Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 05:12, курсовая работа
Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ 4
1.1. Этапы и методы статистических исследований 4
1.2. Понятие и характеристика статистического наблюдения 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИЗМЕ 9
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ И ОШИБОК РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24
Статистика
Курсовая работа
Тема:
"Статистические исследования и
особенности выборочного
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ 4
1.1. Этапы и методы статистических исследований 4
1.2. Понятие и характеристика статистического наблюдения 5
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ТУРИЗМЕ 9
ГЛАВА III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВЫБОРКИ И ОШИБОК РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОЧНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В ТУРИЗМЕ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24
Экономическое значение туризма как источника денежных поступлений, обеспечения занятости населения, активизации регионального развития, фактора реструктуризации экономики в постиндустриальную эпоху постоянно возрастает. Индустрия туризма входит в число трех ведущих отраслей мирового хозяйства, незначительно уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Туризм выступает как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.
Как и
любая другая экономическая деятельность
туризм выступает предметом
Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.
Статистическое исследование – процесс изучения явлений на основе статистических методов.
К этапам статистического исследования относятся:
Все этапы
статистического исследования тесно
связаны друг с другом и одинаково
важны. Недостатки и ошибки, возникающие
на каждой стадии, сказываются на все
исследовании в целом. Поэтому правильное
использование специальных
Методы статистического исследования:
Статистическое
наблюдение – это первая стадия
всякого статистического
Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда, во-первых, обеспечивается регистрация устанавливаемых фактов в специальных учетных документах и, во-вторых, изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.
К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:
1) полноты
и практической ценности
2) достоверности и точности данных;
3) их единообразия и сопоставимости.
Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.
Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.
В ряде случаев
для отграничения объекта наблюдения
пользуются тем или иным цензом.
Ценз есть ограничительный признак,
которому должны удовлетворять все
единицы изучаемой
Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.
Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.
Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.
Организационные
вопросы статистического
В статистической практике используются две организационные формы наблюдения – отчетность и специальное статистическое обследование.
Отчетность – это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.
Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.
Примером второй формы наблюдения – специального статистического обследования – является проведение переписей населения.
В зависимости
от задач статистического
Рис. 1. Формы, виды и способы статистического наблюдения
С точки зрения полноты охвата фактов статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности. Несплошное наблюдение организуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. К видам несплошного наблюдения относятся: способ основного массива, выборочные наблюдения, монографические описания.
При непосредственном учете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д.
Выборочным наблюдением называется наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке.
Документальный способ сбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.
В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом.
Существуют различные способы формирования выборочной совокупности. Это, во-первых, индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как собственно случайный, механический, стратифицированный, и, во-вторых, серийный, или гнездовой, отбор.
Статистическое исследование независимо от его масштабов и целей всегда завершается расчетом и анализом различных по виду и форме выражения статистических показателей.
Статистический показатель представляет собой количественную характеристику социально - экономических явлений и процессов в условиях качественной определенности. Качественная определенность показателя заключается в том, что он непосредственно связан с внутренним содержанием изучаемого явления или процесса, его сущностью.
Как правило, изучаемые статистикой процессы и явления достаточно сложны, и их сущность не может быть отражена посредством одного отдельного взятого показателя. В таких случаях используется система статистических показателей.
Система
статистических показателей – это
совокупность взаимосвязанных показателей,
имеющая одноуровневую или
К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей:
К наиболее
распространенным группировкам туристов
относятся их распределение по целям
поездки и по странам въезда и
выезда, по продолжительности проживания.
Всемирная туристическая
К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.
С позиции
предложения туристических
Информация о работе Статистические исследования и особенности выборочного наблюдения в туризме