Комплексный статистический анализ финансовых показателей деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Статистика финансов предприятия изучает количественные характеристики денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий. С помощью статистики финансовых результатов деятельности предприятий изучается тенденция развития, исследуется влияние различных факторов на финансовые результаты, обосновываются планы и управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается стратегия его развития.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Показатели финансовых результатов предприятий
1.2 Прибыль – важнейший показатель финансового состояния предприятия
1.3 Рентабельность
1.4 Факторный анализ прибыли предприятия
1.5 Факторный анализ рентабельности
1.6 Основные методы статистического анализа
1.6.1 Метод группировки
1.6.2 Статистический анализ структуры
1.6.3 Показатель, характеризующий часть совокупности
2. Расчётная часть
2.1. Условие задач
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
2.2 Решение задач
Задание 1.
Задание 2
Задание 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.14 Кб (Скачать файл)

 

Уровень рентабельности предприятия является обобщающим показателем, так как оно характеризует  эффективность всей деятельности предприятия, включая виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг).

 

Если исчисленное  значение Rоб больше 100%, предприятие считается рентабельным, если меньше – убыточным, если равно 100% - безубыточным.

 

Повышению рентабельности предприятия способствует увеличение прибыли на основе роста производства и реализации продукции, снижения ее себестоимости, лучшего использования  машин и оборудования, экономного расходования сырья и материалов, предупреждения неоправданных расходов, сокращения потерь, повышения производительности труда.

 

При стабильных ценах, по которым реализуется продукция, рост рентабельности продукции означает повышение эффективности производства, улучшение использования материальных и трудовых ресурсов, снижение потерь.

 

Рентабельность  реализованной продукции определяется делением величины прибыли от реализации продукции, выражается в процентах  и рассчитывается по формуле

 

RРП = ПРП / Z * 100%

 

ПРП – прибыль  от реализации продукции (работ, услуг)

 

Z – затраты  на производство продукции (полная  ее себестоимость)

 

Рентабельность  продукции рассчитывают как по отдельным  видам, так и по всей реализованной  продукции в целом.

 

Рентабельность  капитала характеризует деловую  активность предприятия в финансовом отношении и измеряется посредством  показателя общей оборачиваемости  капитала:

 

Ок = В / К

 

В – выручка от реализации продукции

 

К – капитал предприятия

 

Общая оборачиваемость  капитала характеризует число кругооборотов  имущества предприятия за определенный период или показывает объем выручки  от реализации продукции, приходящийся на 1 руб. капитала предприятия. Увеличение числа оборотов ведет либо к росту выпуска продукции на 1 руб. имущества предприятия, либо к тому, что на этот же объем продукции требуется затратить меньше капитала.

 

Общая оборачиваемость  капитала может увеличиться в  результате не только ускорения кругооборота имущества предприятия, но и относительного уменьшения капитала в анализируемом  периоде, роста цен из-за инфляции.

 

1.4 Факторный  анализ прибыли предприятия

 

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ, услуг в действующих  ценах без налога на добавленную  стоимость и акцизов и полной себестоимостью

 

Пр = ∑ qp - ∑ qz

 

∑ qp – стоимость реализованной продукции, работ и услуг

 

∑ qz – полные утраты на производство продукции

 

Ведущее место  в изучении прибыли от реализации продукции, работ и услуг отводится  факторному анализу.

 

Факторами, влияющими  на изменение прибыли от реализации продукции, являются цены, себестоимость, объем и структура реализованной  продукции.

 

Роль каждого  фактора можно определить с помощью  индексного метода.

 

Абсолютный размер прибыли определяется как разность между выручкой от реализации продукции  и затратами на ее производство. Абсолютный прирост прибыли определяется:

 

Δпр = (∑p1q1 – ∑z1q1) – (∑p0q0 – ∑z0q0), где

 

р1, р0 – цена за единицу продукции в отчетном и базисном периодах.

 

z1, z0 – себестоимость  единицы продукции в отчетном  и базисном периодах.

 

q1, q0 – количество  продукции в отчетном и базисном  периодах.

 

Абсолютный прирост  прибыли определяется за счет четырех  факторов:

 

цен

 

себестоимости

 

объема

 

структуры реализованной  продукции

 

Прирост прибыли  за счет изменения цен определяется как разность между выручкой от реализации продукции отчетного периода  и объема реализованной в отчетном периоде продукции, рассчитанной по ценам базисного периода:

 

Δпр (р) = ∑ p1q1 – ∑ p0q1

 

Прирост прибыли  за счет изменения себестоимости  определяется как разность между  объемом реализованной в отчетном периоде продукции, пересчитанной  по себестоимости базисного периода, и фактической себестоимостью этой продукции:

 

Δпр (s) = ∑z0q1 – ∑p1z1

 

Влияние изменения  объема реализованной продукции  на прибыль определяется сравнением прибыли базисного периода от фактической реализованной продукции, пересчитанной по ценам и себестоимости  базисного периода:

 

(∑p0q1 – ∑z0q1) –  (∑p0q0 – ∑z0q0)

 

Прирост прибыли  в результате изменения объема реализации содержит и ту её часть, которая образуется за счет структурных сдвигов в  ассортименте продукции. Рассчитывают её следующим образом:

 

(∑П0q1 / ∑p0q1 - ∑П0q0 / ∑p0q0) * ∑ p0q1,

 

где П = p – z.

 

Таким образом, отклонение суммы прибыли от реализации продукции  можно рассматривать как результат  изменения четырех вышеназванных  факторов.

 

1.5 Факторный  анализ рентабельности

 

Относительные изменения  среднего уровня рентабельности продукции  определяется системой индексов: переменного  и постоянного состава и структурных  сдвигов.

 

r1∑r1S1∑r0S0∑r1d1

 

Yr = = : = , где

 

r0∑S1∑S0∑r0d0

 

r1 и r0 – рентабельность  отдельных видов продукции в  отчетном и базисном периодах.

 

S1 и S0 – затраты  на производство и реализацию  продукции в отчетном и базисном  периодах

 

d1 и d0 – удельный  вес затрат на производство  отдельных видов продукции в  общем объеме в отчетном и  базисном периодах.

 

Индекс переменного  состава равен индексу постоянного  состава умноженного на индекс структурных сдвигов

 

Yr = Yy * Yd

 

Индекс постоянного  состава:

 

∑r1S1∑r0S1∑r1d1

 

Yy = : =

 

∑S1∑S1∑r0d1

 

Индекс структурных сдвигов:

 

∑r0S1∑r0S0∑r0d1

 

Yd = : =

 

∑S1∑S0∑r0d0

 

Абсолютное изменение  среднего уровня рентабельности продукции

 

Δr = ∑ r1d1 – ∑r0d0

 

Изменение средней  рентабельности за счет факторов

 

а) рентабельности отдельных видов продукции

 

Δr (r) = ∑ r1d1 – ∑r0d1

 

б) структуры  затрат на производство и реализацию продукции

 

Δr (d) = ∑ r0d1 – ∑r0d0

 

За счет двух факторов

 

Δr = Δr (r) + Δr (d).

 

1.6 Основные методы  статистического анализа

 

1.6.1 Метод группировки

 

На основе информации, собранной в ходе статистического  наблюдения, как правило, нельзя непосредственно  выявить и охарактеризовать закономерности социально-экономических явлений. Это  связано с тем, что наблюдение дает сведения по каждой единице исследуемого объекта. Полученные данные не являются обобщающими показателями. C их помощью  нельзя сделать выводы в целом  об объекте без предварительной  обработки данных.

 

Поэтому цель статистического  исследования состоит в систематизации первичных данных и получении  на этой основе, сводной характеристики всего объекта при помощи обобщающих статистических показателей.

 

Отдельные единицы  статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировки. Это позволяет "сжать" информацию, полученную в ходе наблюдения, и  на этой основе выявить закономерности, присущие изучаемому явлению.

 

Группировкой  называется расчленение множества  единиц изучаемой совокупности на группы по определённым существенным для них  признакам. Группировка является одним  из самых сложных в методологическом плане этапов статистического исследования.

 

Причины, обуславливающие  необходимость проведения группировки  и определяющее её место в системе  статистических методов, кроются в  своеобразии объекта статистического  исследования. Он представляет собой  комплекс частных совокупностей, которые  могут быть качественно и глубоко  различны, обладать различными свойствами, степенью сложности, характером развития.

 

Без преодоления  индивидуальных черт исследовать закономерности развития промышленности, которые теряются в многочисленных характеристиках, отличающих одно предприятие от другого, нельзя. Поэтому предприятия следует  объединить в группы по отрасли промышленности, назначению выпускаемой продукции, численности занятых работников, по формам собственности, организационно-правовым формам и т.д. Таким образом, в  показателях, исчисленных по достаточно большим группам, произойдёт погашение  случайного и выявление общего, существенного  для развития исследуемого явления. [5; 57]

 

Статистические  группировки по задачам, решаемым с  их помощью, делятся на: типологические, структурные и аналитические.

 

Типологическая  группировка – это разделение качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические  типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки.

 

При проведении типологической группировки основное внимание должно быть уделено идентификации  типов социально-экономических явлений. Она производится на базе глубокого  теоретического анализа исследуемого явления.

 

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру  по какому-либо варьирующему признаку. С помощью таких группировок  могут изучаться: состав предприятий  по численности занятых, стоимости  основных фондов, структура депозитов  по сроку их привлечения и т.д. Структурная группировка представлена в расчётной части данной работы, таблица 7.

 

Группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями  и их признаками, называется аналитической  группировкой.

 

Всю совокупность признаков можно разделить на две группы: факторные и результативные. Факторными называются признаки, под  воздействием котрых изменяются другие – они и образуют группу результативных признаков. Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение признака результативного.

 

Особенности аналитической  группировки следующие: во-первых, в  основу группировки кладётся факторный  признак; во-вторых, каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.

 

Преимущество  данного метода перед другими  методами анализа связи (например, корреляционно-регрессионым) состоит в том, что он не требует соблюдения каких-либо условий для его применения, кроме одного - качественной однородности исследуемой совокупности. Аналитическая группировка приведена в расчётной части, таблица 3.

1.6.2 Статистический  анализ структуры

 

В статистике под  структурой понимают совокупность элементов  социально-экономических явлений, обладающих определенной устойчивостью внутригрупповых  связей, при сохранении основных свойств, характеризующих эту совокупность как целое. Статистическая структура - это распределение различных  частей в пределах общего для них  качества.

 

Статистический  анализ структуры непосредственно  связан с группировкой данных. Если основанием структуры выступает  качественный признак, то процесс группировки  не вызывает затруднений. Группировка  по количественному признаку сложнее, так как требует обоснованного  установления границ перехода одного качества в другое.

 

Статистические  приемы и методы анализа позволяют  проводить исследование конкретных социально-экономических структур в определённых условиях места и  времени, заключающееся, прежде всего  в их точном количественном измерении  и соизмерении, выявления пропорций  и закономерностей.

 

Относительный показатель структуры (ОПС) представляет собой  соотношение структурных частей изучаемого объекта и их целого:

 

1.6.3 Показатель, характеризующий часть совокупности

 

ОПС = Показатель по всей совокупности в целом.

 

Относительный показатель структуры выражается в долях  единицы или в процентах. Рассчитанные величины (di), соответственно называемые долями или удельными весами, показывают какой долей обладает или какой удельный вес имеет i-я часть в общем итоге.

 

Структура сложного социально-экономического явления  всегда обладает той или иной степенью подвижности, имеет свойство меняться с течением времени как в количественном, так и в качественном отношении. Поэтому большое практическое значение имеют изучение структуры в динамике, оценка структурных сдвигов. При  изучении структуры используются частные  и обобщающие показатели структурных  сдвигов. К частным показателям  относятся: абсолютный прирост удельного  веса, темп роста удельного веса, средний абсолютный прирост удельного  веса, средний удельный вес. Среди  обобщающих показателей структурных  сдвигов наиболее распространены:

 

линейный коэффициент "абсолютных" структурных сдвигов;

 

квадратический коэффициент "абсолютных" структурных сдвигов;

 

квадратический коэффициент относительных структурных сдвигов;

 

линейный коэффициент "абсолютных" структурных сдвигов  за n периодов.

 

При изучении структуры  явлений и процессов следует  обратить внимание на методику расчёта  и экономическую интерпретацию  показателей концентрации и централизации.

 

Оценка степени  концентрации осуществляется кривой концентрации (Лоренца) и рассчитываемыми на её основе характеристиками. Для построения кривой используется частотное распределение  единиц исследуемой совокупности и  соответствующее ему частотное  распределение изучаемого признака. Для удобства вычислений и повышения  аналитичности данных единицы совокупности разбиваются на равные группы.

 

Наиболее известными показателями концентрации являются коэффициент  Джини и коэффициент Лоренца. Данные коэффициенты принимают значения в границах от нуля до единицы и  измеряют неравномерность распределения. Коэффициент Лоренца основан  на прямом сравнении долей групп  по числу единиц совокупности и долей  по объёму признака и выражается формулой:

Информация о работе Комплексный статистический анализ финансовых показателей деятельности фирмы