Этапы статистического наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

Правовая статистика - система концепций и методов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать необходимые сведения, то есть статистические данные. Статистические данные - это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки). Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов - сложный многоступенчатый процесс.

Файлы: 1 файл

Контрольная по правовой статистике.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры - Ст.51 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. От 24.07.2007) «О прокуратуре РФ». В этих целях используются формы статистической отчетности:

- Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г.№    39  /  1070 /  1021  /  253 /  780 / 353 /  399, «Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях» (приложение N 1); «Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений» (приложение N 2); «Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов» (приложение N 3);статистические карточки (приложение N 4):

- Постановление Росстата  от 15.02.2007 N 19 "Об утверждении статистического  инструментария для организации  статистического наблюдения за  рассмотрением заявлений и сообщений  о преступлении";

- Постановление Госкомстата  РФ от 26 марта 1997 г. N 20 "Об утверждении  формы ведомственной государственной  статистической отчетности о  следственной работе";

- Приказ Росстата от 26.02.2009 г. № 34 «Об утверждении  статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью следственных органов и органов дознания, рассмотрением заявлений и сообщений о преступлении»

- Постановление Федеральной службы  государственной статистики от 28 июня 2006 г. N 24 "Об утверждении статистического инструментария для организации Генеральной прокуратурой Российской Федерации статистического наблюдения за работой прокурора" и другие.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством  управления социальными процессами лишь при соблюдении следующих общих требований к отчетности:

- отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными;

·- данные отчетности должны быть сопоставимы, то есть, единообразны по своим качественным признакам и отрезкам времени.

Следующая форма статистического  наблюдения - специально организованное статистическое наблюдение. Данная форма  наблюдения применяется при необходимости  получения показателей, не охваченные официальной статистической отчетностью. Наиболее простым примером данного наблюдения является перепись. Перепись - это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

В правовой статистике данная форма наблюдения используется редко. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников правоохранительных органов в правовой пропаганде, работу по повышению их квалификации. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования).

Регистровая форма наблюдения - это форма непрерывного статистического  наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий. В правовой статистике данная форма наблюдения не применяется.

В настоящее время  получило распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности, то есть мониторинг. Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень и т.д. Так, в целях принятия мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также для выработки государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ была образована Федеральная служба по финансовому мониторингу. Одной из функций данной службы является осуществление сбора, обработки и анализа информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу»).

 

1.3 Виды статистического наблюдения.

 

Статистическое наблюдение по времени регистрации фактов подразделяется на:

- текущее наблюдение - наблюдение, которое проводится, когда необходимо зарегистрировать все единицы совокупности, случаи, факты и т.п. по мере их возникновения и с целью изучения динамики какого-либо явления;

- периодическое наблюдение - наблюдение, которое проводится через определенные промежутки или периоды времени. Например, перепись населения.

- единовременное наблюдение - наблюдение, которое производится по мере возникновения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

По полноте охвата единиц исследуемой совокупности статистическое наблюдение бывает следующих видов:

- сплошное наблюдение - это полный учет всех единиц совокупности. Основные недостатки данного вида наблюдения: не обеспечение полного охвата всех без исключения единиц совокупности и большие расходы на его проведение;

- несплошное наблюдение - это наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. В свою очередь, несплошное наблюдение можно подразделить на способы основного массива, выборочный и монографический. Несплошное наблюдение по способу основного массива основывается на регистрации и изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности. Например, при изучении криминальной ситуации в области для статистического наблюдения отбираются районы, занимающие преобладающее значение по основным показателям (территории, совершенным преступлениям и т.п.). Монографический способ несплошного наблюдения применяется для глубокого изучения единичных, но типичных в криминологическом отношении объектов. Оно проводится в основном с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Выборочный способ несплошного наблюдения заключается в исследовании доступной наблюдению либо специально отобранной части (выборки) совокупности, в основном из-за того, что не всегда можно изучить всю совокупность в целом.

 

1.4 Способы статистического наблюдения.

 

Непосредственное получение  статистической информации проводятся разнообразными способами.

Непосредственное наблюдение - это метод сбора информации об изучаемом объекте путем непосредственного  восприятия и регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. К таким фактам можно отнести взвешивание, замер, подсчет и т.п. В процессе применения данного наблюдения появляется возможность существенно расширить программу наблюдения за счет новых, ранее не предполагавшихся с точки зрения, обстоятельств. Объектами такого наблюдения могут быть:

- результаты действия (бездействия) правонарушителей, а также лиц, осуществляющих профилактику правонарушений;

- высказывания, реакции, суждения правонарушителей или лиц из контрольной группы;

- поведение правонарушителей в условиях конкретной ситуации;

По положению наблюдателя, его участию в исследуемой  ситуации наблюдение бывает полным, включенным и наблюдением-участием.

Полное наблюдение - это  наблюдение, где исследователь изучает  значимые явления пассивно, как бы со стороны.

Включенное наблюдение предполагает изучение криминогенных  явлений и процессов изнутри  путем непосредственного восприятия исследователем изучаемой ситуации, группы, событий повседневной жизни. Исследователь как бы смешивается с группой, становится одним из ее членов. Основным недостатком данного наблюдения является то, что для внедрения в какую-либо группу перед исследователем может встать нравственно-этический вопрос об участии в аморальных или, например, противоправных действиях, что недопустимо.

При наблюдении - участии  наблюдатель позитивно участвует  в изучаемых им процессах и  явлениях, то есть непосредственно  является активным членом изучаемой группы, событий повседневной жизни. Например, сотрудники правоохранительных органов, изучающие криминальные явления, активно участвующие в противодействии им путем проведения следственной, прокурорской работы.

В зависимости от источника  статистической информации различают два способа наблюдения:

- документальный способ основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, в основном носящие учетный характер. На документах базируется отчетность.

- способ опроса, где источником информации являются сами опрашиваемые лица. Данный способ основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом.

В зависимости от того, с какой точностью надо провести наблюдение, возможность практического применения того или иного способа, материальных возможностей можно выделить следующие способы опроса:

- очный опрос - это способ сбора информации, основанный на непосредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Например, данный способ опроса можно применить к лицам ближайшего окружения преступника. На достоверность информации полученной в ходе данного сбора информации влияет ряд обстоятельств: момент, время и место опроса, подготовленность интервьюера, процедура оповещения респондента о предстоящем вопросе.

- интервью - это способ сбора информации, основанный на посредственном взаимодействии между исследователем и опрашиваемым лицом. Различают свободное и направленное (программируемое) интервью.

- анкетный опрос - одни из эффективных и широко применяемых в правовых исследованиях методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц, уровнях понимания ими проблем правосознания и т.п. Основными преимуществами данного опроса по отношению к очному опросу является то, что он дает возможность в короткий срок и при сравнительно небольших материальных затратах охватить представительскую группу изучаемых лиц, получить сведения «из первых рук»; быстро провести повторные опросы через определенный промежуток времени в целях выявления произошедших изменений и т.п.

С точки зрения цели получения  данных могут использоваться следующие  способы собирания данных.

- экспедиционный (устный) способ основан на проведении опроса в виде заполнения формуляров (анкет, переписные листы и т.п.) специально подготовленными регистраторами, которые одновременно контролируют правильность получаемых ответов.

- корреспондентский способ заключается в предоставлении исследователю информации добровольными корреспондентами на специально разработанном бланке.

- явочный способ предусматривает предоставление данных в органы, ведущие наблюдение, в явочном порядке, например, при регистрации браков, разводов, налоговых деклараций и т.п.

Не менее важное место  в организации проведения статистического  наблюдения занимает подготовка кадров, их инструктаж по вопросам заполнения статистических документов, соблюдения сроков и ответственности за качество работы.

Размножение документации самого наблюдения, рекомендации по заполнению статистических отчетов, их рассылка на места также относятся к организационным вопросам.

 

2. Программа статистического наблюдения - второй этап статистического наблюдения.

 

Особо важным вопросом является разработка программы статистического  наблюдения.

Программа наблюдения - научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). В данную программу наблюдения включаются такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее практическое и теоретическое значение и являются наиболее существенными для данного субъекта. Содержание программы определяется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистического исследования. Соответственно, составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков.

Например, научная основа программы наблюдения уголовно-правовой статистики - это теоретические положения  криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и законодательно предусмотренные меры государственных органов по социально-правовому контролю над ней. Законодательным основанием программ наблюдения являются действующие на территории РФ уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство и иные нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих контроль над преступностью.

Информация о работе Этапы статистического наблюдения