Контрольная работа по "Статистике государственных финансов"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:41, реферат

Описание работы

Статистика государственных финансов (СГФ) - это специализированная система социально-экономической статистики, призванная обеспечить информацию для анализа последствий налогово-бюджет- ной политики государства. Экономические и учетные принципы, используемые при составлении статистики государственных финансов, руководящие принципы представления налогово-бюджетной статистики излагаются в Руководстве по статистике государственных финансов. Как уже было сказано, основное назначение системы СГФ - обеспечивать статистические данные, которые позволяют директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора.

Содержание работы

1.Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов
2.Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета
3.Статистика внебюджетных фондов
4.Статистика налогообложения

Файлы: 1 файл

Статистика гос финансов.docx

— 43.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов
  2. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета
  3. Статистика внебюджетных фондов
  4. Статистика налогообложения

 

 

Введение

Статистика государственных  финансов (СГФ) - это специализированная система социально-экономической статистики, призванная обеспечить информацию для анализа последствий налогово-бюджет- ной политики государства. Экономические и учетные принципы, используемые при составлении статистики государственных финансов, руководящие принципы представления налогово-бюджетной статистики излагаются в Руководстве по статистике государственных финансов. Как уже было сказано, основное назначение системы СГФ - обеспечивать статистические данные, которые позволяют директивным органам и аналитикам последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора. Аналитическая основа СГФ может быть использована для анализа операций органов государственного управления конкретного уровня и операций между различными уровнями государственного управления, а также сектора государственного управления или государственного сектора в целом. В отличие от сводных показателей детализированные данные системы СГФ могут использоваться для изучения конкретных областей государственных операций. Например, могут потребоваться данные о конкретных формах налогообложения или уровне расходов, понесенных в связи с предоставлением определенного вида социальных услуг, или объеме заимствования в банковской системе, осуществляемого органами государственного управления. Гармонизация системы СГФ с другими системами макроэкономической статистики означает, что данные системы СГФ могут использоваться в сочетании с данными других систем для того, чтобы оценивать динамику показателей сектора государственного управления или государственного сектора относительно остальной экономики. Аналогичным образом введение международно признанных стандартов позволяет использовать статистику государственных финансов для межгосударственного сравнительного анализа государственных операций, например для сопоставления уровней налогов или расходов по отношению к валовому внутреннему продукту. Органы государственного управления страны включают в себя органы государственной власти и их учреждения, которые представляют собой структуры, образованные в результате политических процессов и обладающие законодательной, судебной или исполнительной властью в пределах определенной территории. Основные экономические функции органов государственного управления заключаются в следующем:

•          принимать на себя обязательства по обеспечению общества товарами и услугами на нерыночной основе для их коллективного или индивидуального потребления;

 •          перераспределять доходы и богатство посредством трансфертных платежей. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Статистика бюджетной системы  как составная часть статистики  государственных финансов

 

Государственные финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, валового национального дохода и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов и их использованием. Статистика своими показателями и методами характеризует финансовую систему, одним из основных звеньев которой являются государственные финансы.

Государственный бюджет - важнейшая составляющая государственных финансов, основной финансовый план образования и использования бюджетного фонда.

Бюджетная система России имеет три уровня бюджетов:

1. федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2. бюджеты  субъектов РФ или региональные  бюджеты и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  1. бюджеты муниципальных образований или местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Бюджеты  всех уровней сводятся в консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет представляет собой статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их расходования на территории федерации и отдельным ее субъектам. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ или территориальные бюджеты включают в себя региональные и местные бюджеты.

Статистика государственного бюджета  занимается совершенствованием бюджетных классификаций и приведением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней , объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетов, источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизация данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешних долгов государства , влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.

Источниками информации о государственном  бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства и его подразделений, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных инспекций, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России и его территориальных управлений, а также статистическая отчетность предприятий и организаций: бухгалтерский баланс,отчет о финансовых результатах, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств и другие, а также аналогичная информация по страховым, кредитным и другим организациям.

 

 

2. Методология расчета и анализа  показателей доходов и расходов  государственного бюджета

 

Для изучения бюджета широко используются различные  статистические методы. Среди них  наибольшее применение получил метод  группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является основным методологическим документом, по которому планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, составления по ней отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разных уровней.

Бюджетная классификация является единой, она  закреплена в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», принятом в 1998 году и вступившим в действие с 1 января 2000 года. Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления бюджетные классификации при утверждении могут детализировать объекты бюджетных классификаций, но при этом не должны нарушать общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

  • Бюджетная классификация РФ включает две группировки доходов: «Налоговые доходы и неналоговые доходы» и “Безвозмездные перечисления» и не сгруппированные данные по «Доходам от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности».
  • Налоговые доходы и неналоговые доходы включают Налоги на прибыль (доход), на товары и услуги, на совокупный доход, на имущество, на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли и нематериальных, доходы активов от внешнеэкономической деятельности, прочие и другие неналоговые доходы.
  • Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления:
  • - От нерезидентов.
  • - От бюджетов других уровней.
  • - От государственных внебюджетных фондов.
  • - От государственных организаций.
  • - От наднациональных организаций.
  • - Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

 

Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально – экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Результат финансовой деятельности государства (применительно к России – в  лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами – дефицитом.

Относительными  показателями профицита и дефицита является их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП не превышающим 3% финансовое положение страны считается нормальным.

Источники внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов:

- Государственные  (муниципальные) ценные бумаги:

- Кредиты  кредитных организаций в валюте  Российской Федерации 

- Бюджетные кредиты от других  бюджетов бюджетной системы РФ

- Кредиты  международных финансовых организаций  п валюте РФ

- Изменение  остатков средств на счетах  по учету средств бюджета 

- Иные  источники внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов

- Бюджетные  кредиты, предоставленные федеральным  бюджетом внутри

страны  за счет средств целевых иностранных  кредитов

- Прочие  предоставленные федеральным бюджетом  внутри страны

 

Источник внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

- Государственные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана 

в иностранной  валюте

- Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные  кредиты 

в иностранной валюте

- Кредиты кредитных организаций  в иностранной валюте

- Иные  источники внешнего финансирования  дефицитов бюджетов

Одними  из основных в статистике бюджета  являются показатели исполнения федерального бюджета, субъектов РФ и местных бюджетов. Анализ статей бюджета по результатам расчетов производится сравнением абсолютной величины расходов по каждой статье утвержденного и фактически исполненного бюджетов и сопоставлением изменения их удельного веса в соответствующих расходах. Анализ исполнения бюджета дополняется показателями структуры доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Среди относительных  используются показатели доли доходов и расходов федерального бюджета в доходах и расходах консолидированного бюджета. Важными показателями являются исполнение Федерального и региональных бюджетов по статьям в процентном отношении соответственно к ВВП и ВРП (валовому региональному продукту) и процентное отношение доходов и расходов консолидированного бюджета и его статей к ВВП.

Обеспечение государственных расходов возможно при поступлении доходов. Для  них характерны сезонные колебания. Поступление доходов изучается  с использованием индекса сезонных колебаний. Этот метод был рассмотрен в лекции по теме: «Ряды динамики».Для анализа бюджетов разных уровней используются аналитические показатели ряда динамики доходов, расходов и их составляющих, а так же дефицита (профицита) бюджета; показатели структуры доходов и расходов; структура финансирования бюджета и соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита; структура консолидированного бюджета по уровням государственного управления, индексный и другие методы.Индексный метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение доходной части консолидированного бюджета.

 

3.Статистика государственных внебюджетных  фондов

 

Вопросы образования государственных  внебюджетных фондов находятся в  компетенции Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов федерации и местного самоуправления. Наибольшая часть внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования  финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные  фонды создаются на федеральном  и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ, взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Поэтому с введением в действие второй части Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а законодательством о налогах и сборах.

Информация о работе Контрольная работа по "Статистике государственных финансов"