………………………………..……18

Аналитическая часть……………………………………………………….………35

Заключение…………………………………………………………….……………41

Список использованной литературы…………………………...…………………43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статистика населения  является самой древней отраслью статистики. В глубокой древности  первые учетные операции проводились в связи с учетом населения в военных и хозяйственных целях (воинские повинности, обложение налогом и пр.). Определенные закономерности при изучении массовых данных впервые выявлены в области таких явлений, как рождаемость и смертность населения.

И в наши дни население - объект всестороннего исследования, поскольку оно (трудоспособная его  часть) является непосредственным участником производственного процесса и потребителем его результатов. Причем интерес  к статистическому изучению населения, процессов, которые происходят в обществе, условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает. Изучение потребления населения, на мой взгляд, наиболее важно и интересно во всех отношениях.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей  составляющей уровня его жизни связаны  с разработкой Системы показателей  потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Для наиболее успешного  исследования данной составляющей выделяют:

- промежуточное потребление  (отражено в счете производства  СНС) представляющее собой стоимость  продуктов и рыночных услуг,  потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг.

- конечное потребление,  или собственно потребление населения  (отражено в счете использования  доходов СНС), — расходы хозяйственных  единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей.

Поскольку структура  потребления населения содержит потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные), различают платное и бесплатное потребление соответственно.

Данная работа выполнена при помощи пакета программ Microsoft Office.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть. Статистические методы изучения потребления населением товаров  и услуг

1.1.  Население как предмет изучения статистики

 

Население как предмет  изучения в статистике представляет собой совокупность людей, проживающих  на определенной территории и непрерывно возобновляющихся за счет рождений и  смертей. Население любого государства весьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтому закономерности развития населения, изменение его состава и многие другие характеристики должны изучаться с учетом конкретных исторических условий.

В статистике населения  объектом статистического наблюдения могут быть самые разные совокупности: население в целом (постоянное или наличное), отдельные группы населения (трудоспособное население, безработные, пенсионеры, городское население или сельское, мужчины или женщины и т. д.), молодые семьи (или, наоборот, пожилые), родившиеся за год (или иной период) или умершие и т. д. Объект и единица наблюдения выбираются независимости от цели исследования.

Основными источниками  статистики населения являются текущий  учет и единовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных переписей. Причем первоисточником сведений о населении являются переписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения. Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывших с нее позволяет определять численность населения ежегодно на основе итогов последней переписи.

Всеобщая перепись населения - трудоемкая и дорогостоящая операция, поэтому проводится она нечасто. В бывшем СССР переписи населения  проводились в 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989гг.

В каждом конкретном статистическом обследовании населения могут решаться (и решаются) самые различные задачи. Но в целом, говоря о статистике населения, можно выделить следующие основные задачи:

  1. определение численности населения и его распределения (размещения) по территории страны;
  2. изучение состава населения (по полу, возрасту, национальной принадлежности, социальному положению, образованию, занятиям и пр.);
  3. изучение естественного движения населения (рождаемость, смертность, естественный прирост населения, заключение и расторжение браков);
  4. изучение миграции населения;
  5. социальная характеристика населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.  Статистические  методы изучения потребления  и их особенности

 

Изучение доходов населения  позволяет определить потенциальную сумму их потребительских расходов. В российской статистике в настоящее время существует три основных источника информации для определения расходов населения на приобретение потребительских товаров: выборочные бюджетные обследования; баланс денежных доходов и расходов населения; торговая статистика. Однако на основе данной информации невозможно достаточно точно определить сумму потребительских расходов в соответствии с основными концепциями Системы Национальных Счетов (СНС). В результате выборочных бюджетных обследований статистические органы получают информацию об объеме и структуре расходов населения непосредственно от домашних хозяйств. Но в настоящее время в этих данных содержится значительная систематическая ошибка, поскольку в выборке практически отсутствуют семьи, имеющие наиболее высокие доходы. Несмотря на указанный недостаток, материалы выборочных бюджетных обследований являются практически единственным источником информации о поступлении сельскохозяйственных продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления, и о некоторых других статьях доходов домашних хозяйств.

Для получения информации о расходах населения на оплату услуг  используются статистические данные, предоставляемые учреждениями и  организациями, оказывающими такие услуги домашним хозяйствам. В их состав включаются рыночные потребительские услуги (бытовые, жилищно-коммунальные, транспорта и связи, оздоровительные и т. д.) и услуги финансовых посредников (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей).

 Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. На ее базе строятся балансы продовольственных ресурсов, определяется фонд потребления населением основных продуктов питания, и рассчитываются натуральные среднедушевые показатели потребления, изучается динамика потребления. В СНС на макроуровне обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:

1) конечное потребление  домашних хозяйств (резидентов и  нерезидентов) на экономической  территории страны;

2) покупку потребительских  товаров и услуг домашними хозяйствами-резидентами за границей;

3) покупку потребительских  товаров и услуг домашними  хозяйствами-нерезидентами на экономической  территории страны.

Однако рассмотренный  обобщающий показатель не учитывает  стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

Другим обобщающим стоимостным  показателем потребления выступает  фактическое конечное потребление  домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как  за счет располагаемого дохода, так  и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства.

Сравнение фактического потребления  отдельных товаров с нормативным  уровнем позволяет определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре имеет вид:

где qi факт — фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;

qi норм — нормативный уровень потребления i-го товара в среднем

на душу населения.

 

Динамика общего и  среднедушевого потребления изучается  с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:

    1. общего объема потребления i-го товара

где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

    1. среднедушевого потребления i-го товара

где N1 и N0 — средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и товарами: фактическое потребление услуг в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением:

где

В случае необходимости берется  среднее нормативное потребление:

 

 

 

Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:

В расчете на душу населения:

где iN — индекс среднегодовой численности населения.

 

Коэффициент удовлетворения потребностей населения по всем потребительским  товарам и услугам (Кпо) в агрегатной форме определяется путем сравнения стоимости фактического потребления этих товаров и услуг (åqp и åst) со стоимостью их нормативного набора (åqHp + åsнt):


где р — цена товара;

q — количество фактически потребленных товаров;

s — количество фактически потребленных услуг;

t — фактический тариф за определенную услугу;

qН — норматив потребления определенного товара в расчете надушу населения;

sн — норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;

N — средняя численность населения за период.

 

Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением товаров и услуг.

Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

Минимальный потребительский  бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком  товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его  потребностей. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг.

В феврале 1999 г. Правительство  РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской  корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг.

Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой — 16.

По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1% — на непродовольственные товары, 7,4% — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.

Информация о работе Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг