Экономическая сущность страхования. Финансовые основы страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Страхование – одна из древнейших категорий общественно-производственных отношений.
Страхование возникло и развивалось, имея конечным назначением удовлетворение различных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей. Еще в период рабовладельческого строя владельцы имущества и рабов использовали страхование как способ защиты их от уничтожения силами природы, утраты в связи с грабежом и другими непредвиденными событиями.

Содержание работы

Экономическая сущность страхования
Страховая услуга как товар
Финансовые основы страховой деятельности
Практическая часть
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по страхованию (Автосохраненный).docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

Развитой страховой рынок включает в себя, как правило, следующие  категории продавцов страховой  услуги: страховщиков, непосредственно  заключающих договоры страхования; так называемых «страховщиков для перестраховщиков» - перестраховочные организации, которые принимают на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координация условий страхования и т. п.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности: государственной, акционерной, кооперативной, частной.

В условиях конкуренции цена является объектом договора, но она всегда изменяется в определенных границах. Нижняя граница цены определяется принципом эквивалентности в страховых отношениях, который предусматривает равенство между поступлением платежей страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм. Верхняя граница цены определяется потребностями страховщика, ее превышение ставит страхователя в невыгодную конкурентную позицию, и он теряет клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.

Купля-продажа страховой  услуги оформляется заключением  договора страхования, в подтверждение  чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страховой рынка.

Положение на страховом рынке  определяется действием множества факторов, важнейшим из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых услуг (не только объем, но и структура) и т. п. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Принципы, условия, функции и классификация  страхового рынка:

Страховщику необходимо искать покупателей, выявлять их нужды проектировать  соответствующие страховые продукты, продвигать их на рынок договариваться о ценах и т. д. С другой стороны  и покупатели для удовлетворения своей потребности в страховой  защите занимаются поиском соответствующего продавца страховых услуг. Так в  процессе повседневной деятельности сталкиваются и переплетаются интересы самого страховщика его клиентов и посредников.

В связи с этим страховой рынок  можно разделить, в зависимости  от соотношения спроса и предложения, на два самостоятельных рынка, находящихся  в постоянном взаимодействии друг с  другом — рынок продавца, существующий в условиях значительного превышения спроса над предложением.

 

 

Условия существования  рынка:

  • наличие хотя бы двух заинтересованных сторон, выступающих в роли субъектов рынка;
  • каждая из сторон должна иметь возможность предложить то, что имеет потребительную стоимость для другой стороны;
  • любая сторона должна иметь возможность и право получить информацию о продукте и на ее основе решение об участии в сделке;
  • наличие уверенности в том, что в результате обмена стороны получат стоимость эквивалентную или выше той, которую предлагают.

Основные принципы существования  страхового рынка:

  • свободный выбор страховщиком страхователя, а страхователем страховщика, который регламентируется соответствующим договором. Данный принцип не противоречит возможности регулирования этого процесса со стороны государственных органов при условии соблюдения экономических законов рынка;
  • ликвидация с помощью законодательных и экономических мер монополизма в сфере реализации страховых продуктов и создание условий для развития конкуренции;
  • свободный обмен страховых продуктов на деньги;
  • свободное действие закона стоимости - зависимость цен от соотношения спроса и предложения допуская при этом в отдельных случаях регулирование со стороны государства (например при проведении некоторых видов обязательного страхования);
  • анализ потенциала страховой сферы ее способности удовлетворять  основные потребности юридических и физических лиц;
  • наличие развитой инфраструктуры предоставления страховых услуг;
  • существование совокупности страхователей и иных клиентов страховщика, располагающих денежными средствами, сбалансированными товарными ресурсами.

Основные функции рынка:

  • выявление спроса и сбалансирование предложения;
  • формирование товарного предложения - создание определенного набора страховых услуг и возможности для клиентов страховщика приобретать их;
  • поиск сбыта и непосредственно сбыт страховых продуктов - организация рыночных отношений;
  • обеспечение экономического эффекта (получение прибыли после возмещения затрат).

Традиционно рынок страховых услуг  классифицируется по двум основным принципам:

  1. Рынок конкретных страховых услуг в зависимости от специфики страховых продуктов.
  2. Рынок клиентов страховщика, которыми могут быть
  • юридические и физические лица, являющиеся собственниками имущества и имеющие в связи с этим определенный имущественный интерес;
  • различные корпорации - потребители страховых услуг;
  • конкуренты (институциональный рынок);
  • рынок, связанный с государственными органами управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Страховая услуга как товар

Страховой продукт - это результат человеческой деятельности по осуществлению экономической защиты от последствий различных случайных и вероятностных событий (чаще всего неблагоприятных) естественных и общественных явлений.

Страховой продукт конкретизируется в услуге по страховой защите или  в «страховой услуге». Однако, продукт, имеющий стоимость, еще не является товаром. Только когда продукт вынесен  на рынок и получил определенную потребительскую стоимость, он может  считаться товаром. Если страховая  услуга продается за деньги - это  страховой товар. Страховые услуги полезны - следовательно - позитивны, так  как направлены против вреда и  ущерба.

Страховая услуга - специфический товар, предлагаемый на страховом рынке. Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия, то есть страхового обеспечения конкретного объекта на случай определенных договором событий. Меновая стоимость - это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем - во взносе или платеже. Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, то есть размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.

Договор страхования представляет собой прежде всего сделку, заключенную между продавцом страховой услуги (страховщиком) и покупателем, который может быть непосредственным потребителем страховой услуги (в этом случае он является страхователем) или определяющим потребителя страховой услуги (застрахованного).

Страховая сделка отвечает обязательным условиям, предъявляемым ко всем сделкам:

  • наличие, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов: имущественный интерес страхователя; страховая сумма, в которой выражен имущественный интерес; страховой взнос, т.е. цена страховой услуги;
  • согласованные условия ее осуществления, представленные в виде Правил страхования, регулирующих взаимоотношения сторон при заключении договора страхования;
  • согласованное время совершения, определяемое как период страховой oтвeтствeнности;
  • согласованное место проведения.

Специфика страхового продукта в товарной форме :

Развитие страхования как экономической  категории определило специфические  особенности страховой услуги как  товара, предлагаемого на страховом  рынке.

Основные особенности страховой  услуги:

  1. Страховая услуга, в отличие от овеществленных продуктов, товаров, является процессом взаимодействия потребителя и производителя.
  2. Страховая услуга, как правило, неосязаема, поэтому:
  • потребителю трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда и после этого (например, медицинский полис);
  • покупатель должен доверяться продавцу и надеяться, что его не обманут;
  • продавцу (страховщику) сложно показать товар;
  • продавцу (страховщику) сложно объяснить и доказать необходимость услуги для потребителя, сложно выделить преимущества своей услуги;

3. Страховую услугу нельзя производить впрок и хранить:

- страховая услуга в виде  компенсации может производиться  только с момента ее востребованности.

4. Качество страховой  услуги невозможно оценить сразу.

5. Страховые услуги не  могут быть сохранены для дальнейшей  продажи и предоставления. Страховщику  сложно адекватно реагировать  на рост спроса на услуги, и, в случае, если резко растет спрос, то нельзя мгновенно увеличить объем услуг.

6. Исполнение страховой  услуги изменчиво и зависит  от того, кто, где, когда ее  оказывает. Это обусловлено совпадением  по времени востребования и  производства услуги.

7. Массовое производство в большей  части невозможно ввиду высокой  степени индивидуализации услуги.

 

 

  1. Финансовые основы страховой деятельности

Общие принципы организации  финансов страховщика. Страховая премия, как источник формирования доходов  и покрытия расходов страховщика. Состав и структура доходов страховой  компании. Доходы от страховых операций, доходы от нестраховых операций.

Расходы страховой компании: связанные с осуществлением страховых  операций и расходы, которые не связаны  непосредственно с осуществлением страховых операций.

Конечный финансовый результат  деятельности страховой компании. Порядок  определения финансового результата от страховой деятельности; от реализации основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов; от внереализационных операций. Порядок определения конечного финансового результата деятельности страховой организации. Сумма и уровень прибыли. Использование прибыли.

Объекты налогообложения  и налогооблагаемая база в страховании. Налог на доходы, порядок его исчисления. Нормативно-правовая база налогообложения  в страховых компаниях.

Необходимость формирования страховых резервов и фондов. Правила  формирования страховых технических  и математических резервов. Исходная база для формирования страховых  технических и математических резервов.

Правовые основы и сущность инвестиционной деятельности. Порядок  осуществления инвестиционной деятельности страховыми организациями. Объекты  инвестирования. Сущность понятий «финансовая  устойчивость» «платежеспособность». Характеристика основных и дополнительных условий обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

 

 

  1. Практическое задание

Вариант 1.

Задача 1: Предприятие застраховало 20 однотипных станков на общую страховую сумму 680 тыс. руб. от поломок. По договору на один страховой случай была установлена безусловная франшиза в размере 5%. В результате взрыва пришли в негодность 5 станка. Рассчитайте размер ущерба и страхового возмещения.

Решение:

S = 680 тыс. руб.     S(1) 680:20=34 тыс. руб.

n – 20 станков     34*0,05=1,7

5 % - франшиза     34-1,7=32,3 (без франшизы)

5 – негодные     32,3*5=161,5 (страх. возм.)

P(n) = 34 %      34*5=170 (размер ущерба)

Вывод: Ущерб составляет 170 тыс. руб., а сумма страхового возмещения составит 161,5 тыс. руб.

 

Задача 2: Оценить дефицитность средств с использованием «коэффициента профессора Коньшина».

Исходные данные:

а) у страховой компании А портфель состоит из 2500 заключенных договоров, а тарифная ставка составляет 0,35 рублей со 100 рублей страховой суммы;

Информация о работе Экономическая сущность страхования. Финансовые основы страховой деятельности