Этапы статистического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

В практической и научно-исследовательской деятельности врач,как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном уровне, но и на групповом и популяционном. Такое исследование проводится с помощью различных методов, важнейшим
из которых является статистический.Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации,а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональ-
ной специализации.Поэтому умение правильно организовать и провести статистичес-
кое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов

Файлы: 1 файл

этапы стат анализа.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

3.2. Объем статистической  совокупности — численность элементов  совокупности, взятых для исследования.

3.3.  Сроки проведения  исследования — составление календарного  плана выполнения данного исследования  по данному этапу.

Пример: с 1 апреля по 1 июня текущего года.

Виды наблюдения: различают  два вида — текущее (или постоянное) и единовременное (или одномоментное).

Текущее наблюдение — когда  регистрация проводится постоянно  по мере возникновения единиц наблюдения.

Пример: каждый случай рождения, смерти, обращения в лечебные учреждения (в течение определенного времени согласно цели исследования).

Единовременное наблюдение — когда сбор информации по каждой единице наблюдения изучаемого явления приурочен к какому-либо определенному моменту (час, день).

Пример: перепись населения  — классический пример единовременного наблюдения.

68Способы проведения исследования. Для исследователя важно определить  способ  проведения   исследования: сплошное наблюдение или несплошное (выборочное).

Сплошное наблюдение —  регистрация всех единиц наблюдения, явлений, составляющих генеральную совокупность.

Несплошное (выборочное) наблюдение — изучение лишь части совокупности для характеристики целого.

Методы отбора изучаемых  явлений и формирования выборочной совокупности.

Существуют следующие  методы отбора изучаемых явлений: случайный, механический, гнездовой, направленный, типологический,метод основного массива.

Случайный отбор — проводится по жребию (по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.).

Механический отбор —  когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная единица наблюдения (например,каждая пятая (20 %), десятая (10%) или др.).

Гнездовой (серийный) отбор  — когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки.

Пример: для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.

Метод основного массива  применяется при изучении тех  объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность.

Пример: на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.

Направленный отбор —  отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.

Пример. При изучении влияния  стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.

Типологический отбор  — отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп.

Пример.  При изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.

3.4. Характеристика исполнителей (кадры). Сколько человек и какой квалификации проводят исследование.

Пример. Исследование по изучению санитарно-гигиенического режима учащихся старших классов средних общеобразовательных школ района проводят два врача и два помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков районного центра госсанэпиднадзора.

3.5. Характеристика технического  оснащения и требуемых материальных средств:

• Лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования.

• Канцелярские товары (бумага, бланки).

• Финансовые средства.

• Программы статистической обработки и др.

II ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ —  Сбор материала. 

Это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учебных документов (талоны, анкеты, карты и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

III  ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ — Обработка полученных данных. Включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1) контроль собранного  материала;

2) шифровка;

3) группировка;

4) сводка данных в статистические  таблицы;

5) вычисление статистических  показателей и статистическая обработка материала.

1. Контроль — проверка  собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования.

Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы.

В этом случае необходимы дополнительные данные, например из официальных документов (амбулаторных карт, историй болезни и т.п.).

Если эти данные не могут  быть получены из дополнительных учетных  документов, привлеченных исследователем или от самого человека, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Шифровка  — применение  условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной — только цифровые.

Пример. Буквенная шифровка:

Пол: муж. М

жен. Ж

цифровая шифровка:

Возрастная группировка  Шифр

до 20 лет включительно — 1

21—29 — 2

30—39 — 3

40—49 — 4

50—59 — 5

60 и старше — 6

3. Группировка материала  — распределение собранного материала по атрибутивному и/или количественному признакам (типологическая или вариационная).

Пример: группировка студентов  по курсам обучения:

I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

4. Сводка материала —  занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы.

IV  ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — анализ полученного материала, выводы и предложения на основе результатов исследования.

ЗАДАЧА-ЭТАЛОН

Для разработки комплексного плана оздоровительных мероприятий для студентов медицинского вуза главным врачом студенческой поликлиники совместно с представителями студенческого профсоюзного комитета вуза проведено изучение влияния факторов риска на распространенность болезней органов пищеварения (БОП) у студентов.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ-ЭТАЛОНА

Цель исследования: разработать мероприятия по снижению болезней органов пищеварения (БОП) у студентов медицинского вуза.

Задачи исследования

1. Изучить распространенность  различных заболеваний болезней органов пищеварения у студентов медицинского вуза.

2. Определить факторы риска  возникновения БОП.

3. Разработать предложения  для администрации вуза и поликлиники.

Программа исследования

Единица наблюдения  —  выпускник медицинского вуза, проучившийся все курсы в данном медицинском вузе на данном факультете, имеющий заболевание системы органов пищеварения.

Атрибутивные признаки: пол, диагноз, характер пищи и др.

Количественные признаки: возраст, длительность заболевания, интервал между приемами пищи, число приемов  пищи в день и др.

Результативные признаки: наличие заболевания системы  органов пищеварения, стадия, осложнения и др.

Факторные признаки: пол, возраст, характер питания и др.

Программа сбора материала (анкета, заполненная студентом)  Шифр

а) ФИО

б) Курс: 1, 2, 3, 4, 5, 6

в) Факультет: лечебный (1), медико-профилактический (2), фармацевтический (3), высшего сестринского образования (4)

г) Возраст: до 20 лет включительно (1),21—22 (2), 23—24 (3), 25 и более (4)

д) Пол: муж. (1), жен. (2)

е) Сколько раз в течение  дня Вы принимаете пищу? Один (1), два (2), три и более (3)

ж) Прием пищи состоит из бутербродов без чая (1), бутербродов  с чаем (2), полного обеда(3), другого (4) (укажите___________________________________)

з) Каков интервал между приемами пищи:до 1 ч (1), 1—2 ч (2), 3—4 ч (3), 5 и более (4)

и) Предусмотрено ли в расписании занятий время на обед: да (1), нет (2)

к) Имеете ли Вы заболевание  системы органов пищеварения:да (1), нет (2)

л) Если Вы ответили «да», то укажите диагноз:

__________________________

м) Длительность заболевания: до 1 года (1), 2—3 года (2), 4—5 лет (3), 6 и  более лет (4)

В анкету должны включаться и другие вопросы в соответствии с целью и задачами исследования.

Программа разработки материала

Типологическая группировка: группировка студентов по факультетам, полу, по диагнозу заболевания.

Вариационная группировка: группировка по длительности заболевания (до 1 года, 2—3 года, 4—5 лет, 6 и более лет), интервал между приемами пищи (до 1 ч, 1—2 ч, 3—4 ч, 5 и более) др.        

                                                      Макеты статистических таблиц (примеры)    

Простая таблица

                                                                                                                                                     Таблица 4

Распределение студентов, имеющих заболевания 

системы органов  пищеварения, по факультетам (в % к итогу)

Заболевания

системы органов

пищеварения

Факультет

Всего

Лечебный

МПФ

фармацевтический

ВСО

1. Гастрит

         

2. Язвенная 

болезнь

желудка

         

3. Язвенная 

болезнь

12-перстной 

кишки

         

4. Прочие

         

Итого

         

 

                                                                                                                                               

 

 

 

 

           Групповая таблица

Таблица 5

Распределение студентов, имеющих заболевания 

системы органов  пищеварения, по полу и возрасту (в % к итогу)

 

        Заболевания 

Пол

 

Всего

муж

жен

До 20 лет

21-22

года

23-24 года

25 лет и более

1. Гастрит

             

2. Язвенная 

болезнь

желудка

             

3. Язвенная 

болезнь

12-перстной 

кишки

             

4. Прочие

             

Итого

             

План исследования

Объект исследования —  выпускники медицинского вуза, проучившиеся все курсы в данном медицинском  вузе на данном факультете,имеющие заболевание системы органов пищеварения

Объем статистической совокупности (n): достаточное число наблюдений.

Совокупность: выборочная, репрезентативная по качеству и количеству.

Сроки проведения исследования: 6 февраля — 6 июня текущего года.

Методы сбора материала: анкетирование, выкопировка данных из медицинских документов в студенческой поликлинике.

 

 

Задача:

748/75000*1000=9,97%-   район А

820/89000*1000=9,21%-   район  Б

Ответ:Уровень смертности в районе А больше.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 1993. – 144 с

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье  и здравоохранение. Учебник

для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 520 с.

3. Общественное здоровье и здравоохранение  Учебник для студентов /

Под ред. Миняева, Н.И.Вишнякова. — М.: Мед пресс-информ,

2002. — 528 с. 

4 Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. Социальная гигиена и организа-

ция здравоохранения: Учебное пособие. — М., 2000 — 432

5.Основы статистического анализа  в медицине: Учебное пособие/

В.И. Чернов, И.Э. Есауленко, С.Н. Семенов, Н.П. Сереженко. —

Воронеж, 2003. — 113 с.

6.Статистические методы и вычислительная  техника в социально-ги-

гиенических исследованиях. / Под ред. проф. Е.Н.Шигана. — М.,

ЦОЛИУВ, 1977.

7. Кучеренко В.З., Агарков Н.М. и др. Социальная гигиена и организа-

ция здравоохранения: Учебное пособие. — М., 2000 — 432

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этапы статистического исследования